Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-психологические основы профилактической работы в местах социальной изоляции



2016-09-16 715 Обсуждений (0)
Организационно-психологические основы профилактической работы в местах социальной изоляции 0.00 из 5.00 0 оценок




Профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению преступности, а также разработка мер по ее предупреждению. В зависимости от степени развития преступной деятельности в профилактической работе используют меры по предупреждению, предотвращению или пресечению преступлений.

Предупреждение преступлений достигается совокупностью мер, направленных на выявление причин и условий, которые могут побуждать и провоцировать к криминальному поведению несовершеннолетних, и их устранение

В случае, когда заранее выяшгь и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений, не удалось, но известно о готовящемся преступлении, принимают меры по его предотвращению. Если о совершаемом преступлении стало известно сотрудникам мест социальной изоляции, то применяются меры по его пресечению.

В системе профилактики преступности несовершеннолетних важную роль играют специальные школы, специальные П ГУ к ВК. Во-первых, они, надлежащим образом исполняя уголовное наказание (ВК) и принудительные меры перевоспитания (спецшколы и спецГП У), используя для этого механизмы общественного сознания, оказывают общепревентивиое воздействие на неустойчивую в криминальном отношении часть подростково-юношеского населения страны. Во-вторых, они способствую"1 формированию у несовершеннолетних правильных правовых представлений о последствиях совершения преступлений, а следовательно, и правосознания. В-третьих, на места социальной изоляции возложена и задача частной превеншт, т.е. создания условий, которые исключали бы совершение несовершеннолетними преступления в период их нахождения в специальных воспитательных и исправительных учреждениях. В-четвертых, исключительно велика роль мест социальной изоляции в профилактике рецидивной преступности со стороны освобожденных от наказания и выпускников спецшкол и спецПТУ. В-пятых, хорошо поставленная работа в местах социальной ИЗОЛЯции, направленная на то, чтобы побудить несовершеннолетних, имеющих за собой еще не раскрытые преступления, к явке с повинной, способствует не только нравственному самоочищению несовершеннолетнего, снимает "груз" с его души, но и повышению уровня раскрываемое(tm) преступлений, а следовательно, и повышению "меткости уголовной репрессии".

Таким образом, профилактическая деятельность мест социальной изоляции включает несколько направлений:

- по видам профилактируемой преступности несовершеннолетних выделяют предупреждение: а) первичной преступности со стороны неустойчивой в криминальном отношении части подростков и юношей; б) рецидивной преступности несовершеннолетних (как в период их пребывания в местах социальной изоляции, так и после выпуска, освобождения); в) разных видов отклоняющегося поведения в местах социальной изоляции (профилактику вымогательства, симуляций и агграваций болезней, членовредительства, побегов, алкоголизма и токсикоманий, половых извращений и т.п.);

- по объектам предупредительного воздействия выделяют: а) профилактику общую, не имеющую точного "адреса" в виде конкретной личности или группы несовершеннолетних; б) частную, направленную на предупреждение правонарушений со стороны определенных групп и лиц;

- по месту воздействия выделяют профилактику правонарушений: а) со стороны несовершеннолетних, находящихся в местах социальной изоляции; б) со стороны лиц, выпущенных из спецшкол и спецПТУ, освобожденных из ВК и находящихся в трудовых (производственных) коллективах, продолжающих учебу в обычных школах и профессиональных училищах;

- по системе применяемых мер выделяют профилактику: а) общесоциальную, включающую применение социальных, экономических, организационно-управленческих, правовых, психолого-педагогических, социально-медицинских, социокуль-турных, социотехнических мер к неустойчивой части (группе "риска") подростково-юношеского населения; б) специальную криминологическую, включающую разработку и применение целенаправленных мер к конкретным группам несовершеннолетних, склонных к правонарушениям; в) индивидуальную, включающую систему мер, определяемых индивидуально-личностными особенностями конкретных подростков и юношей.

Каждый из указанных аспектов профилактики включает психологические и социально-психологические вопросы, без учета которых Эффективность профилактической работы снижается.

Поскольку правонарушения и виды отклоняющегося поведения отличаются большим разнообразием, весьма разнообразна и система профилактических мер воздействия на несовершеннолетних в местах социальной изоляции. Исходя из этого разрабатываются программы и комплексные планы профилактики правонарушений и отклоняющегося поведения несовершеннолетних в местах изоляции. При этом следует учитывать, что все социальные институты, в которых пребывают несовершеннолетние, тесно связаны между собой так называемыми "трассами", по которым подростки и юноши общаются между собой путем нелегальной переписки. Поэтому профилактическая работа в местах социальной изоляции не может быть оторвана от профилактической работы на свободе, и наоборот, профилактическая работа на свободе с несовершеннолетними должна строиться с учетом влияния на них их друзей, отбывающих наказание в колониях или находящихся на перевоспитании в спецшколах и спецПТУ.

В организации профилактической работы в местах социальной изоляции воспитатели и другие сотрудники встречают определенные трудности. Данное обстоятельство объясняется спецификой самой профилактической работы, строгим регламентированием ее нормативными актами, чрезвычайной разнородностью контингента несовершеннолетних и необходимостью ее дифференциации, взаимной криминализацией контингента, находящегося в изоляции, влиянием на отклоняющееся криминальное поведение несовершеннолетних "законов" и правил криминальной субкультуры.

Психология общепревентивного воздействия социальной изоляции. Одной из целей социальной изоляции правонарушителей является решение задач общей превенции (предупреждения преступлений со стороны неустойчивой части подростково-юношеского населения). Смысл ее состоит в том, чтобы не дать неустойчивым подросткам оступиться, уберечь их от совершения преступлений. Это достигается путем ознакомления несовершеннолетних с процедурами применения принудительных мер перевоспитания и исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, с режимом специальных воспитательных и исправительных учреждений, а также с теми последствиями, которые они несут в себе. Следовательно, общепревентивная цель достигается, если несовершеннолетний знает, что его ждет в случае совершения им преступления, представляет суть не только правоограничительных мер, но и процедур их исполнения, ясно сознает себе те страдания, которые они порождают, ощущает моральные переживания, которые человек испытывает, находясь в социальной изоляции.

Таким образом, ознакомление с порядком исполнения принудительных мер перевоспитания и уголовного наказания в виде лишения свободы влияет на несовершеннолетнего в двух направлениях: а) устрашает его возможными правоограниче-ниями и ожидаемыми страданиями; б) изменяет правосознание подростка (юноши) и приводит его к убеждению о нецелесообразности (своего рода "невыгодности") совершения преступления.

Возникает вопрос: из каких источников получают несовершеннолетние представление о процедуре перевоспитания и исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы? Различают два вида источников: официальные и неофициальные. К официальным относят нормативные акты, издаваемые законодателем, из которых несовершеннолетние узнают правду о тяжестях режима социальной изоляции. Как бы примеривая к себе возможное применение принудительных мер перевоспитания и уголовного наказания в виде лишения свободы, описанную в законе процедуру их исполнения и возможные последствия этого, несовершеннолетний отказывается от совершения правонарушения или преступления, что позволяет достичь цели превенции. Вторым официальным источником является предупреждение комиссии по делам несовершеннолетних и других правоохранительных органов о возможных последствиях криминального поведения несовершеннолетнего. Однако восприятие этой информации зачастую бывает не вполне адекватным в силу действия социально-психологических механизмов общественного сознания, возникновения различных психологических барьеров между взрослыми и несовершеннолетними. Нередко оно искажается под влиянием различных "помех", исходящих от тех или иных социальных групп, закрепляясь в обыденном сознании в виде различных социальных стереотипов.

Неофициальную информацию несовершеннолетние получают из рассказов лиц, выпущенных из специальных школ и специальных ПТУ, а также освобожденных из воспитательных колоний. Преимущественно эта информация становится известной ближайшему окружению этих лиц. Обычно "рассказчик" допускает существенные искажения в силу своей субъективности, преувеличивая или преуменьшая тяжесть социальной изоляции. На содержание информации, исходящей от этих несовершеннолетних, влияют многие факторы: цели, которые они преследуют, информируя окружающих; время, прошедшее после выпуска из спецучреждения или освобождения из колонии, и степень его влияния на ретроспективную оценку перенесенных ограничений. Если несовершеннолетний стремится кого-то разжалобить, запугать или остановить от преступного шага, то он прибегает к "сгущению красок", всячески преувеличивая тяжесть страданий, перенесенных им; если же он хочет кого-то подтолкнуть к правонарушению или бравирует перенесенными страданиями в целях самоутверждения в криминальной группе, то может действовать в противоположном направлении, всячески подчеркивая свое "умение жить" в колонии (спецшколе, спецПТУ) или "кайфовать в тюрьме".

Несовершеннолетние получают информацию о процедуре принудительных мер перевоспитания, исполнения уголовного наказания, переносимых тяжестях и испытываемых страданиях и от лиц, находящихся в специальных школах, специальных ПТУ и ВК. Чаще всего эта информация поступает родным во время свиданий с несовершеннолетними или в письмах, направляемых знакомым или друзьям из мест социальной изоляции. Здесь также может нарушаться принцип адекватности восприятия и передачи информации. Одни несовершеннолетние преуменьшают тяжесть страданий, другие же бравируют своим поведением, приукрашивают жизнь в социальной изоляции.

В результате неадекватного восприятия и передачи информации о порядке применения принудительных мер перевоспитания и уголовного наказания у несовершеннолетних с асоциальным поведением могут возникать и закрепляться ошибочные представления об этой процедуре, т.е. в обыденном сознании популяции подростков и юношей начинают формироваться и закрепляться ошибочные стереотипы.

Дадим характеристику некоторым стереотипам, возникающим в обыденном сознании подростково-юношеского населения, о порядке применения принудительных мер перевоспитания и уголовного наказания в виде лишения свободы, которые влияют на возникновение отклоняющегося поведения при их нахождении в "зоне". Часть несовершеннолетних преуменьшают последствия и степень суровости применяемых мер, которые могут наступить в случае совершения ими правонарушений и преступлений. Способствуют этому факты условно-досрочного освобождения от наказания в ВК, досрочного выпуска из специальной школы (специального ПТУ), амнистии лиц, известных данным несовершеннолетним. На юридическом языке это называется "нестабильностью выносимых судом приговоров", которая нацелена на то, чтобы стимулировать исправление случайно оступившихся подростков и юношей, а на деле нередко играет противоположную роль. У несовершеннолетних формируется стереотип, что "до конца, от звонка до звонка малолеток не держат". Оказывают свое влияние и письма из "зоны", формируя стереотип, что там "жить можно".

Есть и другая сторона проблемы. Преуменьшение последствий и степени суровости применяемых к несовершеннолетним преступникам мер лишения свободы, а к правонарушителям - принудительных мер перевоспитания может вести к формированию у лиц, пострадавших от преступных посягательств, чувства несправедливости по отношению к ним. Смягчение кары для несовершеннолетних правонарушителей, существование институтов досрочного, условно-досрочного освобождения, его замены принудительными мерами перевоспитания постоянно поддерживают и питают в обыденном сознании идею о необходимости ужесточения репрессий по отношению к преступникам.

В противоположном направлении действуют стереотипы, преувеличивающие суровость применяемых уголовных принудительных мер к несовершеннолетним правонарушителям и преступникам. Эти подростки и юноши и их родственники считают примененную меру слишком суровой. Это порождает жалость к правонарушителю, стремление облегчить его "участь". Однако такое "доброе" чувство, как отмечают некоторые авторы, не всегда направляется по адресу. На основе этих чувств у учащихся спецшкол, спецПТУ, воспитанников ВК формируется идея искупления вины страданием.

Мешают достижению целей профилактики стереотипы, в соответствии с которыми перенесенные несовершеннолетним правонарушителем страдания в специальном ПТУ (специальной школе и В К) рассматриваются как заслуга, своеобразный подвиг, что снимает (блокирует) и ослабляет действие моральных свойств применения уголовно-правовых и административных мер к подростку и юноше. Оценивая перенесенные тяготы как определенную заслугу, такой подросток (юноша), бравирует своим поведением "в зоне", а по выходе начинает требовать себе определенных преимуществ и льгот от общества.

Наконец, у части несовершеннолетних за период нахождения в социальной изоляции формируется, а затем получает распространение стереотип об оправдательной роли трудностей, встречаемых в жизни, которые якобы дают ему право совершать новые правонарушения и преступления после выпуска из спецПТУ (спецшколы), освобождения из ВК.

Поэтому в профилактической работе с несовершеннолетними необходимо учитывать: 1) возможность возникновения и укрепления в обыденном сознании рассмотренных стереотипов, добиваясь, чтобы объективно назначенная несовершеннолетнему мера воспринималась и субъективно как справедливая; 2) профилактическая работа в "зоне" должна быть тесно связана с такой же работой в среде подростково-юношеского населения страны, поскольку между той и другой частью несовершеннолетних существуют тесные контакты, не прерываемые никакими режимными мерами.

 



2016-09-16 715 Обсуждений (0)
Организационно-психологические основы профилактической работы в местах социальной изоляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-психологические основы профилактической работы в местах социальной изоляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)