Я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий
5. Ребенок сам справляется со школьными заданиями. 4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого. 3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам. 2. Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого. 1. Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контрольсо стороны взрослого. 4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу 5. Ребенок улыбается, смеется, идет в школу с хорошим настроением. 4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения. 3. Иногда бывают ухудшения настроения перед уходом в школу. 2. Случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх; обидчивость, вспыльчивость, раздражительность. 1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости). 5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками 5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, много друзей, знакомых. 4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети. 3. Сфера общения несколько ограниченна — общается только с некоторыми ребятами. 2. Предпочитает находиться рядом сдетьми, но не вступатьс ними в контакт. 1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один; инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется. 2. ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Важнейшая характеристика личности школьника — ее направленность, определяющая цели, которые человек ставит перед собой, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Коротко направленность личности чаще всего определяется как система ее устойчивых доминирующих мотивов. Направленность обнаруживается в различных сферах деятельности — учебной и трудовой, в избирательности интересов и увлечений. Мотивы поведения интересы, убеждения учащихся неодинаковы по содержанию, глубине, прочности закрепления, действенности. Поэтому успех в воспитании в значительной мере зависит от того, насколько своевременно и правильно определены основные особенности направленности школьников. Наиболее часто используемый учителями путь изучения направленности личности школьника, его доминирующей мотивации — наблюдение за его поступками в различных ситуациях. При этом предполагается существование непосредственной связи между поведением, поступком и мотивом, т. е. когда за поведением угадывается внутреннее побуждение. Но такая прямая связь существует далеко не всегда. Недостатки наблюдения можно в значительной степени преодолеть, если проводить его целенаправленно, фиксируя отдельные показатели мотивации учащихся по строгой системе регистрации полученных данных. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В качестве показателей мотивации учения могут выступать прежде всего различные признаки активности на уроках. Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего отражают познавательный интерес. Другим показателем мотивации учения является стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в желании высказать свою точку зрения. В целом для изучения мотивации учебной деятельности более целесообразен косвенный путь. Он возможен как в виде действия, так и в виде речевого высказывания. В первом случае имеется в виду использование различных вариантов естественного эксперимента. Например, можно прибегнуть к специально подобранным ситуациям, в которых школьнику необходимо сделать какой-то реальный выбор, причем действительная цель задачи, возникающей перед учеником, может быть замаскирована. Приведем примеры таких ситуаций, предлагаемых А. К. Марковой. «Методика с конвертами».Школьнику предлагается выбрать среди других конверт, на котором указано название самого интересного для него учебного предмета, а затем открыть и найти из лежащих там карточек ту, на которой написано наиболее интересное для него задание. Методика «Составь расписание на неделю».Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным учебным предметам, предусмотренным и непредусмотренным школьной программой, а также вычеркнуть из него не интересные для них уроки. Во втором случае мотивы выявляются из речевых высказываний в процессе беседы, анкетирования, опроса. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Одна из важнейших задач школы — помочь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом их желаний и возможностей. Работа по профессиональной ориентации невозможна без изучения профессиональной направленности учащихся. Для изучения профессиональных интересов школьников можно использовать методы беседы и анкетирования, а также сочинения на темы «Мои планы на будущее», «Мой рабочий день через 10 лет», методики, разработанные Е. А. Климовым.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |