Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 7 страница



2016-09-16 414 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

65.Методологические основы юридической психологии.Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким обра­зом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юриди­ческая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т. п.Для юридической психологии характерно системное исследование процесса дея­тельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Толь­ко системный метод позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить основные психологические закономерности такого взаимо­действия, дать достаточно полное описание процесса с учетом всех его элементов.

 

66.Психологическая характеристика страха и тревоги и их влияние на поведение человека.Психологическая характеристика тревожности. В данном параграфе будут рассмотрены основные взгляды на тревожность, ее причины и проявления.Мы считаем, что невозможно говорить о детской тревожности, не рассмотрев само понятие тревожность. Понятие тревожности часто упоминается во многих психологических теориях с тех пор, как Фрейд 1927 первым ввел его в работе Страх. Проблеме тревожности посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Предметом этих дискуссий чаще является психологическая природа феномена тревожности.Вместе с тем, относительно феноменологии и функций тревожности исследователи приходят к единой точке зрения. Большинство психологов понятием тревожность обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Следует отметить, что анализ литературы показывает неоднозначность понимания самого термина тревожность и причин ее возникновения.Она выступает одним из основных параметров индивидуальных различий.

 

67.Психологическая характеристика личности осужденного. Психологические методы изменения преступного стереотипа.Наиболее полной структурой, отражающей различные особенности человека, является динамическая структура личности. Данная структура нашла наиболее распространенное применение и в юридической психологии.Для теории и практики пенитенциарной психологии представляет особый интерес динамическая структура личности осужденного.Элементами структуры личности являются ее отдельные свойства, иногда называемые «чертами личности». Все указанное выше многообразие свойств личности поддается психологическому изучению, так как структура личности едина, различно только содержание ее элементов. Весь исторический опыт психологии и педагогики свидетельствует о том, что основными подструктурами личности (иногда называемыми «сторонами личности») являются следующие четыре, каждая из которых одновременно и уровень личности. Названия этих четырех подструктур, как и вообще большинство названий, условны. Их сущность раскрывается входящими в каждую из них подструктурами более низшего уровня. Их описание лучше вести от низшего к более высоким уровням.Четвертая подструктура биопсихических свойств личности объединяет темперамент, половые, возрастные и некоторые патологические свойства личности (если они имеются). Входящие в нее свойства в основном биологически обусловлены и очень плохо могут целенаправленно формироваться. Если же они и формируются, то только путем тренировки как простого повторения определенных функций (так же, как, например, мышцы формируются только путем их повторной работы). Но свойства этой подструктуры личности могут хорошо компенсироваться свойствами трех других, более высоких подструктур, что и создает у каждого человека свой особый стиль деятельности.

Третья подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Это свойство памяти, эмоций и ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Сюда же входят и типичные для данной личности свойства потребностей (как движущей силы форм психического отражения), внимания (как организации этих форм) и психомоторики (как их объективизации). Эти свойства уже в значительной степени не только биологически, врожденно обусловлены, но и социально приобретены. Для их формирования повторение необходимо, но недостаточно и должно принять вид упражнения, при котором должен быть осознан результат каждого повторения, и должно быть стремление от одного повторения к другому улучшать полученные результаты.Вторая подструктура личности - ее опыт, объединяющий знания, навыки, умения и привычки. Они полностью приобретены уже после рождения и потому социально обусловлены, хотя в значительной мере еще зависят и от биологически обусловленных свойств предыдущих подструктур личности. Для их формирования упражнение, а следовательно, и повторение необходимо, но недостаточно. Оно должно принять вид обучения, при котором усваиваемое при упражнении должно связываться с уже усвоенным. Свойства личности этой подструктуры определяют опыт личности, ее подготовленность и уровень культуры в различных областях.Первая подструктура личности объединяет только человеческие, высшие (потому она и первая) свойства личности - ее направленность, в структуру которой, если она взята за целое, входят желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения. Свойства личности этой подструктуры переживаются как отношения и являются мотивами деятельности. Они уже почти исключительно социально обусловлены. Для их формирования обучение должно принять вид воспитания, при котором усвоенное при обучении должно связываться с уже имеющимися положительными свойствами и особенностями именно данной личности и становиться мотивами именно ее деятельности.Рассмотренные четыре основные подструктуры личности находятся в иерархической взаимозависимости как по постепенному изменению в них соотношения биологического и приобретаемого социального, так и по специфическим для каждой подструктуры видам формирования входящих в каждую из них свойств личности: тренировке, упражнению, обучению и воспитанию. Такое понимание динамической (потому что она меняется под влиянием стихийного и целенаправленного формирования), функциональной (потому что ее элементы — психические явления) структуры личности облегчает изучение любой личности, в том числе и осужденного, укладывая ее в четкую схему. Эта схема одновременно является и программой изучения личности осужденного с целью ее исправления.

 

68.Профессиональная направленность личности юриста.Сущность и значение профессиональной направленности.Направленность — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.Профессиональная направленность юриста - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.Она характерна отношением сотрудника к закону как к высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность и правопорядок как и личному жизненному призванию, к правоохранительной деятельности и профессии юриста как отвечающим главным своим особенностям и потребностям, установкам на использование законных и цивилизованных способов решения профессиональных задач, взвешенным отношением к трудностям профессии.Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др. Она служит предпосылкой развития профессиональной направленности у сотрудников правоохранительных органов, подлежит изучению и учету при профессиональном отборе и работе с ними в процессе службы.На пути к решению такой задачи надежной опорой, а часто и большой трудностью встает специфика уже сложившейся общей направленности у принимаемых на службу в правоохранительные органы граждан. Ее дефекты нередко становятся непреодолимым препятствием к развитию профессиональной направленности, поэтому при приеме кандидатов и обнаружении у них серьезных недостатков общей направленности уместна особая решимость.Основные элементы профессиональной направленности. Социально-мотивационные качества первая подгруппа качеств профессиональной направленности сотрудника, юриста. Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Право — регулятор жизни общества. Юридическая работа — государственная работа, касающаяся коренных вопросов внутриполитического характера: защиты прав, свобод и личного достоинства граждан, законности, государственной и гражданской дисциплины, борьбы с антиобщественными проявлениями, правового обеспечения жизни и развития общества. Это главное, что характеризует правоохранительную деятельность, определяет место юриста в обществе и требования к его личности. Поэтому и профессиональная направленность находится в прямой зависимости от общей направленности его личности.Сердцевина социально-мотивационных качеств — социально зрелое мировоззрение —совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество. Любой сотрудник органов правоохраны может успешно выполнять свою работу, лишь понимая жизнь общества, занимая общественно правильную позицию в решении профессиональных проблем, будучи полноценным гражданином своего общества, сознательным борцом за социальную справедливость, за лучшее будущего своего народа. Для него недопустимо смотреть на общество «сквозь замочную скважину» своих профессиональных болячек и путать население и честных граждан с правонарушителями, с которыми он борется.Потребность — устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику правоохранительных органов должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Важна развитая потребность к самосовершенствованию. Уровень развития, динамика жизни и сложные проблемы современного общества требуют от каждого юриста учиться и совершенствоваться непрерывно.Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора юридической профессии. Для развитой направленности свойственны устойчивые характеристики их, долговременные планы службы и работы в правоохранительных органах — на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.Профессионально-мотивационные качества вторая подгруппа побудительных сил сотрудника, воина внутренних войск, юриста, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки. Задатки этих качеств лежат в общей направленности молодого человека, принявшего решение выбрать профессию юриста. Подлинный профессионал основывает свой выбор не на меркантильных расчетах, а на понимании жизненного призвания, исходя из потребности быть на трудном участке борьбы с преступностью, желания защищать граждан, простых и честных людей от преступников.Правосознание юриста — совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью, основываться на научных данных. Он специалист потому, что сведущ в юриспруденции, в вопросах правопорядка. В его сознании юридические знания прочно связаны с социальными, психологическими, стали профессиональными убеждениями и ценностными ориентациями, соединились с высокоразвитым чувством права, законности и справедливости, с побуждениями к неуклонному утверждению их в своей работе. В правосознании специалиста выражается своеобразие его мировоззрения, мировосприятия и мироотношения. Очевидно, что формирование профессионального правосознания — одна из важнейших задач в формировании профессиональной направленности.Профессиональная концепция — своеобразный элемент профессиональной направленности специалиста. Она представляет собой:• совокупность усвоенных им профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание им целей и задач своей деятельности,ее места в органе (подразделении), ее взаимосвязей с деятельностью других сотрудников, специалистов («образ организации»);• понимание своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей («образ деятельности»);• понимание, с какими конкретно личностями он будет работать, как с ними строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ коллектива»).Нередко у выпускников имеются пробелы в профессиональной концепции и особенно часто в последнем его блоке — «образе коллектива».В пристальном внимании нуждаются учет и формирование профессиональных мотивов:к службе и избранной специальности; интереса к тонкостям профессиональной деятельности и овладения высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы; здоровых служебных притязаний, стремления к самовыражению и самоутверждению и др.Жизнь вносит свои коррективы в направленность, которые не всегда благоприятны. Так, исследования мотивов профессионального выбора у поступающих ныне в образовательные учреждения МВД и их сравнение с данными 70—80-х годов показало,1 что реже отмечаются романтический аспект, семейная традиция, влияние воинской службы, содержательный интерес к профессиональной работе и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь свободное время для каких-то занятий (спорт, учеба, хозяйство).На первое место переместился такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности, изменить свой характер, стать увереннее. Такие изменения, подтверждаемые и другими исследованиями, обязывают повысить внимание к вопросам изучения, оценки и развития системы мотивации у всех работающих в правовой системе.Правильно развитая направленность личности — обязательное условие пригодности к работе в правоохранительных органах. Без его должного развития вся работа с сотрудниками, их профессиональное обучение и профессиональное образование как «юридических технократов» могут принести только вред, формируя искусного вымогателя, формалиста, чиновника, безразличного ко всему, кроме личного интереса, и приносящего урон делу борьбы с преступностью, защиты прав граждан, авторитету норм права. Дефекты профессиональной направленности — главная причина профессиональной деформации, возникающей у части практических работников.Весь комплекс работы с персоналом, организации его службы и работы достигает нужных результатов в развитии профессиональной направленности, если помимо чисто правовых знаний, навыков и умений он формирует глубоко осознанную, зрелую, активную профессиональную позицию, основанную на правильном понимании предназначения правопорядка и юридической работы в современной России, преданность ей и стратегию действий, отвечающую вызовам времени и социальным ожиданиям общества. Каждый шаг любого руководителя, работника кадрового аппарата должен быть ориентирован на такой результат. На результате очень сильно сказывается и вся система жизни и деятельности правоохранительных органов, ее духовность и материальная обеспеченность, ибо человек всегда воспитывается не словами, а реальностями, делами, всей жизнью и ее особенностями.

 

69.Психологические основы осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия - это обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих существенное значение для расследования происшествия и находящихся в пространстве, в котором оно произошло или обнаружены его следы.Осмотр места происшествия является следственным действием, основанным на чувственной сфере познания и направленным на отражение пространственно-предметного единства воспринимаемой обстановки, временной последовательности событий и на выявление их причинно-следственных связей.Одним из главных психологических аспектов осмотра места происшествия является психология познавательной деятельности следователя при осуществлении данного следственного действия. Эффективность этой деятельности определяется, кроме профессиональных, соответствующими психологическими качествами следователя - особенностями его восприятия, мышления и воображения. Можно выделить и ряд других психологических аспектов - психологию подготовки следователя к проведению данного следственного действия; психологию отношений между участниками осмотра места происшествия; отдельные психические особенности преступников и их преступного поведения, проявляющиеся в материальных следах преступления; психические особенности потерпевшего и очевидцев. Эти аспекты остаются пока еще мало исследованными.Уже при подготовке к выезду на место происшествия возникает необходимость психологического настроя следователя к предстоящей деятельности. В зависимости от характера происшествия он моделирует общую схему своих предстоящих действий, формирует установку на преодоление возможных препятствий.Зная сильные и слабые стороны своей психики, индивидуальные особенности своего типа высшей нервной деятельности, тип своего восприятия (аналитический или синтетический), следователь при подборе участников осмотра места происшествия обращает внимание на соответствующие их индивидуально-психологические качества с тем, чтобы усилить эффективность этого следственного действия.Существенна также психологическая совместимость участников осмотра места происшествия. Обладая властными полномочиями, следователь не должен упускать из виду и психологические аспекты межличностных отношений. Его твердое, но доброжелательное и деловое общение с участниками осмотра - существенная предпосылка успешности проведения осмотра места происшествия, в котором участвует группа лиц.Предвосхищая обстановку места происшествия, следователь заранее определяет тех специалистов, к знаниям которых он будет вынужден прибегнуть.Трудноразличимые свойства объектов следователь должен воспринимать в условиях усиления контрастности. Знание того, где и какие свойства объектов можно обнаружить, значительно сенсибилизирует чувствительность отдельных анализаторов. При этом следователь широко использует всевозможные технические средства, расширяющие границы его чувственного познания.Чувственно-предметное отражение действительности, как известно из общей психологии, подчинено ряду общих психических закономерностей - избирательности, осмысленности, целостности, структурности, апперцептивности и константности. Существенное значение имеет и специфика отражаемых объектов. Таким специфичным комплексным объектом восприятия является, в частности, место происшествия,При осмотре места происшествия общие закономерности восприятия приобретают соответствующую модификацию. Так, избирательность восприятия проявляется как направленность внимания следователя на объекты и их признаки, имеющие важное значение для раскрытия преступления.Осмысленность восприятия выступает здесь как отнесение следователем отдельных объектов и их признаков к категории вещественных доказательств.Целостность - как видение объектов и обстановки в целом при наличии лишь отдельных их частей, проявлений.Структурность - как видение взаимосвязей отдельных признаков преступления.Апперцепция - как восприятие обстановки места происшествия в свете знаний и профессионального опыта следователя. Константность - как неизменность существенных для следователя признаков объектов вне зависимости от условий их восприятия.Само место происшествия выступает для следователя как информационно-содержательный комплекс (овеществленный источник информации о механизме события преступления, о личности преступника и потерпевшего, о динамике их взаимодействия и мотивах их поведения). Неизбежная активизация первосигнальной деятельности при осмотре места происшествия может вызвать индуктивное торможение второсианальной деятельности.Нередко первые впечатления ассоциативно вызывают общераспространенные предположения и играют “импритинговую” роль. При недостаточной гибкости интеллекта следователя это может увести расследование в сторону от действительного хода событий.В психологическом отношении осмотр места происшествия является особым эмпирическим методом исследования - включенным наблюдением. Особенности этого метода состоят в том, что исследователь преднамеренно активно взаимодействует с исследуемыми объектами на основе исходных знаний, конкретных предположений. Исследование ведется целенаправленно и планомерно на базе определенных методических приемов. Ведущей мыслительной операцией здесь является сравнение. При этом устанавливаются специфические изменения в объектах и выявляется смысл этих изменений на основе теоретического мышления. Результаты исследования строго контролируются и фиксируются.Результативность включенного наблюдения определяется четкой постановкой задачи исследования, обоснованностью выдвигаемых предустановок. При этом возможны и искажения результатов включенного наблюдения; они в значительной мере связаны с привычными, стереотипными суждениями, с тенденциозной направленностью исследователя. Первоначально возникшие установки могут порождать тенденциозность в интерпретации воспринимаемых явлений.Объективность включенного наблюдения обеспечивается: вариативностью предположений; отказом от преждевременных обобщений и выводов; многократностью наблюдения с измененных позиций; контролем с помощью других методов исследования (например, эксперимента).Активность включенного наблюдения заключается как в общей поисково-исследовательской направленности, так и в осуществлении всевозможных проверочных действий.Исследование проводится системно - отдельные объекты объединяются в системы, комплексы, обусловленные сущностью изучаемых явлений, с соблюдением такого порядка наблюдения, чтобы ни один существенный для исследования объект не остался вне поля внимания.При осмотре места происшествия “снимается” информация не только непосредственно отражаемая, но и та, которая свидетельствует о внутренних связях между чувственно полученными данными и внутренними взаимосвязями объектов.Выявление в процессе осмотра скрытой информации посредством чувственно воспринимаемой информации составляет познавательную сущность следственного наблюдения.При этом оценивается значение одного факта в системе других фактов, новое сопоставляется с известным. Так, анализируя способ взлома, возможность применения при этом определенного орудия, следователь сопоставляет эти факты с известными ему лицами, совершающими преступления аналогичными способами.Использование криминалистической техники значительно расширяет границы наблюдаемого и повышает точность наблюдения.Однако гносеологическая и психологическая сущность наблюдения как ведущей формы познавательной деятельности в процессе осмотра места происшествия остается при этом неизменной. Осмотр места происшествия должен быть точным, полным, объективным и строго целенаправленным. Точность наблюдения не допускает смещения порядка последовательности отдельных элементов наблюдаемого целостного явления и предполагает четкое выявление исследуемых признаков.Точность наблюдения связана с таким интеллектуальным качеством наблюдателя, как критичность мышления.На основе наблюдений следователь делает предварительные вероятностные заключения. Так, осматривая помещение, из которого были похищены вещи, следователь обратил внимание на несколько грязно-масляных следов скольжения на ятене около того места, где стояла похищенная вещь. Он предположил, что следы могли образоваться от прикосновения грязной, испачканной маслом или смазкой одежды. И для дальнейшего хода расследования существенным стало не само по себе наличие пятен, а это гипотетическое заключение следователя.Как нельзя допустить смещения структурных элементов наблюдаемого явления, так нельзя допустить и смещения выводов по отношению к их фактической базе, ибоневерное мышление неизбежно и непроизвольно фабрикует неверные факты, следовательно, производит искажение и ложь.При осмотре места происшествия следователь проявляет важнейшее профессиональное качество - криминалистическую наблюдательность, способность обнаруживать и юридически оценивать малозаметные обстоятельства и признаки объектов в качестве вещественных доказательств. Для раскрытия преступления существенными могут оказаться на первый взгляд малозначительные предметы - проездные билеты городского и железнодорожного транспорта, окурки, следы зубов, рук и ног, остатки пищи, следы губной помады, волокна тканей, остатки грунта, пыли, обрывки бумаги, отломанные части предметов, расположение предметов, исчезновение вещей определенного рода и другие признаки.

 

70.Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.Быстрое развитие техники существенным образом изменило содержание и характер трудовой деятельности человека.Важной особенностью научно-технического прогресса являются дальнейшее совершенствование технических устройств, комплексная автоматизация производственных процессов, изменение форм управления. Все это, вместе взятое, породило совершенно новую проблему, находящуюся на стыке техники и психологии—согласование функций автоматических и полуавтоматических устройств с реальными физиологическими и психологическими возможностями человека.Еще два-три десятилетия назад (психологические вопросы соответствия технических устройств возможностям человека решались инженерами и другими специалистами в области техники, как правило, без сколько-нибудь глубокого проникновения в сущность психической деятельности человека, на основе здравого смысла и простого наблюдения за поведением людей.До известного момента такое положение можно было считать терпимым в значительном большинстве случаев, поскольку производственные профессии, основанные на выполнении ручных операций, не предъявляли высоких требований к психическим функциям человека, скорее можно было бы говорить о высоких требованиях к его физическим возможностям.Наступило, однако, время, когда выполнение многих трудовых операций требует от человека не физического напряжения, как это было раньше, но значительной, иногда даже максимальной мобилизации психических усилий.Успешность профессиональной деятельности человека-оператора2 ныне во многом зависит от его психологических и психофизиологических особенностей (таких, например, как свойства восприятия, памяти, мышления, тип высшей нервной деятельности) и от функциональных состояний (эмоциональная напряженность, утомление).Вызванное бурным развитием техники изменение функций, выполняемых человеком в производственном процессе, обусловило появление новой области науки — инженерной психологии, изучающей различные аспекты проблемы взаимодействия человека и машины. Сильное влияние на развитие инженерной психологии оказывает проектирование сложных технических систем в промышленности, увеличение скоростей современного транспорта — наземного, водного, воздушного, совершенствование средств связи и многие другие явления, свойственные нашему времени.К сожалению, проблема согласования новой техники с психологическими и физиологическими возможностями человека не может быть отнесена к числу достаточно разработанных. Человек, оставаясь центральным звеном в системе управления техникой, нередко еще сталкивается с серьезными трудностями в своей профессиональной деятельности. Появление всякого рода помех, непредвиденных обстоятельств, возникновение сложных мыслительных задач — все это еще больше осложняет работу человека-оператора, повышает количество совершаемых им ошибок, иногда грозящих катастрофой.Расследование причин происшествий, связанных с управлением современной техникой, не может оставить в стороне выяснение роли психологического фактора в их возникновении. На практике при изучении, например, причин автотехнических происшествий чаще всего основное внимание уделяется выяснению их технических компонентов, человек же выступает в этих исследованиях нередко как лишенная индивидуальности усредненная статистическая единица.В одной из относительно недавно опубликованных работ, посвященных автотранспортным происшествиям, мы читаем, что в число задач автотехнической экспертизы входят «установление технической возможности предотвращения вредных последствий» и «техническая оценка действий водителя при управлении машиной»3. Справедливость этих утверждений не вызывает сомнений; хотелось бы только напомнить, что существует потребность еще и в установлении психической возможности совершения человеком действий в конкретной ситуации происшествия и психологической оценке действий водителя.Еще более ощутима эта потребность при изучении авиационных происшествий.Многие психологи и психоневрологи указывают на важность учета так называемого личного фактора в раскрытии причин авиационных аварий. Под личным фактором большинство из них понимает совокупность всех физических и психических свойств человека, влияющих на качество выполнения профессиональных функций и могущих быть поставленными в связь с летным происшествием.Учет личного фактора выражает индивидуализированный подход к оценке действий конкретных людей, осуществляющих сложные профессиональные функции. В усредненном виде действия всех людей, управляющих однотипными техническими устройствами, могут быть представлены в виде соответствующих алгоритмов поведения. Они с успехом могут быть использованы при разработке методов обучения, тренировки, профессионального совершенствования. Но алгоритмическое описание трудовой деятельности людей не отражает тех индивидуальных различий, которые сохраняются при выполнении самых однотипных операций. Именно поэтому расследование автотранспортных, летных и других происшествий, связанных с управлением техническими устройствами, должно быть направлено не на механическое сличение действий конкретного человека с известным алгоритмом поведения в той или иной ситуации, но на выявление сугубо индивидуальных возможностей человека, его психического состояния, сложившихся у него приемов работы.В литературе имеются данные о высоком удельном весе личного фактора среди причин летных происшествий. В настоящее время, ввиду почти полной неразработанности вопроса об участии специалистов в области психологии в экспертизе транспортных и других технических происшествий, трудно дать конкретные рекомендации и предложить типовые вопросы для назначения судебно-психологической экспертизы в указанных случаях. Тем не менее мы считаем необходимым ориентировать практических работников на принципиальную возможность проведения экспертных психологических исследований по делам о транспортных происшествиях.Обратимся прежде всего к некоторым научным положениям, важным для понимания психологической сущности деятельности людей в авиации и наземном транспорте.Говоря о профессиональной деятельности шофера или летчика, следует особо отметить, что ее успешность во многом зависит от своевременности двигательных или, как их иначе называют, сенсомоторных реакций, совершаемых в ответ на внешние раздражители. Любая сенсомоторная реакция включает в себя три фазы. Первая — восприятие -информации; вторая (центральная) — переработка поступившей в центральную нервную систему информации и принятие решения; наконец, третья фаза объединяет процессы, определяющие начало движения. Каждая фаза имеет протяженность, длится во времени. Сумма всех трех периодов составляет время двигательной реакции.Нельзя отождествлять время реакции и общее время двигательного акта, так как последнее включает в себя время, затраченное на выполнение движения (от его начала до завершения), и, естественно, больше времени реакции. Чтобы изменить курс автомобиля или самолета в ответ на появление сигнала, летчик или шофер должен успеть полностью закончить двигательный акт, т. е. затратить общее время, необходимое для выполнения двигательного акта.Все многообразие психомоторных процессов может быть объединено в три основные группы:простая сенсомоторная реакция;сложная сенсомоторная реакция;сенсомоторная координация.Простая сенсомоторная реакция — это элементарный двигательный ответ на единичный сигнал, например нажатие на телеграфный ключ или включение тумблера при зажигании лампочки. Эта реакция характеризуется временем, протекающим от момента появления сигнала до начала движения. Легко убедиться, что время простой двигательной реакции является наименьшим по сравнению со временем других сенсомоторных реакций.Все остальные сенсомоторные реакции имеют сложный характер. Среди них в первую очередь выделяются реакции различения и выбора.Сущность реакции различения заключается в том, что движение совершается в ответ только на один заранее известный сигнал, на другие же сигналы двигательной реакции не должно происходить.Реакция выбора осуществляется при условии, что каждому из возможных сигналов должны соответствовать разные двигательные ответы. Например, если на зажигание красной лампочки человек должен отвечать движением рычага вправо, а на зажигание синей — движением влево, то мы получим картину типичной реакции выбора.Время сложных реакций увеличивается за счет процессов, происходящих в центральной нервной системе, поскольку ответ на сигнал не является однозначным.Еще более сложной психической деятельностью является сенсомоторная координация, заключающаяся в том, что результат каждого движения сличается с имеющимся заданием. Сохранение прямолинейного движения при вождении автомобиля или выдерживание постоянного курса в полете без помощи автопилота, осуществляемое путем совершения почти беспрерывных коррегирующих движений, может служить примером сенсомоторной координации. По сравнению со сложными сенсомоторными реакциями она еще более увеличивает нагрузку на центральную нервную систему.Приведенный минимум сведений о содержании психомоторных процессов имеет, как нам кажется, значение для судебно-следственной и экспертной прак<



2016-09-16 414 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)