Дневник классного руководителя позволяет систематизировать информацию об учениках класса и классном коллективе в целом. Дневник имеет приложение с подобранными методиками, используя которые классный руководитель может изучать своих воспитанников, выявлять их особенности, а также изучать классный коллектив в целом, проводя «срезовые» обследования, делая выводы и намечая перспективы своей работы.
Должностные обязанности классного руководителя
(Информационный бюллетень Министра образования России)
Классный руководитель содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания. Он осуществляет изучение личности обучающегося, его склонности, интересы, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе, способствует развитию общения, помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями. Классный руководитель направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника, осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образователь-
ных учреждениях, по месту жительства, в соответствии с возрастными интересами детей и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности классного коллектива. Он соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность. Совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, родителями или лицами, их заменяющими. Ведет психолого-педагогическую документацию.
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Функции
| Содержание деятельности
| Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя. Основные критерии
|
Воспитание
учащихся
| Создание оптимальных условий для развития личности ребенка и формирование его индивидуальности через включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, практической деятельности
| Результативные критерии показывают, каких результатов достигает классный руководитель, какие изменения в социальном развитии учащихся возникают в ходе его труда-Процессуальные критерии раскрывают то, как педагог осуществляет педагогическую деятельность и общение, как реализует в процессе труда свою личность, каковы его работоспособность и здоровье. Дополнительные показатели психологические новообразования, которые возникают у самого педагога
|
Социальная защита учащихся
| Деятельность по социальной защите учащихся представляет собой два взаимосвязанных компонента: с одной стороны — это непосредственная социальная помощь как комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям; с другой стороны -это деятельность по формированию и развитию у ребенка способности к самозащите, самостоятельному решению возникающих проблемных ситуаций
|
|
Организаторская функция
| Поддержка положительной инициативы учащихся, направленной на совершенствование жизни региона, микросреды школы и самих учащихся, помощь им в самоорганизации
| Удовлетворенность результатом работы классного руководителя со стороны учащихся, администрации, других членов педагогического коллектива, а также самого педагога. Психологическая цена результата, т. е. расход времени эмоциональных и физических сил учащихся и педагога .
|
Функция сложения коллектива
| Регулирование структуры отношений в классе, стимулирования проявления лидерства, формирование отношений ответственности, взаимопомощи, совместного творчества, учитывая возраст учащихся, организация или помощь в организации коллективной творческой деятельности
|
|
Окончание таблицы
Функция развития ученического самоуправления
| Создание оптимальных условий для развития такой формы орга-низации жизнедеятельности коллектива учащихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей
|
|
Диагностическая функция
| Диагностическое исследование личности ребенка, классного коллектива в целом, анализ и использование полученных данных в педагогическом процессе
|
|
Функция
целе-полагания
| Совместная с учащимися выработка целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя в этом процессе должна изменяться
|
|
Функция
планирования деятельности
| Планирование воспитательной работы, помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Степень детского участия в процессе планирования зависит от возраста учащихся
|
|
Функция контроля и коррекции деятельности
| С одной стороны, это выявление положительных результатов деятельности, а с другой - результатов негативных и причин имеющихся недостатков. На основе результатов контроля и самоконтроля осуществляется процесс коррекции деятельности руководителя с классом в целом, группой учащихся, отдельными учениками, администрацией школы либо другими членами педагогического коллектива
|
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
№ п/п
| Ф. И. О.
| В каком кружке, секции занимается
| Состоит ли на специальном учете
| Состояние здоровья
| Рекомендации психолога и социального педагога
| Сведения о родителях
| Домашний адрес и телефон
| Примечания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|