Общая психологическая характеристика судебного процесса
Профессиональная деятельность в суде ограничена временными рамками. Судье необходимо в кратчайший срок воспринять, переработать информацию, отбросить не имеющую отношения к событию (к сожалению, в уголовном деле порой находятся документы, которые с большой натяжкой можно отнести к нему, а иногда и вовсе к нему не относящиеся), своевременно принять по ней решение. В противном случае какие-то факты, детали могут быть судьей или вообще не восприняты, или восприняты не полностью, или ошибочно. В отличие от следователя судья имеет больше возможностей равномерно распределить свои физические и психологические силы путем планомерного регулирования потока информации и скорости ее поступления. Законодатель не случайно устанавливает порядок судебного следствия (допрос свидетелей, выступление прокурора, защитника и т.д.). Строгая регламентация судебного разбирательства преследует цель облегчить психологическое напряжение в суде путем предоставления суду возможности спокойно воспринимать и осмысливать поступающую информацию. Для того чтобы информация не воспринималась в состоянии крайнего утомления, объявляются перерывы, дается время на наведение порядка в зале судебного заседания и т.д. Положение судьи характеризуется тем, что закон возлагает на него руководство ходом судебного заседания. Судья должен обладать многими психологическими качествами: высоким чувством долга и ответственности, хладнокровием, тактичностью, вежливостью, сдержанностью, критичностью мышления, спокойствием, беспристрастностью и др. В коммуникативной деятельности суда отражаются межличностные взаимоотношения судей с работниками того или иного судебного органа. Важнейшим элементом коммуникативной деятельности являются отношения, которые складываются в процессе судебного допроса. При рассмотрении уголовных дел председательствующий должен помнить, что допрашиваемые, как правило, стараются повторить сказанное на следствии. Однако в процессе допроса на них могут отразиться психическая напряженность, скованность, заторможенность и другие негативные особенности поведения и памяти, пока допрашиваемый не привыкнет, не адаптируется к новой обстановке. Публичное разъяснение свидетелю его процессуальных прав и обязанностей – основа установления контакта в суде. Большое значение играют тональность, расстановка пауз, грамотное ударение в обращении к свидетелю, – все это должно подчеркивать ответственность лица за уклонение от своих процессуальных обязанностей. Допрос следует вести спокойно, сдержанно, не перебивая выступающего, вопросы задавать понятные, без смеха и злорадства. При изменениях показаний допрашиваемого нужно обязательно выяснить мотив его поведения. Предупредить подобное положение можно снятием вопросов, не относящихся к рассматриваемому событию, или корректно уточнять поступающие вопросы. Представляется, что развитие коммуникативных связей на этапе предварительной деятельности судьи затрудняет познание им материалов уголовного дела. Кроме того, у суда есть обязанность регулировать психологию взаимоотношений участников судопроизводства. Особая роль здесь отводится председательствующему. Он обязан наблюдать за поведением подсудимого, свидетелей, потерпевших, прокурора, адвоката и других участвующих в деле лиц, устанавливать правильные взаимоотношения между ними, т.е. умело воздействовать на ход ведения судебного заседания. Важнейшей формой процессуального общения являются судебные прения, состоящие из выступлений обвинителя, защитника, других участников процесса. Речи должны быть понятными для присутствующих, легко восприниматься ими, нести серьезную смысловую нагрузку, включать в себя не только правовую оценку события, но и его нравственную характеристику, соответствующую мировоззрению, личностной установке, психологическим качествам произносящего ее. Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, так как эти действия являются результатом коллективного мышления. На стадии вынесения приговора четко определяется последовательность осуществления различных видов деятельности в совещательной комнате. Судебные психологи (А. Р. Ратинов, А. В. Дулов и др.) выявили здесь психологические закономерности, которые позволяют эффективно провести коллегиальное обсуждение: 1) осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому плану; 2) возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активного участия в этом каждого члена коллегии; 3) коллегиальное завершение познавательной деятельности; 4) четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с конкретной нормой закона; 5) вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания. При принятии групповых решений составом суда роль профессиональных качеств судьи значительно возрастает. Закон подробно регламентирует порядок вынесения решения по любым вопросам. Например, ст. 296–313 УПК РФ регулируют вопросы постановки приговора (ст. 301 УПК РФ); принятия решения большинством голосов; нрава на особое мнение судьи, не согласившегося с решением большинства; обязательного отвода судьи, заинтересованного в деле; объявления председательствующим своего мнения последним. Аналогичные правила предусмотрены при разрешении гражданско-правовых споров в суде (ст. 16 ГПК РФ), при рассмотрении дел с участием коллегии присяжных заседателей. Все основные виды деятельности суда подчинены деятельности по принятию решения относительно возникшего спора или вынесения приговора, т.е. конструктивной деятельности, которая осуществляется каждым судьей в отдельности, но завершается обязательно коллегиально. Конструктивная деятельность суда предполагает серию взаимосвязанных действий: 1) внимательное и тщательное изучение всех фактов, которые отражают истинное положение дел; 2) ответственная работа каждого судьи при принятии конструктивного решения; 3) анализ решений членов суда; 4) анализ всех мнений, высказанных членами коллегии судей и вынесение приговора или решения суда. Конструктивная деятельность направлена на планирование и обеспечение процесса поступления информации так, чтобы она была всесторонне исследована и оценена составом суда. Судья должен иметь развернутый план восприятия и переработки всей информации в судебном заседании, чтобы определить очередность предстоящего исследования доказательств, проверить выдвинутые предположения. Конструктивная деятельность обеспечивает также исследование дополнительных обстоятельств, выявленных в суде. Процесс судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседания, в том числе на подсудимого. Поэтому воспитательная деятельность в суде играет исключительную роль. Эффективность ее зависит от полного и объективного рассмотрения в судебном процессе всех обстоятельств дела. Именно от того, насколько корректно, скрупулезно, досконально и наглядно исследуются доказательства дела в суде, насколько действия суда соответствуют закону, зависит воспитательное воздействие процесса на присутствующих. Огромное воспитательное воздействие имеет оглашение приговора. Важно, чтобы он был объективным, отвечающим требованиям закона о соразмерности наказания тяжести содеянного и личности подсудимого, доступным для понимания всеми присутствующими в зале судебного заседания. Иначе говоря, приговор должен отличаться предельной четкостью, ясностью, конкретностью и убедительностью. Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного. Удостоверительная деятельность в суде связана прежде всего с оформлением профессиональных документов. Каждая стадия судебной деятельности имеет свои особенности. Так, на стадии предания суду закон специально сужает психологические контакты, коммуникативные связи судьи с другими участниками процесса. Психологи считают, что развитие коммуникативных связей здесь только мешает первичному этапу познавательной деятельности судьи, затрудняет изучение им материалов предварительного следствия, отвлекают от решения профессиональных задач.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |