Монополия рассматривается также как тип структуры товарного рынка — рыночная структура, включающая одну фирму, уникальную продукцию и практически непреодолимые барьеры на входе1 для других хозяйствующих субъектов. Понятие «монополия» отражает концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов2.
Если исходить из того, что с правовой точки зрения монополия представляет собой исключительное право на какие-либо действия или объекты, то можно выделить три основных типа монополий.
Создаваемые и л и функционирующие п р и непосредственном регулирующем воздействии со стороны государства. К ним относятся государственные и естественные монополии. Данные монополии являются легальными. Государственные и естественные монополии возникают на законном основании.
Возникающие в результате обладания исключительными правами, например, на объекты интеллектуальной собственности. Такие монополии также являются легальными.
Образуемые самостоятельно хозяйствующими субъектами (доминирующее положение). Эти монополии называют искусственными, рыночными.
Государственные монополии могут создаваться в соответствии с законодательством и действуют, как правило, в течение определенного времени. Так, согласно ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ может вводиться федеральным законом.
Естественные монополии характеризуются тем, что их формирование происходит объективно и не зависит от воли людей или государства. Функционирование естественных монополий, в силу их природных свойств и истоков (отсюда и название — «естественные»), целесообразно и эффективно только в условиях фактической монополии, при регулировании и определенной поддержке со стороны государства. В сферах естественных монополий закладывается основа для функционирования всей экономики.
Природные свойства и истоки естественных монополий предопределяют и их заведомую невыгодность для экономики. Поэтому в ряде стран естественные монополии находятся в ведении государства, хотя, например, в силу изменения политической ситуации, такие сферы могут денационализироваться (как это происходило с железнодорожным транспортом в Великобритании). Тем не менее передача сфер естественных монополий в частную собственность и, соответственно, образование хозяйствующих субъектов, приносящих прибыль (а иначе не могут действовать корпоративные предприятия), далеко не всегда необходимы и оправданы. Это касается и форм регулирования деятельности субъектов естественных монополий. В литературе отмечалось, что если решать экономические проблемы исключительно частноправовыми средствами, то решения будут приниматься только в интересах частных лиц, даже если это идет в ущерб интересам государства и общества. Это ярко проявляется, например, в деятельности РАО «ЕЭС».
В российском законодательстве прослеживается явная направленность на либерализацию в сферах естественных монополий. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 29 июня 2004 г.) (далее — Закон о естественных монополиях) не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в нем, из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Согласно ст. 21 Закона о естественных монополиях, орган регулирования естественной монополии принимает решение об изменении и о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий с учетом демонополизации сфер естественных монополий.
Закон о естественных монополиях распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Предусмотренное данным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 2 Закона о естественных монополиях).
Деятельность субъектов естественных монополий регулируется также специальными законами, к которым, в частности, относятся: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 30 декабря 2004 г.), Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»' (в ред. от 9 мая 2005 г.), Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2 (вред, от 7 июля 2003 г.) и др.
Под естественной монополией в ст. 3 Закона о естественных монополиях понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектами естественных монополий являются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях, данным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии.
В п. 2 ст. 4 Закона о естественных монополиях установлено, что в соответствии с реализуемой по решению Правительства РФ демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от
регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).
Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332, ФСТ является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естест-венных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). ФАС, в частности, осуществляет контроль и надзор:
за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий.
Согласно ст. 11 Закона о естественных монополиях, органы регулирования естественных монополий вправе:
принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных этим федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения данного закона;
направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих закон;
принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих закону, и (или) о прекращении нарушений закона;
принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом;
обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением закона;
осуществлять иные полномочия, установленные законами.