Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические аспекты профилактики правонарушений



2016-09-16 780 Обсуждений (0)
Психологические аспекты профилактики правонарушений 0.00 из 5.00 0 оценок




Профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних является существенной предпосылкой воспитания подрастающего поколения.

Несовершеннолетний преступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления. Как правило, антисоциальные свойства его личности формируются постепенно и задолго до совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки его личности как личности преступника.

Предупреждение преступлений – это, прежде всего, выявление и устранение факторов, их детерминирующих.

В предупреждении преступности несовершеннолетних большую роль играет общесоциальная система профилактики и раннее предупреждение правонарушений.

К общесоциальным профилактическим мерам относятся:

а) исполнение Закона о молодежи, который нацелен на разрешение или смягчение экономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних;

б) решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в маргинальных и нищих семьях;

в) существенное сокращение подростковой и молодежной безработицы;

г) материальное обеспечение детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга;

д) нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками с решительным устранением криминально-рыночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций славянской общности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов;

е) организация правового «ликбеза» средствами массовой информации, позволяющего в доступной, желательно увлекательной форме усваивать правовые знания, нормы правопослушного поведения;

ж) прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия, сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственнической психологии, материального успеха любой ценой – (не секрет, что содержание кинофильмов, книг и т.п. часто становится сценарием деликта, а поступки героев тиражируются в реальных противоправных действиях);

з) усиление индивидуальной результативной профилактики девиантного поведения со стороны подростков с психическими аномалиями.

Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних осуществляются, прежде всего, инспекциями по делам несовершеннолетних, подразделениями по предупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями по месту жительства.

Перспективным представляется участие церкви в воспитании трудных подростков, в формировании подростковой психологии; организационная и финансовая поддержка в восстановлении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-трудовых колоний.

В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех. У старших подростков ведущей активностью является общение в деятельности.

Включение несовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности (общения) является важной профилактической мерой.

Процесс деморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает в условиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

Вся повседневная жизненная практика индивида, весь опыт его общественного существования непосредственно формируется и реализуется именно в малых социальных группах – в семье, учебном и трудовом коллективах, компаниях друзей и знакомых. Ближайшее окружение и непосредственная среда – главные каналы нравственного формирования личности. Через них, в частности, воспринимаются индивидом противоречия и трудности социального развития, несовершенство различных сторон общественной жизни и социального устройства, недостатки и ошибки в деятельности конкретных учреждений, организаций, должностных лиц. И если непосредственная среда оказывается неблагоприятной, осложненной антисоциальными проявлениями, это затрудняет воздействие на индивида позитивных сторон общественной жизни и, напротив, усиливает влияние негативных ее сторон, приводит к формированию нравственно отрицательной личности. Таким образом, негативные нравственные свойства, являющиеся элементами психологического механизма антиобщественного поведения, не даны человеку от рождения и не возникают неожиданно, спонтанно, лишь в связи с совершением преступления, а складываются на протяжении предшествующей жизни индивида, под влиянием совокупных условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности. Здесь, конечно, немало случайного, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности имеют место условия, способные поддерживать индивидуалистическую психологию и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, некоторые лица становятся их носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование нравственного человека, неспособного совершить преступление. Таково главное направление предупреждения преступности и профилактики преступлений.

Ювенальная психология

основные разделы юридической психологии, к коим относятся судебная, криминальная, правовая, пенитенциарная психология, по большей части направлены на проблемы взрослых людей. Но, как известно, психология детей и подростков значительно отличается от взрослой. Поэтому детские аспекты юридической психологии, обладающие в какой-то степени общей спецификой, объединены в такой раздел юридической психологии, как «ювенальная психология».
Разделы ювенальной психологии представляют собой совершенно самостоятельную систему, которая, конечно же, определенным образом пересекается с взрослой психологией, но и имеет существенные особенности. В чем заключается основа ювенальной психологии? В определении проблем и особенностей детей и подростков в тех или иных ситуациях.
Одна из основных проблем методологии ювенальной юридической психологии – изучение личности подростка-правонарушителя. Немаловажное значение имеет и психологическая помощь таким детям. Необходимо понять, что побуждает подростков к совершению преступлений и, возможно, разработать методы предотвращения подобных случаев. Так же очень большое значение имеет проблема защиты прав несовершеннолетних. Кстати, именно поэтому существует множество противников выделения ювенальной психологии в отдельную отрасль.
Обычно ювенальная юстиция делится на два направления: защита прав несовершеннолетних и подростков и преследование несовершеннолетних нарушителей. Первый из разделов ювенальной юридической психологии касается взаимоотношений детей и родителей. Он подразумевает защиту прав ребенка от неправомерного отношения со стороны родителей и вызывает наибольшее опасение у юристов и психологов. Ни один закон пока не может точно определить, какие действия родителей могут расцениваться, как неправомочные по отношению к ребенку. Поэтому велика опасность того, что ребенка «отберут» у вполне нормальных родителей. В этом случае особенно важна консультация психолога, хорошо разбирающегося в этом вопросе.



2016-09-16 780 Обсуждений (0)
Психологические аспекты профилактики правонарушений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические аспекты профилактики правонарушений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)