Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОНТОГЕНЕЗ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ



2016-09-16 815 Обсуждений (0)
ОНТОГЕНЕЗ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Говорится о врожденной потребности (способности к) привязанности, потому что это доступная социуму категория, в которую трансформируется врожденная способность любить сразу же по вхождении человечка в социум.

Попробуем соотнести понятия, которые мы обсуждали. То, что получается, видно на схематичном рисунке: Вектор развития в онтогенезе. См. рисунок 1.

Всякая попытка изобразить двухмерным рисунком психическое имеет ограничения и основывается на условностях и допущениях. Моя тоже. Однако я пытаюсь максимально наглядно отобразить взаимодействие анализируемых понятий.

Любовь – некое поле (пространство) в котором происходит весь онтогенез (т.е. жизнь). Если в этом поле мы заинтересуемся отношениями человека с другими людьми (и м.б. другими объектами), с миром, то «попадем» на шкалу близости. Именно близость является неким мерилом и целью взаимоотношений.

Близость – это практическое приложение к человеческим отношениям идей общности (Адлер) или единства (теологи, Фромм и др.).

На векторе близости есть несколько участков. В середине, в «нейтральной зоне» - привязанность. На этом отрезке - некая условная нулевая точка начала жизни (рождения, или зачатия, или…). Предполагается, что нулевая точка всегда находится в зоне привязанности, причем в верхней (положительной части). Т.е. жизнь в норме начинается с близких отношений с 1-2 людьми и «нормальной» привязанности к ним. И тут же начинается движение.

Движение «вверх» предполагает закрепление здоровой привязанности, расширение круга близких. И дальше по вектору привязанность трансформируется в способность любить, которая развивается до бесконечности. Движение вверх – путь здоровой личности.

Итак, в здоровье, сформировавшись на близости, привязанность реализуется в способность любить, а в патологии – в зависимость.

Важно и другое. См. рисунок 2 . Сама линия-шкала близости в зоне зависимости узка, а в развитии расширяется стремясь к бесконечности. Если привязанность возможна к ограниченному кругу людей (1- 7), зависимость заужает отношения до одного объекта, здоровая любовь предполагает бесконечное расширение (до космических размеров).

Следует отметить, что человек не может находиться в нескольких точках шкалы. Это свойство его личности. Истинно любящий не может зависеть ни от кого. Также и созависимая личность подробно описанная Уайнхольд и Уайнхольд, может лишь стремиться к здоровым любящим отношениям но не достигать их.

К сожалению здоровый путь часто нарушается. Нарушает здоровое проявление любви в онтогенезе присутствие страхов. Если младенец или более старший ребенок испугается (в раннем детстве конечно в основном от отсутствия материнского тепла), то развитие направляется к отрицательному полюсу.

Этот же вектор можно рассматривать как «оценочную» шкалу в любом возрасте.

Причем движение вперед – вверх по вектору является более чем естественной потребностью. Любовь есть сущность человеческой природы, настойчиво стремящаяся реализации. Поэтому человек в принципе не может остановиться в какой-то точке шкалы. Движение его неизбежно, т.к. подталкивается неизбежностью роста. Если что-то мешает нормальному развитию (социальные факторы или личностные «недостатки») рост идет вниз (деградация).

Движение в онтогенезе и филогенезе по вектору от привязанности к проявлению любви подробно описано Фроммом.

В крайней нижней точке вектора, как и у всех экзистенциальных «шкал» - страх (подробнее я буду прорабатывать эту тему в следующей работе «экзистенции»). Т.е. противоположность любви не ненависть, не холодность – страх. Любовь – суть расширение, страх – суть заужение.

Любви человек не учится (только формам проявления), это высшая врожденная данность, состояние. Однако, мы наблюдаем детей (а потом и взрослых) не способных к ее реализации. Почему? Сдерживает проявление любой экзистенциальной категории только страх.

Ребенок оставленный матерью испытывает его в полной мере. Это мощный блок на потоке любви. Чем больше опыта страха приобретает душа (личность, психика), тем меньше ее способность к проявлениям любви. Следствием испытанного страха становятся патологии привязанности и зависимости.

Дж.Хилман: «Активная любовь не может спасти от страха, ибо глубинной его причиной является и на этом сходятся служители религии и психологии – является страх перед самой любовью. Такая боязнь обусловлена испытанными с детства страданиями, любовь скрыта в ней как крайне мучительный комплекс.» [65c.37]

 


Рис.1.

 

 

БЛИЗОСТЬ

 

ЛЮБОВЬ способность

Любить

+

привязанность

-


Зависимость

страх

 

 

Рис.2.

 

 

 
 

 


 

ЛЮБОВЬ

близость

СПОСОБНОСТЬ

ЛЮБИТЬ

+

0 привязанность

-

Зависимость

страх

 


 

Важно: любовь присутствует в человеке с рождения (зачатия), он не приобретает ее и не учится ей. Ему для здоровья необходима лишь возможность постоянно проявлять ее укрепляясь и совершенствуясь в этом. Младенец ввиду несформированности физических и некоторых психических социальных функций нуждается в одном постоянном объекте готовом к восприятию его любви (от родной мамы до «мамы Харлоу»). Поэтому важнейшими качествами матери или другого первого воспитателя являются открытость и восприимчивость! Ребенок еще не обученный социально приемлемым формам сублимации испытывает сильнейшую потребность в реализации своей любви! Младенец обычно (исключая перинатальные искажения) просто таки излучает любовь. Это может почувствовать и подтвердить любой здоровый взрослый. Мать важна для него как восприимчивый объект приложения этой любви и первый учитель способов ее проявления, начиная от улыбки и контакта глаз. В отсутствии матери это может быть любой другой восприимчивый, т.е. открытый и эмоционально теплый объект (человек, зверь, игрушка). Наличие такого объекта позволяет человеку выжить в противовес смерти от изоляции, но не помогает освоить принятые в социуме формы проявления любви. Не способный в дальнейшем проявлять любовь в «принимаемой» форме, человек лишается здорового принятия, развития, нежности и радости, достигая близости патологическими способами.

Привязанность можно считать положительной лишь условно. «По наблюдению Боулби, страх и тревога ребенка очень часто являются прямым отражением родительского страха» [27 с.305]. Мы можем только предполагать идеальное рождение (см. описания рождения Иисуса или Гуатамы). На практике же как нет абсолютного здоровья при рождении, так же и невозможно полностью исключить фактор страха в начале онтогенеза.

«Появление нового человека в семье – событие радостное и тревожное» [15 с.59]. Так провозглашают специалисты- психологи, так принято считать в современном белом обществе.

Мы считаем здоровым человека с неким определенным уровнем страха (как с некоторым количеством бактерий). И поскольку ребенок практически неизбежно находится в контакте с депривирующими и пугающими факторами, родителями и др людьми, которые сами обычно зависимы, он начинает жизнь не с нуля или (+) по нашей шкале, а с некоего «нормального минуса».

Франсуаза Дольто «На стороне ребенка» :«Мы располагаем мифом о прогрессе зародыша с рождения до взрослого возраста, поэтому отождествляем эволюцию тела с эволюцией мышления. А между тем символическое мышление это штиль от зачатия до смерти.» [25]

Я привожу эту цитату как великолепный умнейший пример того, как опасны простые аналогии и мифические штампы.

Наблюдая «слабость» человеческого тела и его рост («развитие») с возрастом, поспешно делается вывод об аналогичном пути мышления, психики и в т.ч. любви.

При этом мы вряд ли можем без кавычек говорить о слабости и недоразвитости тела ребенка, зная, что тело младенца куда более здоровое, крепкое, гибкое, сильное, живучее, чем позднее (я не говорю о патологиях). С возрастом тело теряя свое изначальное здоровье лишь приобретает большую функциональность, приспособленность к задачам эволюции, можно сказать «более социально приемлемые формы».

Видимо о том, что младенец изначально наделен огромной силой любви, мы не говорим потому, что он не пишет стихи, не дарит цветы и т.п. Когда в раннем детстве, прорвавшись через нашу систему воспитания, он все равно проявляет восхитительные чувства, мы относимся к ним как к несерьезным пародиям на «взрослые» отношения. На самом деле для младенца любовь – естественное чувство, требующее проявления. Точнее это некая великая жизненная составляющая, сила, энергия, проявляющаяся как чувство при минимальной возможности и поддержке.

Альфред Адлер: «Первые нежные побуждения у ребенка проявляются уже в самом раннем возрасте. Проследив за их развитием, мы с легкостью можем установить, что все они являются побуждениями врожденного чувства общности». [2, с.170]

Кэрролл Э.Изард: «Порой возникает ощущение, что ребенок обладает поистине безграничным запасом улыбок, неиссякаемым арсеналом радостных переживаний, что он готов поделиться ими с любым человеческим существом, лишь бы это существо уделило ему немного времени и внимания.» У него же: «Радостный человек ощущает себя в гармоничном единстве с объектом своей радости и в какой-то степени с миром» [27, с.147,153]

Однако, куда более естественными и требующими внимания почти всем (от классиков психологии, до следующих за ними родителей) кажутся детские страхи.

Пользуясь простым и эффективным механизмом переноса мы плотно проецируем на детей свои страхи и неполноценность. И когда они укореняются, начинаем «помогать».

«В нашей культуре существует огромное число таких неуверенных людей; они отмечены серьезным изъяном современной фазы развития: страхом любви и брака.» (А.Адлер [2, с179])

«Почему существует так мало счастливых любовных отношений? Мы все еще не являемся настоящими людьми, мы по-прежнему не зрелы в любви, потому что пока еще отстаем в социальности. Мы защищаемся всеми средствами, поскольку слишком боимся». [2, с.183]

Правильнее м.б. было бы сказать, что социальность отстает. По мере социализации и роста ребенка, о чем мы говорим с ним и вокруг него (а ведь язык – основное средство)? В основном о разного рода навыках. Если брать область чувств, то речь о любви будет редким исключением.

В этом ключе безусловно радуют такие слова А.Я.Варги обращенные к родителям: «Независимость с самого рождения – это главный психологический закон правильного воспитания» [15, с.67]. В своей статье автор убедительно рисует картину идеального младенчества: «…если младенец чувствует себя любимым (а чувствует он это только в том случае, если он много общается со спокойной и ласковой мамой, если его потребности быстро удовлетворяются, т.е если он окружен внимательной заботой и нежным отношением), то у него вырабатывается базисное доверие к миру…. Любите своего малыша спокойной и активной любовью – это первостепенное психологически необходимое условие его счастья». (там же) Хотелось бы еще добавить: «и принимайте его любовь». Но нет, в этом же сборнике «Популярная психология для родителей» следом за процитированной статьей о родителях следует статья О.В.Баженовой «Психическая жизнь младенца». В статье сначала автор посмеивается над устаревшим отношением к младенцу как к животному, а затем анализируется его психика по принципу S-R.1 сноска1 S-R – стимул- реакция – основной принцип обусловленности в Бихевиоризме.

«В течение первого года жизни происходит формирование эмоционального отношения ребенка к окружающему миру, которое проявляется в том, как много ребенок смеется или как часто он плачет, в том чему он предпочитает улыбаться, чего избегает и чего боится.» Обидно. Снова как у Боулби ни слова про любовь.

То, что психология отказывает началу онтогенеза в любви, не только неправомерно, но и опасно.

А при этом великий практик семейной психологии Карл Витакер [18, С.38] «…открыл, что необусловленное принятие можно получить только от ребенка, до и то не старше девяти месяцев от роду.» Кстати, и необусловленную радость [27], и необусловленное, необузданное развитие.

Возникает вопрос: не является ли отношение психологической науки, публицистики, общественности к любви отражением описанных выше страхов, созависимости общества и общим тяготением к (-) полюсу?

 

Я предлагаю свою гипотезу (гл.2) для широкого использования, как базы объединения и интеграции понятий и работы с ними.

Повторюсь вкратце.

Любовь – основная жизненная энергия, экзистенциальная ценность, являющаяся изначальной данностью человеческого бытия.

Любовь сама по себе не чувство, не отношение, не искусство и т.п., как не могут таковыми быть жизнь или смерть. Также и «дарение себя» по Фромму не рождает любовь, а наоборот. Все перечисленное – формы проявления любви.

Основной объект в широком смысле/ точка/ линия (пока не могу подобрать наиболее точное слово) проявления любви – Близость (общность, единство) с другими сущностями. Влечение – «движение психики» к близости, энергия проявления любви.

Любовь врожденное состояние человека, как эмоция она готова проявляться сразу же при рождении. В онтогенезе человек приобретает формы социального проявления любви как чувства.

Страх – это точка противостояния Любви, то что делает невозможным ее проявление, лишает человека такой способности и возможности ее приобрести.

Слабость способности проявления Любви – патология, определяемая как зависимость или патологическая привязанность. Симптомы слишком сильно проявленные сейчас в обществе.

Поскольку способность любить (отсутствие зависимости) коррелируется с самоактуализацией, развитием и просто здоровьем, необходима работа по развитию этого понятия, интеграции его в популярную психологию, литературу, другие науки, особенно детские.

Для эффекта завершенности следует также обозначить на схеме другие, упоминаемые выше понятия.

Аффиляция – одно из проявлений любви в физическом мире. А если следовать определению, приведенному выше – мотив, движущая сила проявления любви. Все это условно объяснить можно аналогией. На первый взгляд мы можем сказать, что машина приводится в движение колесами, а человек ногами, также любовь – аффиляцией. Т.е это некий инструментарий любви. В дальнейшем я буду использовать более распространенное и понятное слово – влечение.

Дружба – сублимированное, «метафорическое понятие», искусственно созданное социумом для ситуаций с табуированной эротической любовью. В приведенном выше определении от Аристотеля дружба = любовь – эротический компонент. Но помня о детско-родительской любви и разрешении Фрейда на эротизм в их отношениях, придется пожалуй уточнить формулу до: дружба = любовь – секс. Дружба приводит к переживанию близости во всех формах кроме одной. Поэтому дружбу можно считать условным синонимом любви в части чувств и не рассматривать дальше.

Общность, единство – полная близость, совпадение в пространстве и времени (в нашем случае аспектов психики или психики и тела), то же и симбиоз – когда это отношения двоих, особенно мать-ребенок. Как это не парадоксально, но это скорее состояние. На нашей схеме эти понятия совпадают с близостью. Можно предположить, что симбиоз – нижняя часть вектора, общность – средняя, единство – верхняя (по крайней мере в обычном употреблении).

Эмоциональное тепло – это эмоция или отношение, близкое по смыслу к отношению эмпатии, принятия, открытости. Слово тепло в этом контексте, как уже говорилось, подразумевает с одной стороны жизнь, с другой комфорт. Теплое – то, что соответствует нашему состоянию. (Также как теплое для физического тела – близкое к нему по температуре).

Страх – состояние, эмоция, чувство, отношение заужающее человеческое бытие, препятствующее его раскрытию и проявлению. Страх всегда связан с угрозой бытию.

вражда, ненависть – чувства, отношения порождаемые страхом и находящиеся в крайней зоне зависимости, думаю это некоторые формы ее проявления.

Агрессия – с точки зрения отношений это м.б. что-то близкое к ненависти. Однако агрессия м.б. эмоцией, энергией, она противостоит открытости, активности, интересу и относится к другому экзистенциальному вектору – творчества.

Беспокойство, тревога- разные аспекты страха. Страх, конечно, сложное понятие. И большое допущение с моей стороны изображать его точкой. Страх имеет некий спектр (беспокойство, тревога, боязнь, испуг, ужас). Фрустрацию, пожалуй, можно считать самой слабой его формой. В указанных аспектах страх присутствует в зависимости и привязанности.

Принятие: принять что-то – сделать своим, взять, согласиться, не отвергать. Принятие – описательная составляющая близости. И если близость, общность считать состоянием, то принятие - то же, но чувство. Открытость – отношение, готовность к принятию. Внимание, эмпатия – «направленная» открытость.

Удовлетворение – достижение некого физиологического и по аналогии психологического гомеостаза. Полезное для здоровья, но очень кратковременное состояние (эмоция), нарушаемое динамикой психического развития ( или деградации). В разной форме присутствует везде, но в зоне (-) кратковременнее, в зоне (+) продолжительнее.

Радость – эмоция, имеющаяся в любви как и других (+) экзистенциальных категориях. Думаю это базовая эмоция бытия. Она присутствует в рамках нашей схемы аналогично удовлетворению. Отличие их подробно описано Изардом [21].

Развитие – основной процесс жизни. Больше возможно относится к экзистенциям жизни и творчества. Отличается от эволюции большей индивидуальной активностью, интересом, включает их в себя. Развитие аспект любви образующий и подтверждающий ее экзистенциальность и связь с другими аналогичными понятиями. Развитие (в отличие от эволюции) противостоит страху и присутствует только в зоне способности любить и частично – привязанности. К развитию относятся понятия – интерес, активность.

Интерес – по Изарду эмоция и «доминирующая мотивация» развития

Забота – один из примеров того, как под воздействием страха преломляются аспекты любви. Забота – отношение принятия, внимания и нежности «с примесью» страха. Чем больше страха (тревоги) «содержится» в заботе, тем меньше в ней нежности и принятия, и наоборот.

Секс- высшая возможная форма близости для физического тела. Реализация общности на физическом плане. Это что касается взрослых мужчин. Для женщин и эмбрионов есть еще более высокая форма – совместное пребывание в одном теле.

Схема с указанием некоторых перечисленных выше понятий – рис.3

 

 


Рис.3.

 

 
 

 


ЛЮБОВЬ

       
   
 
 


страх

 




2016-09-16 815 Обсуждений (0)
ОНТОГЕНЕЗ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОНТОГЕНЕЗ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (815)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)