Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика волевых качеств



2016-09-16 649 Обсуждений (0)
Диагностика волевых качеств 0.00 из 5.00 0 оценок




Особое место в структуре характера школьника занимает воля. Она лежит в основе многих черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности и др. Объек­тивная диагностика развития волевых черт характера может быть осуществлена следующим способом (см. Схему полярных профилей черт характера).

Оценку по методу полярных профилей проводят следую­щим образом. Берут первую пару полярных качеств: настой­чивый — ненастойчивый. Вначале следует определить, какое из полярных качеств присуще испытуемому, затем нужно вы­яснить степень его выраженности. По черте «настойчивый — ненастойчивый в анкете необходимо поставить отметку в со­ответствующей графе анкеты. Точно так же нужно оценить и остальные качества. Затем составляется сводная таблица оценок. В нее по каждой черте заносятся баллы каждого уча­щегося, суммируют их и определяют среднее арифметическое. Далее производится сравнение индивидуальных результатов со средним по группе.

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА

Самооценкой называется отношение человека к самому себе, оценка своих способностей, возможностей, качеств личности, внешнего облика и др. Самооценка формируется в процессе по­стоянного общения с окружающими, в ходе которого ученик получает от других людей оценку своих возможностей, успехов в учебе и т. д. Эти оценки постепенно усваиваются ребенком и превращаются в его самооценку.

Самооценка может быть реальной (адекватной), когда мне­ние человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и менее реальной (неадекватной), когда человек чересчур завышает или занижает собственные успехи и возможности.

Педагогу необходимо знать и учитывать в работе самооцен­ку школьника, так как она определяет его отношение ко всем его жизненным задачам, и прежде всего к учению, а также вли­яет на становление личности. Детям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общитель­ность, бодрость, чувство юмора. Школьникам с завышенной самооценкой часто присущи высокомерие, бестактность, занос­чивость и эгоизм. Детям с пониженной самооценкой свойствен-


СХЕМА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Наименование качества   Выраженность качества (в баллах)   Выраженность полярного качества (в баллах)   Наименование полярного качества  
сильно   средне   слабо   слабо   средне   сильно  
           
Настойчивый Самостоятельный Сосредоточенный Аккуратный Организованный Сдержанный Серьезный Ответствен ны и Дисциплинированный Требовательный к себе Принципиальный Скромный Правдивый Спокойный Тихий                           Ненастойчивый Несамостоятельный Рассеянный Небрежный Неорганизованный Несдержанный Легкомысленный Безответственный Недисциплинированный Нетребовательный к себе Беспринципный Развязный Лицемерный Беспокойный Шумливый  

 


ны пассивность, замкнутость, повышенная ранимость, неверие в собственные силы и возможности.

Изучение самооценки можно начинать, как считаетB. C.Иваш­кин, сметода наблюдения.Наблюдение позволяет зафиксиро­вать такие поведенческие проявления самооценки, как прямые и косвенные оценки себя и других, реакции на оценочные суж­дения, в том числе на школьные оценки, со стороны окружаю­щих, уровень притязаний школьника в различных видах дея­тельности,

Изучение самооценки школьниковметодом обобщения не­зависимых характеристик проводится с привлечением в каче­стве экспертов учителей, непосредственно работающих с уча­щимся. Характеристики, даваемые экспертами, полнее и содер­жательнее, если в задании эксперту подробно перечисляются те параметры самооценки, которые требуется отразить в харак­теристике: система ценностей, выраженность основных част­ных самооценок, адекватность, устойчивость, действенность самооценки и др.

Качества   Выраженность в баллах  
                   
Способности                                          
Воля                                          
Память                                          
Трудолюбие                                          
Интерес к учебе                                          
Успехи в учебе                                          
Физическое развитие                                          

 

Ценные сведения о самооценке школьника может датьи ме­тод беседы, если она ведется в обстановке доверительности и ох­ватывает приведенные выше параметры самооценки.

Для уточнения данных, полученных перечисленными мето­дами, используются экспериментальные методы изучения са­мооценки.

Метод субъективного шкалирования частных самооценок

В зависимости от цели исследования и особенностей учащих­ся составляется список из 5-10 качеств личности. Среди них могут быть устойчивые, такие, как память, способности, и ла­бильные — успехи в учебе, физическое развитие и т. д. Качества заносятся в специальную таблицу (см. стр. 264).

Инструкция

Оцените, в какой мере вам свойственно каждое из приве­денных в списке качеств, пользуясь десятибалльной шкалой, в которой 1 означает отсутствие, а 10 — высший уровень раз­вития качества. Баллы между 1 и 10 соответствуют промежу­точным уровням развития качеств».



2016-09-16 649 Обсуждений (0)
Диагностика волевых качеств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика волевых качеств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)