Диагностика волевых качеств
Особое место в структуре характера школьника занимает воля. Она лежит в основе многих черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности и др. Объективная диагностика развития волевых черт характера может быть осуществлена следующим способом (см. Схему полярных профилей черт характера). Оценку по методу полярных профилей проводят следующим образом. Берут первую пару полярных качеств: настойчивый — ненастойчивый. Вначале следует определить, какое из полярных качеств присуще испытуемому, затем нужно выяснить степень его выраженности. По черте «настойчивый — ненастойчивый в анкете необходимо поставить отметку в соответствующей графе анкеты. Точно так же нужно оценить и остальные качества. Затем составляется сводная таблица оценок. В нее по каждой черте заносятся баллы каждого учащегося, суммируют их и определяют среднее арифметическое. Далее производится сравнение индивидуальных результатов со средним по группе. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА Самооценкой называется отношение человека к самому себе, оценка своих способностей, возможностей, качеств личности, внешнего облика и др. Самооценка формируется в процессе постоянного общения с окружающими, в ходе которого ученик получает от других людей оценку своих возможностей, успехов в учебе и т. д. Эти оценки постепенно усваиваются ребенком и превращаются в его самооценку. Самооценка может быть реальной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и менее реальной (неадекватной), когда человек чересчур завышает или занижает собственные успехи и возможности. Педагогу необходимо знать и учитывать в работе самооценку школьника, так как она определяет его отношение ко всем его жизненным задачам, и прежде всего к учению, а также влияет на становление личности. Детям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общительность, бодрость, чувство юмора. Школьникам с завышенной самооценкой часто присущи высокомерие, бестактность, заносчивость и эгоизм. Детям с пониженной самооценкой свойствен- СХЕМА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
ны пассивность, замкнутость, повышенная ранимость, неверие в собственные силы и возможности. Изучение самооценки можно начинать, как считаетB. C.Ивашкин, сметода наблюдения.Наблюдение позволяет зафиксировать такие поведенческие проявления самооценки, как прямые и косвенные оценки себя и других, реакции на оценочные суждения, в том числе на школьные оценки, со стороны окружающих, уровень притязаний школьника в различных видах деятельности, Изучение самооценки школьниковметодом обобщения независимых характеристик проводится с привлечением в качестве экспертов учителей, непосредственно работающих с учащимся. Характеристики, даваемые экспертами, полнее и содержательнее, если в задании эксперту подробно перечисляются те параметры самооценки, которые требуется отразить в характеристике: система ценностей, выраженность основных частных самооценок, адекватность, устойчивость, действенность самооценки и др.
Ценные сведения о самооценке школьника может датьи метод беседы, если она ведется в обстановке доверительности и охватывает приведенные выше параметры самооценки. Для уточнения данных, полученных перечисленными методами, используются экспериментальные методы изучения самооценки. Метод субъективного шкалирования частных самооценок В зависимости от цели исследования и особенностей учащихся составляется список из 5-10 качеств личности. Среди них могут быть устойчивые, такие, как память, способности, и лабильные — успехи в учебе, физическое развитие и т. д. Качества заносятся в специальную таблицу (см. стр. 264). Инструкция Оцените, в какой мере вам свойственно каждое из приведенных в списке качеств, пользуясь десятибалльной шкалой, в которой 1 означает отсутствие, а 10 — высший уровень развития качества. Баллы между 1 и 10 соответствуют промежуточным уровням развития качеств».
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |