Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополия.Естесственные и предпринимательские монополии



2016-09-16 463 Обсуждений (0)
Монополия.Естесственные и предпринимательские монополии 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополия рассматривается также как тип структуры товарного рынка — рыночная структура, включающая одну фирму, уникальную про­дукцию и практически непреодолимые барьеры на входе1 для других хо­зяйствующих субъектов. Понятие «монополия» отражает концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяй­ствующих субъектов2.
Если исходить из того, что с правовой точки зрения монополия пред­ставляет собой исключительное право на какие-либо действия или объ­екты, то можно выделить три основных типа монополий.
Создаваемые и л и функционирующие п р и непосредственном регулирующем воздействии со стороны государства. К ним относятся государс­твенные и естественные монополии. Данные монополии являются ле­гальными. Государственные и естественные монополии возникают на за­конном основании.
Возникающие в результате обладания исключительными правами, на­пример, на объекты интеллектуальной собственности. Такие монополии также являются легальными.

Образуемые самостоятельно хозяйствующими субъектами (домини­рующее положение). Эти монополии называют искусственными, рыноч­ными.
Государственные монополии могут создаваться в соответствии с зако­нодательством и действуют, как правило, в течение определенного време­ни. Так, согласно ст. 4 Федерального закона «О государственном регули­ровании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции», государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции на территории РФ может вводиться федеральным законом.
Естественные монополии характеризуются тем, что их формирование происходит объективно и не зависит от воли людей или государства. Фун­кционирование естественных монополий, в силу их природных свойств и истоков (отсюда и название — «естественные»), целесообразно и эф­фективно только в условиях фактической монополии, при регулирова­нии и определенной поддержке со стороны государства. В сферах естес­твенных монополий закладывается основа для функционирования всей экономики.
Природные свойства и истоки естественных монополий предопределя­ют и их заведомую невыгодность для экономики. Поэтому в ряде стран ес­тественные монополии находятся в ведении государства, хотя, например, в силу изменения политической ситуации, такие сферы могут денационали­зироваться (как это происходило с железнодорожным транспортом в Вели­кобритании). Тем не менее передача сфер естественных монополий в част­ную собственность и, соответственно, образование хозяйствующих субъ­ектов, приносящих прибыль (а иначе не могут действовать корпоративные предприятия), далеко не всегда необходимы и оправданы. Это касается и форм регулирования деятельности субъектов естественных монополий. В литературе отмечалось, что если решать экономические проблемы ис­ключительно частноправовыми средствами, то решения будут принимать­ся только в интересах частных лиц, даже если это идет в ущерб интересам государства и общества. Это ярко проявляется, например, в деятельности РАО «ЕЭС».
В российском законодательстве прослеживается явная направленность на либерализацию в сферах естественных монополий. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естест­венных монополиях» (в ред. от 29 июня 2004 г.) (далее — Закон о естест­венных монополиях) не допускается сдерживание экономически оправ­данного перехода сфер естественных монополий, указанных в нем, из со­стояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Согласно ст. 21 Закона о естественных монополиях, орган регулирова­ния естественной монополии принимает решение об изменении и о пре­кращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий с учетом демонополизации сфер естественных монополий.
Закон о естественных монополиях распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъ­екты естественных монополий, потребители, федеральные органы испол­нительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Предусмотренное данным законом регулиро­вание деятельности субъектов естественных монополий не может приме­няться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монопо­лиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 2 Закона о естественных монополиях).
Деятельность субъектов естественных монополий регулируется также специальными законами, к которым, в частности, относятся: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 30 де­кабря 2004 г.), Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»' (в ред. от 9 мая 2005 г.), Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2 (вред, от 7 июля 2003 г.) и др.
Под естественной монополией в ст. 3 Закона о естественных монопо­лиях понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворе­ние спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным по­нижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от из­менения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектами естественных монополий являются хозяйствующие субъ­екты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях, данным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следую­щих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопро­водам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнерге­тике;

услуги по передаче тепловой энергии.

В п. 2 ст. 4 Закона о естественных монополиях установлено, что в со­ответствии с реализуемой по решению Правительства РФ демонополи­зацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от
регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфе­ре железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъек­тов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использо­ванию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользова­ния. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктура железнодорож­ного транспорта общего пользования — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и дру­гие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабже­ния, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, сооруже­ния, устройства и оборудование.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются соответствующие федеральные органы исполни­тельной власти.
Органами регулирования естественных монополий могут применять­ся следующие методы регулирования деятельности субъектов естествен­ных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в това­ре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержден­ному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332, ФСТ является федеральным органом исполнительной власти по регулирова­нию естественных монополий, осуществляющим функции по определе­нию (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопро­сам, связанным с определением (установлением) и применением цен (та­рифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной служ­бе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС является уполномоченным федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естест-венных монополий (в части установленных законодательством полно­мочий антимонопольного органа). ФАС, в частности, осуществляет кон­троль и надзор:
за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъ­ектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого при­меняется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг есте­ственных монополий и оказанием услуг субъектами естественных мо­нополий на недискриминационных условиях;
за соблюдением установленных законодательством о естественных мо­нополиях требований об обязательности заключения договоров субъек­тами естественных монополий.
Согласно ст. 11 Закона о естественных монополиях, органы регули­рования естественных монополий вправе:

принимать обязательные для субъектов естественных монополий ре­шения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных этим федераль­ным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения данного закона;

направлять субъектам естественных монополий обязательные для испол­нения предписания о прекращении нарушений закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих закон;

принимать решения о включении в реестр субъектов естественных мо­нополий либо об исключении из него;

направлять органам исполнительной власти и органам местного само­управления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих закону, и (или) о прекращении нарушений закона;

принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной мо­нополии;

привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, долж­ностных лиц органов исполнительной власти и органов местного само­управления в случаях, предусмотренных законом;
обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением закона;

осуществлять иные полномочия, установленные законами.

 



2016-09-16 463 Обсуждений (0)
Монополия.Естесственные и предпринимательские монополии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монополия.Естесственные и предпринимательские монополии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)