Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Активные формы обучения



2016-09-16 512 Обсуждений (0)
Активные формы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция – устное изложение учебного предмета или какой – нибудь темы, а также запись этого изложения.

Семинар– групповое практическое занятие под руководством преподавателя, совместный поиск (учителя и учащихся) ответов на поставленные проблемы.

Три правила

Методики организации лекционно – семинарских занятий

Первое правило. Нужна не учительская подсказка при овладении учащимися новыми знаниями, а совместный учителя и учащихся поиск. А поэтому лекция и семинар – это живой диалог между учителем и учеником, обсуждение выдвинутых проблем, неформальное живое общение всех участников учебно – воспитательного процесса.

Второе правило. К проведению лекций и семинаров учащихся следует готовить в системе используемых учителем других форм обучения (урок, кружок, факультатив, консультация, собеседование и т. д.). Что значит «готовить учащихся»? – Это значит:

1. Рассказать об особенностях этих форм обучения, делая акцент на том, что главное – это совместная деятельность учителя и учащихся в освоении новых знаний.

2. Расширить и понятийно углубить специальный терминологический словарь учащихся: что такое учебный конспект, виды конспектов, что такое тезис, цитирование, доклад, выступление, рецензия, сворачивание мысли, развёртывание мысли, выделение главного, ведущие идеи, логика изложения, аргументация, информационный уровень усвоения знаний, рассуждение и т. д.

3. Обучить школьников практическим навыкам (хотя бы на элементарном уровне): самостоятельно работе с учебником, дополнительной литературой, словарями и справочниками; навыкам конспектирования (печатной информации, устного слова), монологического высказывания; умению вести диалог, участвовать в дискуссии; умению делать дополнения (без повторения уже сказанного), рецензировать; анализировать собственную деятельность и деятельность товарищей; приёмам запоминания информации и т. д. При этом учителю можно широко применять разработанные памятки, алгоритмы деятельности. Например: памятка «Как подготовить доклад», алгоритм «Как фиксировать выступление».

Третье правило. На подготовку к лекции, семинару отводить не менее двух недель. В подготовительный период учитель организует деятельность школьников с помощью следующих приёмов:

1. Обсуждение с учащимися темы лекции, семинара. Вычленение 3 – 4 ведущих проблем, которые будут рассмотрены.

2. Распределение заданий (групповые, индивидуальные): подготовка докладов, рефератов, выступлений, рецензий; составление памяток, алгоритмов; сбор фактологического материала; составление таблиц, схем, диаграмм; оформление кабинета; запись на магнитофон, управление ТСО; интервьюирование, приглашение на занятия интересных людей различных профессий и т. д. Главный принцип распределения заданий – учёт интересов, способностей и возможностей школьников.

3. Оформление в кабинете уголка «Готовимся к лекции, к межпредметному семинару», куда помещается список литературы по теме, различные памятки (например, памятка «Что значит быть активным слушателем», «Как сделать обзор выступлений», «Что такое рецензия» и т. д.).

4. Текущий, помогающий контроль за подготовкой учащихся к лекции и семинару через такие формы, как групповые и индивидуальные консультации и собеседования с учащимися.

5. Привлечение (с помощью учащихся) к подготовке и проведению лекций и семинаров родителей, представителей общественности и прочих интересных людей.

6. Накануне проведения лекции, семинара – оформление учебного кабинета, проверка технических средств обучения.

Цели и задачи лекции и семинара.

Главные цели:усвоение новых знаний, обучение приёмам самостоятельного добывания знаний, приёмам самооценки и самокоррекции учебной деятельности.

Дидактические цели.

Зависят от типа лекции: Семинара:

А) Вводная. Цель: целостное Определяются потребностями

раскрытие содержания классного коллектива:

материала, показ его связей А) Теоретическое и практическое

с другими науками, обобщение изученного материала.

С практикой. Б) Обучение школьников выступать

Б) Вводно – установочная. С самостоятельными сообщениями,

Цель: выделение главных, вести дискуссию, аргументированно

ведущих идей темы, акцент отстаивать свои убеждения.

Внимания учащихся В) Формирование суждений, оце -

на этих идеях. Нок, нравственной позиции личности.

В) Обзорная. Цель: углубление Г) Формирование умений убеждать

содержания полученных знаний, других аргументами, логикой из –

приведение их в систему. ложения, обнаруживая логические

Г) Текущая. Цель: расширение и изъяны в суждениях собеседника.

Углубление содержания по Д) Учить мужеству отказываться

избранной тематике от ложной точки зрения во имя

(т.к. учитель посчитал эту тему истины.

Одной из самых важных по всему

курсу).

Структура

Лекции Семинара

Отражается в плане, с которым 1. Краткое вступительное слово

учитель знакомит учащихся учителя: задачи семинара,

в начале лекции. Основные проблемы



2016-09-16 512 Обсуждений (0)
Активные формы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Активные формы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)