Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бытие. Психология Бытия



2016-09-16 880 Обсуждений (0)
Бытие. Психология Бытия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

«Формулирование глобальных перемен в подходе к ценностям…, величие которых нам предстоит еще осознать…»

Абрахам Маслоу [36]

 

«Невозможно предугадать, как извернется ветхое мышление, чтобы не нарушить своего карточного домика.

Где же конечность? Но подобно молоту бьет Беспредельность. Та самая Беспредельность, от которой при мужественном знании растут крылья.»

Николай Рерих. [49]

Вступление

 

Эта книга написана урывками… У- рывка’ми (ударение на а)… Рвалась писать и писала… Что-то прорывалось в мое сознание и записывалось…

Я часто говорю, что не считаю себя автором мыслей, а лишь ловцом. Ловцом порой неумелым, но удачливым.

Когда-нибудь в более спокойное время, я напишу дневники, в том числе и о создании этой книги. И может быть, они оправдают ее стиль. Сейчас же могу только извиниться и просить терпения вашего, Читатель.

Там, где могла, я разрабатывала пойманные мысли с доступной мне научностью. Если будет на то Ваша воля – продолжу еще эту работу.

Пока она в таком виде для меня – событие. Со-Бытие. Может быть и для Вас…
Глава 1. Бытие – это что.

Бенедикт Спиноза «Этика»

«Теорема 7. Природе субстанции присуще существование.»

Да. Не добавить не убавить. И кроме того изящно доказано. Я использую слова близкие по смыслу к «существованию» и м.б. из него вытекающие: воплощение, реализация, активация, бытие.

«Теорема 8. Всякая субстанция необходимо бесконечна.»

Опять же доказано в своеобразной манере Спинозы. Прямое следствие – бесконечность души.

«Теорема 15. Все что только существует, существует в боге и без бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо.» [53] (с.165)

Это пример одного из многих высказываний отражающих установки типа «бог бесконечен, вечен и т.п.». Тут всегда нужна бы одна оговорка: В нашем понимании! Цитируемое утверждение верно при условии, что само понятие «существование» - это атрибут бога и только. Мы часть его и наш разум тоже и потому мы не можем выйти за «рамки» Бога и должны признать, что для нас ничего более не существует и не постигаемо. Наша вечность и бесконечность заключена в нем как и в «бесконечности» вселенной.

 

Д.М. Панин: «Творец создал вселенную. Вселенная состоит из ряда миров: физического, трансфизического и трансцендентных. Миры образованы из густот. Густоты физического мира состоят из элементарных частиц этого мира.

Густота состоит из частиц мира, в котором она занимает пространство, существует во времени и находится в состоянии сгущения-разрежения.

Материя есть густота, состоящая из элементарных частиц физического мира.

Объективная реальность есть совокупность густот, оцениваемая человеком в целом не вникая в детали.» (С.11)

«Вещь есть густота, воспринимаемая человеком…»

«Бытие: наличие густот с их сгущениями и разряжениями.

Небытие: полное отсутствие густот в данном месте.(…)

Пустота есть начало, в котором по причине отсутствия частиц и соответственно густот не происходит их сгущения и разряжения. Тем не менее субстанция пустоты обладает способностью к сгущению и разряжению. В противном случае она обратилась бы в небытие» [42]

Думаю здесь речь идет о частицах определенного размера, доступного нашему осознаванию, пока.

А небытие – м.б. все-таки нонсенс для нас пока?

Ролло Мэй в «Открытии Бытия» делает многократные попытки определения его, которые многократно сводятся к выводу о «чрезвычайной сложности». Бытие рисуется посредством свободы, осознанности, познания истины… Но большей частью через сравнение с отрицанием. Говоря, что выбор самоубийцы между «быть и не быть» Мэй фактически приравнивает бытие к жизни. Эта путаница часто встречается у Мэя и других экзистенционалистов, и она сильно связана с подходом к Бытию как к комплексу проблем и отделением некоего «истинного бытия».

Абрахам Маслоу выделяет пять основных значений в которых используется понятие «Бытие»:

1) космическое, высшее, целостное

2) идентичность, «внутреннее ядро», «генетическая сущность»

3) спонтанное выражение собственной природы, выражение «истинного я»

4) соответствие некому классу

5) конечная точка развития и роста.

Кроме непонятного мне 4-го значения, остальные в принципе – суть одно, с заходом с разных сторон. Основное же понимание этого понятия дается в формулировании «предмета, проблем и полномочий Психологии Бытия» [37] c.139. (Почитайте там, кому интересно – для цитирования довольно объемно.)

Далее Маслоу определяет ценности Бытия, которые по его мнению также и характеристики. Таковых 14. Это действие, мне кажется, требует доработки, ибо многое из перечисленного вполне подходит как «характеристика», но не дотягивает до «высшей ценности».

Есть ли у меня своя идея определения «бытия». Думаю, оно в последних подчеркнутых словах. Бытие – те пределы, которые доступны нашему восприятию/ осознаванию. Что касается психологии бытия, человеческого бытия, то в основном соглашусь с Маслоу. Ключевые слова для описания бытия: проявленность, активация, реализация. Само бытие, возможно, куда большее понятие, но то, что принято изучать, исследовать, описывать - проявляется, активируется, реализовывается, существует.

Экзистенции

 

Экзистенциальные ценности.

Почему экзистенциальные: existence – существование. Т.е. те, что существуют вместе с существом. Происходит от латинского ex-sistere, буквально означающего «проявляться, возникать».» [37 С.13] Будем считать, что имеется ввиду – те, что определяют человеческое бытие в принципе.

Сейчас слово «существование» используется с неким негативным, опустошенным оттенком бессмысленности и нереализованности, и часто в противопоставлении «жить – существовать». Как нечто довольно жалкое и недостойное человека. Однако мы цитируем Сократа: «я мыслю – значит я существую». И в сути своей существовать и быть абсолютно одно и то же.. Т.е. существование = бытие. И кто его знает почему, кто (может Маслоу или Мэй, Къеркегор или Хайдегер?) и когда решил, что Бытие надо писать с большой буквы и произносить с придыханием. Разбираясь в этих оттенках, мы и обнаруживаем, что разницу между Существованием и Бытием люди наполняют именно наличием реализованных, проявленных неких ценностей. Экзистенциальных ценностей (далее кое-где – ЭЦ).

Мне ближе парадигма А.Маслоу, заявленная им как психология бытия, соответственно рассматриваемые мной ценности можно также называть онтологическими. Однако сам Маслоу, сказав, что не относится к экзистенционалистам, тем не менее подчеркивал общность многих взглядов и выводов. И уж очень мне хочется штопать разрывы в любимой науке и идти от многоуважаемых экзистенционалистов.

Пойдем.

Большой психологический словарь Мещерякова Зинченко: «Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы смысла и бессмысленности существования».

«Экзистенциальная психология» (манифест Ролло Мэя, К.Роджерса , А.Маслоу и др), Сартр и Франкл…. говорят о широте истинного Бытия, необходимости его осознавания, однако, повсюду мы встречаем лексикон классического психоанализа: проблемы – лечить.

Доктор Ялом, автор «Экзистенциальной психотерапии» собственно и выделил «базисные проблемы существования индивида.»: Смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. И снова проблемы… Но, не смею оспаривать право автора экзистенциальной терапии обозначать предмет своей науки.

Экзистенционалисты воспринимают Бытие, как выброшенность в мир боли, страха, проблем, отделенность, хотя, похоже, предполагают, что от всего этого можно и нужно освобождаться. А небытие – видимо, смерть. Тогда где же хорошо?

Я буду говорить об экзистенции в их понимании и в понимании трансцендентной психологии. Я буду говорить на языке А.Маслоу и обозначенной им психологии Бытия. Я буду говорить отнюдь не о проблемах, а о ценностях (ибо как ценность, а не как проблему воспринимаю бытие).

Небытие же для меня не существует – это нонсенс пока не подвластный человеческому осознанию.

 

Итак, Экзистенциальные Ценности.

 

Я обозначаю 7 (неплохое число, а?) экзистенциальных ценностей (ЭЦ):

Жизнь

Единство

Любовь

Творчество

Смысл

Свобода

Счастье

 

Дальше я приведу мысли, которые способствовали этому обозначению и которые за ним последовали.

Да, и кстати, почему «ценности»? Мы употребляем это слово для обозначения чего-то докрайности важного для нас, необходимого, имеющего большую цену, и в то же время обозначимую цену. У указанных аспектов Бытия цена примерно равна (+- доллар). Мы часто говорим или слышим о готовности отдать жизнь за свободу или любовь, или наоборот. Вобщем это то, что «торгуется» на верхушке пирамиды Маслоу*.

Я под экзистенциальными ценностями понимаю основные сущностные составляющие человеческого бытия. Тот спектр на который Истина, Абсолют «преломляется» в человеческом существовании. То, что заложено изначально и чего не может не быть. Эти сущности-ценности, что называется, божественны по своей природе и поэтому присутствуют в каждом. Вопрос проявлений.

Основная особенность ЭЦ – у них нет биполярности. На обозначенном уровне у них нет противоположности. Биполярность появляется «уровнем ниже». Это скорее некая насыщенность света, сгущенность.

Например, если любовь проявляется в человеке без искажений, то и он и окружающие видят, чувствуют именно любовь (хотя некоторые, безусловно, не в состоянии ее постигнуть и пугаются). Если же в силу характера, блоков личности и т.п. любовь не может проявиться возникают привязанность или холодность (то, что часто называют «неспособность любить», а на самом деле «неспособность проявлять любовь»), ненависть и т.п.

Жизнь. Смерть не есть ее противоположность – она часть жизни. И о проблеме смерти как экзистенциальной можно говорить только как о части сущности жизни. Ибо, как справедливо замечают многие авторы, невозможно познать жизнь, не познав смерть. Смерть –это то, что приходит и уходит, то, чем человек может манипулировать. Жизнь просто есть. «Уровнем ниже» проявляется здоровье, активность – болезни, существование.

Смысл. Замечательное определение Франкла: «то, что имелось ввиду». [ ] Соответственно, он всегда есть, если есть создание. Бессмысленность – условная категория «более низкого порядка» и противостоящая осознанности.

Счастье. Звенящая всепоглащающая Радость, наполненная осмысленностью, реализацией. «Ниже» – удовлетворенность – неудовлетворенность.

Свобода, одиночество. Ставлю знак равенства. Знаю, что очень спорно. Одни называют так, другие – так. Это то, что проявляется в ответственности, познании, движении, развитии, принятии. Это чувствование и осознавание своего Пути.

Единство. Чувство вселенной, всего сущего. Одна из важнейших, но очень трудно проявляемых ЭЦ. «Ниже» – общность – изоляция.

Любовь. Она рядом с Единством. М.б. это другое его имя, но наполненное цветом, ароматом, песней, силой. Она так прекрасна, что затмевает остальные ценности, забирая себе имя – Бог. Нет ничего, что ей противостоит, как нет ничего что можно увидеть за «гранью» Бога. Есть кое-что во что она искажается, от ложек страха.

Творчество. Я бы назвала главной ЭЦ (возможно, это личное). При внимательном рассмотрении поглощает все остальные. Творчество – общий главный смысл. Человек рождается творцом для участия в со-творении мира. Проявлений, реализаций множество.

«Заужается» творчество последовательно в искусство – работу – лень.

ЭЦ плавно перетекают одна в другую как цвета спектра и по сути все едины, все – одно. Если внимательно описать, что есть например Жизнь или Творчество, или Любовь, то в определение обязательно попадут все остальные ЭЦ, ибо по сути они – одно.

Истинная природа человека в максимальном проявлении ЭЦ. С удовольствием отсылаю читателя к книге Марло Морган «Послание с края света» [39] и ее замечательным Истинным людям. Кого интересуют источники более авторитетные, пожалуйста: Ницше, Фромм, Маслоу.

ЭЦ можно, пожалуй, сравнить с потоками силы, света, энергии, ярким спектром льющимся на землю в место где родился и живет человек. Он же сооружает под руководством социума фильтры, ширмы, блоки, держась и прячась за ними с немалыми усилиями.

 


ПАРАШЮТ Ю.Же

 

Размышляя на тему биполярности и под впечатлением «Бесед с Богом» Нила Доналда Уолша 20.07.05 сделала открытие метафоры, которая войдет в историю науки под названием «парашют Ю.Же». Рис. 2

На самом деле «Парашют» - довольно грубая метафора. Но она передает динамизм процесса. Возможно, более наглядно изобразить бытие или психическое человека, как шарообразное пространство в центре которого – жесткий магнит страха, а снаружи – светящаяся сфера ЭЦ. Однако, и это изобразить можно, только искажая до двухмерности, и такая схема труднее для передачи и восприятия. Рис .1

Поэтому, как из глобуса делают карту, мы для наглядности будем пользоваться парашютом.

Отдельно остановлюсь на минутку на своих сожалениях, что не могу убедить Маслоу перевернуть свою пирамиду. Ибо чем выше, тем шире спектр потребностей и шире психика их достигающая. И наоборот: базовое –узко.

Хотя ЭЦ нельзя отнести к категориям двойственного, полярного мира, есть все же мощная сила противостоящая им. Это Страх. Он же довольно часто - лень, не способность проявить потенциал. (Лень – всегда страх).

Экзистенциальную картинку человеческого существования я бы изобразила следующим образом: сверху купол парашюта-крыла с секциями Жизнь, Творчество, Любовь, Единство, Свобода, Смысл, Счастье; внизу в точке соединения строп – Страх. Разноцветное крыло – то, что поднимает нас в небо или сдерживает падение. Страх – то, что живет в физическом теле и тянет к земле.

Суть человеческой жизни на земле в проживании опыта преодоления страха, опыта (переживания) пользования крылом. (Хотя прошу помнить это лишь метафора! Цель ее – наглядность.) Движение происходит также по пути проявленности, т.е. расширения своей физической видимой реальности по ЭЦ.

Стропы парашюта – зона биполярных понятий.

Например, та, что идет от Счастья – удовольствие – неудовольствие. Здесь расположена онтологическая шкала удовлетворения.


 



СЧАСТЬЕ

Счастье – экзистенциальная ценность, данная нам в редких обычно проявлениях. Основные проявления счастья – радость и удовлетворение. Радость – это эмоция, не всегда наполненная смыслом.

Осмысленная, осознанная Радость – вот как я бы определила счастье.

Абсолютное Счастье – Нирвана, почти недостижимо для нас обычных смертных - оно конец желаниям, влечениям, страхам, абсолютное Бытие и одновременно его конец. Но счастье м.б. тотальным и должно им быть.

К сожалению, в культуре закреплено представление о счастье, как об обязательно кратковременном, мимолетном. Человечество много теряет от такой установки. Хотелось бы, чтобы считалось наоборот – счастье один из основных смыслов жизни, его должно и может быть много. Это вполне реально достижимо (знаю не теоретически).

Повсеместному распространению счастья мешают довольно устойчивые ложные стереотипы:

- счастье – случайная вещь

- возникает ниоткуда и пропадает в никуда

- слишком много счастья – плохо

- и вообще счастливым быть стыдно (некоторые еще считают – скучно).

О глубине этой проблемы свидетельствует авторитетное определение В.Даля (которое ужасает):

«Счастье – 1) рок, судьба, участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой… 2) Случайность, желанная неожиданность, удача. Эко счастье: два гриба на ложку, третий к стеблу пристал. 3) Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смуты, тревоги, покой и довольство. ... Даст Бог здоровья, даст и счастья. Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешенный волк.» И т.д. [23]

На самом деле способность к Счастью – искусство (как музыка и живопись).

Некоторые люди рождаются с этим даром, некоторые приобретают его неожиданно в результате стресса. Есть Личности, которые вырабатывают в себе ее, как определенный навык и метод жизни (о них обычно пишут в глянцевых журналах всем на зависть и удивление).

Со времен Фауста люди убеждаются, что невозможно обрести счастье, достигая конкретных видимых целей вроде богатства, социального статуса или секса.

Счастье серьезный личный (внутренний/внешний) ресурс. Оно не является результатом достижения чего-то или обладания чем-то. Оно само по себе цель и средство, и процесс.

Также ложно отношение к счастью, как к некому кратковременному отдыху от повседневных забот и деятельности.

В обществе (в мире) созрел большой психологический (моральный) кризис как уже многократно формулировалось, связанный с потерей ориентиров и ценностей. Измученные, мы ищем «для чего бы жить». Вопрос в том, что измученные могут сделать мизер полезного.

Некоторое время назад, я прописывала и пыталась отдать нашему правительству венчурный проект развития общества.

Идеи были такие. Каждый отдельный человек (семья) должен заниматься искусством счастья. Задача общества и власти – предоставить для этого условия.

Если пропагандируется здоровье, почему не ПР-ить счастье, почему активно не показывать людям , что быть счастливыми их право и обязанность, то над чем нужно трудиться. Стыдно пить, курить, быть злобным и несчастным!

Ну да Бог с ним, с проектом. Вернемся к науке.

Страх – край Счастья. В абсолютном страхе – нет счастья, в абсолютном счастье – нет страха, а посередине они перемешиваются. Чем больше страха – тем больше неудовлетворенности, фрустрации, озабоченности- беспокойства, тревог, несчастья.

Чего мы хотим от своих детей? Чтобы были счастливы (остальное манипуляции средствами или детьми). Чего неманипулирующий Бог хочет от нас? Того же - счастья. Уровень счастья – основной показатель психического здоровья. На сегодня счастливые люди попадаются не часто, в основном среди аборигенов Австралии и Амазонии или среди самоактуализированных людей описанных Маслоу. У нас в России это в основном люди, живущие на земле и от земли или те, кто пришел к нему через другие ЭЦ (любовь, творчество…). Похоже это два самых верных пути к счастью.


ЖИЗНЬ

«Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.

- А есть ли такая жизнь?

- А как же? Если бы не было такой жизни, то откуда бы взяться и самому искусству?»

С.169 М.Пришвин «Незабудки»

Очень интересная и весьма противоречивая ценность.

На первый взгляд, ориентируясь на то, что экзистенционалисты считают борьбу «бытие-небытие» главной темой и именно жизнь подразумевается вобщем под бытием, тогда это главнейшая ценность. Жизнь – это материал для Бытия, форма для его появления и проявления, то, без чего бытие состоятся не может. С другой стороны мы ставим ее в ряд с другими, ничуть не превышая, ибо по многократному опыту человеческому известно, как часто любовь или творчество, или свобода, например, имеют превалирующее значение для личности и куда большую ценность. Наверное, больше всего об этом и говорилось в теориях мотиваций.

Жизнь - ценность базовая по факту, ибо делает возможным реализацию остальных. И тем не менее она обширна, прекрасна и самоценна, что также неоднократно обнаружено и проверено людьми. Под ценностью жизни подразумевается на уровне «крыла парашюта», конечно, не абы-какое существование, а жизнь здоровая физически и психически, жизнь как продолжение потока жизни на земле. Как тут уж не вспомнить столь часто рождающийся возглас «жизнь прекрасна!» и великолепный одноименный фильм. Нередки люди, находящие смысл жизни в ней самой и это вовсе не обязательно постыдный гедонизм. Как аргумент приведу Лодочника из «Сидхартхи» Г.Гессе аборигенов Марло Морган и Ледлоф «Как вырастить ребенка счастливым», наших деревенских А.Андреева («Мир тропы») и миллионы людей «просто» живущих в основном очень близко к земле.

Жизнь как экзистенциальная ценность абсолютно лишена дуальности и не имеет названного как-либо антипода. На нашей схеме «противостоит» ей только страх, страх жизни. Еще раз оговорюсь: это не противоположность – это точка сдерживания и максимального заужения. Т.е. жизнь человека может охватывать собой пространство и время вселенского масштаба, а может сводиться к одному лишь страху жизни (смерти).

Почему смерть – не противоположность жизни? А почему «горькое» - не противоположность «вкусное»?... Что такое вообще жизнь? Это процесс, ситуация некоего физического и психического воплощения, актуализации, реализации того, что принято называть Сущностью (Спиноза), Душой (теологи, гуманитарные психологи), психической субстанцией (…). Процесс этот состоит из физического зачатия, рождения, роста, развития, эволюции, старения, смерти. Смерть является составляющей жизни. А страх смерти один из вариантов выражения страха жизни.

Люди занимающиеся перинатальным развитием, те кто развивает и изучает здоровые роды и опытные практики вообще знают ситуации, когда ребенок «не хочет» или «боится» рождаться, что собственно и является причиной всех патологий родов.

Благодаря экзистенционалистам «страх смерти» стал официально признанной разрешенной эмоцией, о которой принято говорить.

При этом «страх жизни» как бы табуирован морально и может расцениваться как психическое нездоровье. Поэтому он обычно старательно вытесняется, заменяясь либо на страх смерти либо на что-то параллельное с других строп парашюта. Принятые также к широкому потреблению разнообразные фобии: страхи высоты, темноты, пространств, существ и есть выражение страха жизни.

Откуда берется страх жизни? Аналогично потере других ценностей, жизнь теряется в онтогенезе под давлением окружающего и нездорового социума. Даже если ребенку (что почти невероятно) не передали в утробу страхи перед рождением и жизнью… Новорожденному довольно интенсивно с помощью различных манипуляций передается от окружающих страх перед холодом и голодом, движением и покоем, мыслью и действием, активностью. 1

Сноска 1 В заключении рассуждений о страхе мне почему-то нестерпимо хочется сказать несколько слов о Стивене Кинге. Выразить мое восхищение человеком, мастерски приручившим и полюбившим страх, и выступающим с ним красиво как со змеей на ярмарке перед читающей и глядящей публикой всего мира.

Основная характеристика жизни – активность и именно она постепенно переставая вызывать умиление окружающих всячески подавляется в онтогенезе.

Спиноза «Этика» :«Теорема 39: Имеющий тело, способное к весьма многим действиям, имеет душу, наибольшая часть которой вечна.» (С.424)

Наше тело, интеллект и другие способности – система самоактуализарующаяся в том смысле, что находится внутри, чего-то большего, являющегося самостью и актуализирующего ее. И чем больше потенциал системы, тем больше возможностей самоактуализации.

Здесь для вдумчивых интеллектуально развитых читателей ( к которым себя отношу с трудом) я рекомендую книгу И. О. Александрова, которая крайне научно освещает такие интересные для нас темы как: актуализация знания с участием структур мозга; закономерности актуализации (сравнить с самоактуализацией); процесс актуализации знаний – не видовоспецифичен(!); потенциал организации; актуализация = реализация. [ ].

Книга Игоря Олеговича столь научна, что я не в состоянии ее кратко цитировать. Я привожу здесь достаточно большую выдержку, чтобы познакомить читателя с ее стилем. Если же Вы не сочтете за труд прочитать эту выдержку несколько раз, как я., то возможно обнаружите многое перекликающееся и развивающее до научности пойманные и мной мысли, а также некоторые интересные противоречия…

«3.2.4. Активность, актуализация, актуалгенез

Одно из важнейших свойств психологических структур – активность. Наиболее развитое объяснение феноменов активности, с нашей точки зрения, дано Я.А. Пономаревым: “...активность может быть понята как эффект аккумулированных взаимодействий” (Пономарев,1983, с. 14). Эта формулировка основана на представлении, что компоненты психологических структур представляют фиксированные модели взаимодействий, и связана с системными представлениями (см. 2.4, 2.5). Через "накопление" форм психической организации объясняет активность (интеллектуальную) и М.А. Холодная (Холодная, 2002а, с. 80). Такое понимание позволяет избавиться от необходимости инкорпорации внутрь субъекта гомункулюсов разного рода (характерное название статьи Ф. Этнива: “В защиту гомункулюсов”), (цит. по: Величковский, 1982, с. 56) или "демонов" (Линдсей, Норман, 1974), которые оказываются неизбежными для объяснения активности индивида при представлении психологических структур не развивающимися, а собирающимися из заранее готовых функций. При непоследовательном и неточном объяснении феноменов активности гомункулюс может подменить собой представление о субъекте (Ушаков, 2000). Идея гомункулюса воспроизводит античное представление о "внутреннем оке" как основе психологических процессов познания (Рорти, 1997). Таким образом, компоненты могут находиться в состоянии "покоя" и в активном состоянии. Переход из состояния покоя в активное обозначают термином "актуализация" (см.: Александров, Греченко, Гаврилов и др., 1997). В общих психологических словарях это понятие определяют как реализацию латентных состояний (Colman, 2001, p. 10). Возможно, что одним из первых понятие "актуализация" применил Уилбер Урбан (Urban, 1907). Он полагал, что ценностные значения объектов приобретаются субъектом в результате актуализации "волевого предрасположения" в актах предположения и суждения, т.е. применял это понятие для описания динамики состояний. Для обозначения свойств психологических структур понятие "актуализация" использовал Ж. Пиаже в работе 1954 г., посвященной актуализации свойств гештальта у детей при восприятии виртуальных линий (во французском оригинале "actualisation", в переводе на английский – "realization") (Piaget , Stettler von Albertini, 1954). Этот пример показывает также, что термин "реализация" в англоязычной литературе может заменять более определенное понятие – "актуализацию", поэтому во многих случаях распознать этот конструкт, важный для описания структур, затруднительно.

 

Понятие актуализации используют для описания динамики схем в процессе формирования и использования прошлого опыта; возможность их актуализации обеспечивает активную организацию прошлого опыта, а операционализованный конструкт "актуализация схемы" эффективно применяется в исследованиях структуры памяти (Зинченко, Величковский, Вучетич, 1980, с. 111). Актуализация возможна именно потому, что модели взаимодействий фиксированы в структурах. Понятие актуализации близко к понятию "извлечение из памяти", сформированному в работах Е.Р. Джона и его сотрудников (John, Shimokochi, Bartlett, 1969; John, Shimokochi, Bartlett, Kleinman, 1973). Это понятие было применено в рамках ТФС для описания избирательной активации функциональных систем при совершении поведения (Швырков, 1978). Избирательность актуализации можно связать с несовместимостью м

Таким образом, актуалгенез – порождение (генез) новых моделей взаимодействия индивида с миром в процессе актуализации (приведения в активное состояние) ранее зафиксированных моделей взаимодействия. Понятие актуалгенеза подчеркивает также логическую связь и синхронию актуализации и генеза новых структур субъекта. Концепция актуалгенеза указывает на то, что актуализация не сводится к развертыванию готового взаимодействия, а представляет собой формирование, генез нового взаимодействия индивида с миром. Неизбежность построения взаимодействия “заново” следует из того, что при фиксации модели взаимодействия психологическая структура реорганизуется, а само фиксируемое взаимодействие вносит изменения в предметную область (продукты взаимодействия фиксируются на полюсах психологического субъекта и объекта (Пономарев, 1983).

Ну как, почувствовали что такое актуализация структур мозга?:)

Самое интересное мне кажется, по поводу «прошлого опыта». Какой прошлый опыт актуализируется, когда, как точно говориться, «в голову приходит мысль»? Какой прошлый опыт актуализировался у Ньютона, Энштейна, Моцарта, Шекспира? И тем не менее он именно актуализируется, приходит, как поступающее электричество включает лампочку, хотя куда точнее – как солнечный свет запускает фотосинтез.

Наша жизнь и есть процесс актуализации, реализации, развития. Все мы уже в какой-то мере самоактуализированные личности, т.е. то, в чем актуализировалась самость. Только Маслоу подразумевал использование этого термина, начиная с определенного возраста и степени реализации, реализации духовных уровней самости.

Жизнь как ЭЦ – это активность, реализация психической субстанции без блоков, в первую очередь на физическом плане, что делает возможным актуализацию и остальных планов и задач.

Основной критерий (характеристика) жизни – здоровье. Именно оно напоминает нам об этой ЭЦ, когда мы начинаем ее игнорировать. При этом здоровье может быть мерилом и источником истинности Бытия.

 

 


ТВОРЧЕСТВО

Творение, создавание. Прекраснейшая экзистенциальная категория (ценность). Ярчайший аспект Бога и Человека. Оно и в Любви и Любовь, оно невозможно без Свободы и дарует ее, оно – прекраснейший из Смыслов Жизни. Узнать его можно по характеристикам, присущим и другим экзистенциальным ценностям: спонтанность, развитие, радость.

Проявления Творчества – все, что касается прекрасного и создавания нового, открытия, развития. Творчество может быть и в искусстве и на кухне, в выращивании детей и растений, в делах, песнях, мыслях…

Достигая вершин творчества, человек творит уже не дискретно, он творит добро, мир далеко вокруг себя. Творец танцует жизнь как Шива, поет как Лев Аслан из Нарнии…

Это то, что присуще нам с рождения и то к чему стремится существо – верхушка парашюта. Теперь исследуем стропы этого «участка». Рис…

Всякое деланье – попытка творить. Любое to do, to make, to business, все что мы называем «дела» или «работа» - стропы натянутые между творчеством соединяющим нас с небом и страхом, здесь часто называемым ленью.

Лень и страх слова настолько близкие, что могут показаться равнозначными. А все потому, что лень – один из ярких и основных аспектов страха. Условно говоря и ориентируясь на нашу схему, аспект противостоящий творчеству. Лень, как и зависимость, можно назвать расстройством психики. Когда-то в школе мы учили «Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь… Душа обязана трудиться. И день, и ночь…» (кажется Заболоцкий). Все так, только, пожалуй, точнее было бы «не заставляй душу лениться». Ведь Душа изначально предрасположена к труду и творчеству и только ими и стремится заниматься на Земле. Начиная с труда сотворения плода и рождения… для доказательства посмотрите на здоровых младенцев и детей (перинатальные патологии – тема отдельная) – какая энергия исследования и творчества! Дети праздны (об этом слове – см.сноску на стр.52), но не ленивы.

Их праздность – свобода и открытость. Лень приходит к человеку обычно в раннем детстве вместе с зависимостью и насилием.

Интересны чудесные мысли о праздности и безделье моего любимого Кундеры в его «Неспешности» [ ].

Хорошая книга, вышедшая лет 6 лет назад помогла мне многое обозначить в своем отношении к работе и работникам: (Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. «Практика глобализации: игры и правила новой эпохи» -М.: ИНФРА-М, 200.-344с.) Сборник работ об экономических процессах в мире и России, но цитирую только введение 1-й части «Скорбный век развлечений» мысли которого уже проверены прошедшим временем. Приведу несколько цитат. Авторы провозглашают:

«Творчество – вот ключевое слово эпохи информационных технологий. Именно благодаря ему, труд из библейского проклятия все в большей степени превращается в развлечение.» (С.21) И констатируют приход «человека играющего».

Правда, «плата за возможность массового и повседневного творчества – постепенное изменение едва ли не всех значимых характеристик людей, определяемых выполняемыми ими функциями.» (с.21)

Об этом же когда-то говорил и Фрейд, только он предвосхищал, а Делягин уже констатирует. В принципе Ницше говорил о том же, чуть сгущая оттенки.

Что ж, это радует и воодушевляет. Говорят, приходит время-джаз.

Попробуем спуститься от Творчества по стропе парашюта. Сначала – проявленность творчества. Жизнь как сотворение. Здесь самоактуализация . Здесь то о чем лишь обмолвился Маслоу, честно признавшись в незнании.Рождение является актом творчества (не в патологии) и новорожденный ребенок творит свою реальность.

Ниже творчество перестает быть тотальным, но прорывается в искусстве. Далеко не все к сожалению могут дышать постоянно полной грудью, но дышат все. Также и творческая энергия, вдохновение присутствует во всех в разной консистенции.

Искусство - один из популярнейших видов реализации Творчества. Искусство соотносится с творчеством примерно как религия с верой. Т.е это принятый в социуме, разрешенный, приемлемый, даже пропагандирумый вид творческого выражения. Это очень подробно и серьезно изложено Львом Выготским в «Психологии искусства» [19]. Как общение с Богом формализовали и ограничили религией по времени, пространству и формам, так же с младых ногтей человека учит социум формам творчества, ограниченным материалами, инструментами, листом бумаги и т.п. И сразу учат закону: делу - время, потехе –час. А после лет семи из «дела» доля творчества неумолимо выдавливается. Человек по нынешним стандартам должен научиться выполнять как можно больше рутинной и нетворческой работы. Надеюсь, это время уходит.

Очень хочу адресовать читателя к книге Ледлоф «Как сделать ребенка счастливым»[32]. Меня особо потрясло описанное ей обстоятельство отсутствия в языке аборигенов слова работа. Не наполняется ли тогда жизнь истинным смыслом и счастьем, превращаясь в постоянное творчество. Похожее и у Марло Морган («Послание с того края земли»[39]).

Пока же у нас в культуре идет довольно жесткая борьба по отвоевыванию позиций творчества, что требует как говорилось выше серьезной ломки. Хорошей иллюстрацией этой борьбы может служить ее описание у А.Маслоу (36,с91-92). Подробно описывает он «эмоциональные преграды креативности», которые по сути являются конфликтом между сущностью и усвоенными нормами. По его наблюдениям «первично-креативная» личность «походит по описаниям на описания бездельника или чудака» (с.105).Эти личности «создают помехи и беспокойство» и т.д. и т.п. (Ну как 1-5 летние дети прямо!). Автор говорит о необходимости переустройства науки и производства для создания условий для креативности. При этом исследуя творчество «холистично» он описывает случай, когда (!!!) «она (креативность) может стать ужасной, досадной помехой». Это история о «креативной» (кавычки Маслоу) ассистентки, проявившей ненужную инициативу вместо механической исполнительности, испортив профессору исследование. Она так разозлила исследователя самоактуализации, что он посвятил ей целый абзац, как и студентам, не желающим делать скучную работу. Благодаря им Маслоу таки обозначает, что жизнь творческого человека не является «нескончаемой чередой восхитительных озарений», и что он «обязательно отличается трудолюбием». Что это



2016-09-16 880 Обсуждений (0)
Бытие. Психология Бытия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бытие. Психология Бытия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)