Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельно ознакомиться с трудом можно здесь



2016-09-16 622 Обсуждений (0)
Самостоятельно ознакомиться с трудом можно здесь 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет 2

Труд Ксенофонта "Домострой"(Экономика): кратко охарактеризуйте форму произведения, его структуру, перескажите положения о науке домоведения, о земледелии и ремесленничестве, о целях брака, обязанностях жены и мужа,домашнем благоустройстве, о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба, об основных экономических идеях, содержащихся в произведении.

 

Диалог: в первой части которого Сократ разговаривает с Критобулом, во второй рассказывает Критобулу о своей беседе с Исхомахом.

Личность Сократа едва ли подходила для поучения о хозяйственных делах, так как Сократ ни домашним хозяйством, ни земледелием не занимался. Мысли о хозяйстве и земледелии, вероятно принадлежат самому Ксенофонту, возможно даже, что Исхомах — не кто иной, как сам Ксенофонт.

Это предположение подтверждают также главы, где Сократ говорит Критобулу о том, как надо воспитывать жену и какова её роль в домашнем хозяйстве. И это учитывая то, что Ксантиппа, жена Сократа, стала нарицательным именем для дурных и сварливых жён.

В то же время, Ксенофонт, имея хорошую семью и занимаясь земледелием в своём поместье близ элидского города Скиллунта, вложил свои мысли в уста Сократа и Исхомаха.

 

Содержание

Состоит из 21 главы.

В начале книги Сократ убеждает Критобула, что «домоводство» или «ведение хозяйства» является важной наукой, необходимой для человека. Критобул просит Сократа научить его ей. Сократ отвечает, что хоть он и владеет небольшим состоянием («оцениваемым в 5 мин»), в то время, как у Критобула в 100 раз большее имущество, всё-таки путём наблюдений за хорошими хозяевами он многому научился и готов поделиться своими знаниями.

В первых главах Сократ описывает важность науки домоведения, затем сравнивает хороших и дурных хозяев.

Затем Сократ произносит похвалу земледелию, противопоставляя его ремесленничеству, которое считает недостойным и зазорным для свободного человека занятием. Самым ясным способом доказать это, как мы говорили, было бы при наступлении врагов на страну посадить земледельцев и ремесленников отдельно и спросить и тех и других, находят ли они нужным защищать страну или, бросив её на произвол судьбы, охранять городские стены. В этом случае, люди, связанные с землёй, подали бы голос за то, чтоб защищать, а ремесленники — за то, чтоб не сражаться, но, как они приучены с детства, сидеть без труда и опасности.

Во второй части Сократ рассказывает о своём разговоре с Исхомахом, которого ставит в пример, как «по праву носящего название прекрасного и хорошего человека».

В начале беседы с Сократом Исхомах рассказывает о целях брака, обязанностях жены и мужа, домашнем благоустройстве и значении в нём хорошей хозяйки.

После этого, Исхомах переходит к непосредственному описанию способов ведения хозяйства и земледелия. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы, благодаря чему данный труд считается одним из первых произведений по экономике, а его название стало обозначением этой науки.

 

Экономические идеи произведения

Впервые в экономической науке обращено внимание на две характеристики товара — потребительскую и меновую ценность:

— Значит эти предметы, хоть они одни и те же, для умеющего пользоваться каждым из них — ценность, а для неумеющего — не ценность: так, например, флейта для того, кто умеет искусно играть, — ценность, а кто не умеет, для того она ничем не лучше бесполезных камней, разве только он её продаст.

— Вот именно к этому выводу мы и пришли: для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она ценность; а если не продаёт, а владеет ею — не ценность.

— Мы говорим одинаково, Сократ, раз уже признано, что полезные предметы — ценность. И в самом деле, если не продавать флейту, то она не ценность, потому что она совершенно бесполезна; а если продавать, то ценность.

Рациональное ведение хозяйства:

Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался излишек

Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток.

 

Правильная оплата труда:

У хороших работников появляется уныние, когда они видят, что работу исполняют они и тем не менее одинаковую с ними награду получают те, кто не хочет нести в нужный момент ни трудов, ни опасностей.

Также впервые в экономической науке обратил внимание на рентабельность:

Он никогда не позволял мне покупать землю хорошо обработанную, а такую, которая, по небрежности ли хозяев или по недостатку средств у них, не обработана и не засажена; такую он советовал покупать. Обработанная, говорил он, и стоит дорого, и улучшать её нельзя; а если нельзя её улучшать, то она не доставляет столько удовольствия; напротив, всякая вещь и скотина, которая идёт к улучшению, очень радует хозяина. Так вот, нет ничего способного к большему улучшению, как земля, которая из запущенной становится в высшей степени плодородной. Уверяю тебя, Сократ, что благодаря нашим стараниям стоимость многих участков земли стала во много раз больше первоначальной.

Это так естественно, что все любят то, из чего надеются извлечь выгоду.

 

Конспект труда:

Глава 1. Определение понятия о хозяйстве.

"Я слышал однажды его разговор также о домашнем хозяйстве приблизительно такого содержания"

Домоводство-это наука как и медицина, кузнечество. И предмет этой науки заключается в том, что -"дело хорошего хозяина состоит в хорошем управлении хозяйством".

Вопрос, что такое "хозяйство"-"хозяйство-это то, что человек имеет хорошего; но если он имеет что-то дурное, то я его называю имуществом",- говорил Критобул. (всё, что есть у человека, приносящее пользу по Критобулу) приводит к вопросу, что такое ценность, что является ценностью для человека.

Вывод: ценность-это то, что приносит пользу. ("полезные предметы считаешь ценностью, а вредные-не ценностью" по Критобулу- пример с флейтом); "дело хорошего хозяина уметь и врагами пользоваться так, чтобы получать пользу от врагов". К ценностям Сократ и Критобул относят всё то, чем человек может воспользоваться для получения выгоды, даже друзей и врагов.

Следовательно, хозяйство состоит из того, чем человек может не обладать, но умело пользоваться, например врагами.

Разговор переходит на тему зависимости человека от "суровых хозяев" (более могущественных, от которых обычные люди зависят, как рабы) и есть "хозяйки", которые не дают работать рабам. Cократ призывает бороться с такими "хозяивами", как и с реальными врагами, потому что если поддаться таким "властителям", то они разрушат свое хозяйство, разрушат всё, что есть у их рабов.

 

Глава 2. Важность науки о хозяйстве, богатство Сократа и бедность Критобула, желание Критобула изучить эту науку.

Критобул спрашивает совета, как обогатиться так, чтобы даже наши соблазны "хозяйки" не смогли помешать "подай мне добрый совет, какой можешь". Сократ считает себя достаточно богатым, а Критобула-нет, тк всецело занят любовными делами. Критобул разрешил учеть себя Сократом,чтобы "на самом деле не стать жалким".

Затрагивается вопрос о богатстве. Богат тот, кто не нуждается в увеличении своего состояния.

Критобул просит Сократа вести его хозяйство, на что Сократ отвечает, что у него не было возможности пользоваться другим хозяйством и поэтому испортит его, как человек впервые играющий на лире. Сократ: "кто первый раз учится играть, портит лиру; и я, если бы вздумал на твоем хозяйстве учится, пожалуй, вконец разорил бы твое хозяйство".

 

Глава 3. Хозяйство и дурных и хороших хозяев.

Сократ приводит примеры разных хозяев, которых он знает: одни получили прибыль от лошадей,а другие-нет: (удачливого, но бедного хозяина и богатого, но разоряющегося,) и говорит, в чем причина: "если лошадей держать тебя заставляет необходимость, то не глупо ли с твоей стороны не стараться не быть невежественным в этом деле, тем более что одни и те же знания полезны для ведения дела и дают прибыль при продаже".

Поднимается вопрос о роли мужа и жены в домоводстве, и Сократ утверждает, что деяния обоих важны для хорошего ведения хозяйства.Муж должен учить жену вести хозяйство, иначе он будет виноват, что хозяйство разорилось. Если женщина хорошая хозяйка, то она имеет совершенно одинаковое значение с мужем для хорошего домоводства.

 

Глава 4. Занятие ремеслами, военным делом и земледелием.

Cократ объясняет Критоблу, что для правителя земледелие так же важно, как и военное дело, это является показателем хорошего правителя. Критобул рассказывает про персидсткого царя, который успевал следить и за земледелием,и за военным делом: царь поощряет хороших войнов и властителей городов, а если они провинились, то наказывает, на всех землях должны быть парадисты- это лучшие произведения земли:растительность, деревья и т.д. (Кир однин из самых славных царей, который был награжден подарком от персидского царя (Лисандр), тк он умеет поддерживать порядок в стране и защищать ее.

 

Глава 5. Похвала земледелию, неблагоприятная сторона земледелия.

Сократ подчеркивает важность земледелия для человека, что оно кормит человека и помогает ему, даже в военном деле. "от занятия земледелием не могут удержаться даже очень богатые люди", земля помогает и скот содержать (когда воин на коне на войне) и самому быть в форме (пешим на войне); земля учит и справедливости того, кто может понимать ее уроки: чем лучше за ней ухаживать, тем больше добра она делает"

"Земледелие — мать и кормилица всех ремесел",-делает вывод Сократ. Сократ говорит, что люди должны умилостивить богов, чтобы урожай и скот был хорошим.

 

Глава 6. Общие выводы, Исхомах.

Сократ делает вывод по всему тому, о чем говорили в первых 5 главах.

"Мы решили, что домоводство есть название какой-то науки, а эта наука, как мы определили, есть такая, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство, согласно нашему определению, есть все без исключения имущество, а имуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное, как мы нашли, — это все, чем человек умеет пользоваться. Так вот, все науки изучить невозможно, как мы решили, и надо по

примеру городов отвергнуть так называемые ремесленные искусства , потому что они, по общему мнению, и телу вредят, и душу расслабляют. Самым ясным способом доказать

это, как мы говорили, было бы при наступлении врагов на страну, посадить земледельцев и ремесленников отдельно и спросить тех и других, находят ли они нужным защищать

страну или, бросив ее на произвол судьбы, охранять городские стены. В этом случае, думали мы, люди, связанные с землей, подали бы голос за то, чтоб защищать, а ремесленники — за то, чтоб не сражаться, но, как они приучены с детства, сидеть без труда и опасности. Мы пришли к заключению, что для человека совершенного самое лучшее занятие и знание — земледелие, посредством которого люди добывают себе все, что нужно для жизни. Этому занятию, как мы решили, очень легко научиться, и очень приятно работать при нем; оно делает тело очень красивым и сильным, а душе оставляет очень много свободного времени для заботы о друзьях и отечестве. Вместе с тем, как мы решили, земледелие до известной степени побуждает человека быть храбрым — тем, что вне укреплений производит полевые плоды и кормит скот — то, что нужно земледельцу. Вот почему такой образ жизни и пользуется величайшим почетом у городов — потому что признано, что он делает людей самыми лучшими гражданами, наиболее любящими отечество."

Сократ упоминает Исхомаха как "прекрасного и хорошего" человека и рещает с ним познакомится (разговор о кузнецах,плотниках)

 

Глава 7. Знакомство Сократа с Исомахом. Жена Исхомаха. Цель брака. Обязанности жены.

Знакомство Сократа с Исомахом, Сократ спрашивает, как выучить жену.

Исхомах говорит про жену, что у них всё общее теперь, так как они муж и жена (равенство в хозяйстве)

Исхомах говорит "Не то надо высчитывать, кто из нас внес больше по количеству, а надо твердо помнить, что кто из нас окажется более полезным участником в общем деле, тот и вносит большую сумму"

Исхомах поднял вопрос о браке и его цели и пришёл к такому выводу "боги с глубоко обдуманным намерением соединили эту пару, которая называется женское и мужское, — главным образом с тою целью, чтобы она была возможно более полезной самой себе в совместной жизни. Прежде всего, эта пара соединена для рождения детей, чтобы не прекратился род живых существ; затем, при помощи этой пары, по крайней мере, люди приобретают себе кормильцев на старость; далее, жизнь у людей проходит не так, как у животных — под открытым небом, но, очевидно, им нужна кровля. Но если люди хотят, чтобы им было что вносить в крытое помещение, то нужен работник, исполняющий работы на открытом воздухе. Распахивание нови, посев, посадка деревьев, пасть ба скота — все это работы на открытом воздухе, а от них получаются жизненные припасы. С другой стороны, когда они внесены под крышу, нужен человек для хранения их и исполнения работ, требующих крыши. Крыши требует кормление новорожденных детей, крыши же требует также приготовление хлеба из зерна, а равно и производство одежды из шерсти. А так как для обоих этих родов занятий — и внутренних и внешних — нужен труд и забота, то и природу обоих полов с самого рождения, мне кажется, бог приспособил:

природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины — для внешних."

Исхомах считает, что тело мужчину больше предназначено для внешних дел( военных походов ), а женское для внутренних (способность кормить ребенка).

Мужчина и женщина обладают в равной мере памятью и заботливостью.

Мужчина и женщина нуждаются друг в друге.

Женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах.

Муж добытчик, а жена хранитель домашнего очага.

 

Глава 8. Домашнее благоустройство.

Исхомах утверждает:"На свете нет ничего столь полезного, столь прекрасного, как порядок." и доказывает это на примере (хор состоит из людей, если каждый делает что попало, то ничего не получается, так же и с войском, враги испугается, если увидят правильно построенное войско)

Главная ценность домашнего благоустройства - порядок, все нужно класть на свои места, чтобы знает, что есть, а чего нет. (Исхомах видел прекрасный порядок при осмотре судна финикийцев: все снасти отдельно правильно лежат.

 

Глава 9. Об устройстве дома, управительница, значение хозяйки.

Управленцу дома, нужно привить любовь к честности и заинтересовывать в увеличении богатства хозяев, комнаты должны быть устроены так, чтобы они служили хорошим вместилищем для любых вещей, женская часть отделена от мужской, распределение одежды, одежды по комнатам, запасы на месяц и на год тоже распределены,

"Мы приучали ее даже относиться к нам с участием: делиться радостью и печалью, пытались привить любовь к честности",- говорит Исхомах про управительницу дома-женщину,которая обладала самыми лучшими качествами-сдержанная, с хорошей памятью,

Для Исхомаха жена надзиратель и хранитель хозяйства. "Так вот, я советовал жене, чтоб и она считала себя блюстительницей законов над всем находящимся в доме, проверяла бы вещи, когда найдет нужным,наподобие того как начальник стражи проверяет часовых, осматривала бы, в хорошем ли состоянии каждая вещь".

 

Глава 10. Отучение жены от румян и белил и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве.

Исхомах пропагандирует подлинность человеческой внешности, натуральность, косметика, по его мнению, обманывает и скрывает истинную внешность. "Уверяю тебя, жена, меньше люблю цвет белил и румян, чем твой собственный. Нет, как боги устроили, что для лошади самое приятное существо — лошадь, для быка — бык, для овцы — овца, так и человек

считает самой приятной вещью тело в его подлинном виде."

 

Глава 11. Деятельность Исхомаха.

Исхомах рассказывает о своей жизни. Что помогает по возможности материально всем, следит за хозяйством и своим телом, не делает зла другим, не может сделать из лжи правду.

в этом Исхомах видет путь удачного человека.

 

Глава 12. Управляющий. Выбор его и подготовка.

Чтобы всё успевать Исхомах назначает управляющих. "у меня в деревне есть управляющие". Старается сам их обучать, внушает управляющему расположение к себе и своей семье. Он дает и делает добро им (когда боги посылают его в изобилии), учит быть заботливым. "когда я вижу с их стороны заботливость, я хвалю их и стараюсь отличать; а когда вижу небрежность, стараюсь и говорить и поступать так, чтобы уколоть их". Человека, увлекающегося пьянством, сном, любовью нельзя сделать заботливым.

Итог разговора: Так и во всем, Сократ, — закончил он, — по-моему, хозяйский глаз — самый лучший работник.

 

Глава 13. Качества управляющего.

Первым делом нужно управляющему научиться начальстовать над работниками.

Исхомах делит работников на хороших и плохих, и награждает их по работе. Он никогда не уравнивает плохих и хороших работников, такое отношение к рабочим, по мнению Исхомаха помогает обучать управленцев начальствованию над людьми.

 

Глава 14. Законы для слуг о честности.

Исхомах воспитывает в слугах честность с помощью законов наказания за провинность и поощрения за честность, что-то берет из законов Дракона и Солона. И Исхомах внимательно следит за этим.

Исхомах проводит грань между честолюбивым и корыстным человеком. Честолюбивый работает ради похвалы и уважения, корыстолюбивый ради наживы.

 

Глава 15. Необходимость изучать земледелие.

Поднимается вопрос о том, что управляющий должен знать дело, на которое он посылает рабочих, что бы он не был "врачом навещающего больного, но не знавшего

как ему помочь".

Земледелие-он считает-благородное занятие и полагает, что оно облагораживает характер человека.

 

Глава 16. Почва и обработка ее.

Исхомах говорит, что для земледелия не обязательно знать свойства почвы.

Дальше разговор идет о возделывании почвы.

 

Глава 17. Посев.

Сократ говорит о том, что всем слабым надо давать меньше работы, и Исхомах соглашается используя пример с посевом.

 

Глава 18. Уборка хлеба и очистка зерна.

Cократ пришел к выводу, что может знать, как заниматься кузнечеством, играть на флейте и т.д.,так как он наблюдал это, и хоть никогда не занимался этим, как и земледелием, но он это уже на самом деле знает.

Исхомах еще раз выдвинул позицию, что земледелие самое благородное занятие.

 

Глава 19. Садоводство.

Сократ после долго разговора с Исхомахом о земледелии и садоводстве приходит к выводу: что он может отвечать на те вопросы, на которые думал, что не знает ответ.

Открыл для себя способ обучения: "вопрос-ответ".

Исхомах вопросами наталкивает Сократа на правильный ответ.

 

Глава 20. Заботливые и нерадивые земледельцы.

"Отчего же бывает, Исхомах, что не у всех положение одинаково: одни живут богато и имеют излишки, а другие впадают в долги?"- "Незнание и знание делает одних богатыми, а других бедными", хозяева не умеют заботиться о своих полях, не знаю правил земледелия, некудышные хозяева.

 

Глава 21. Умение обращаться с людьми и повелевать ими.

Исхомах говорит о том, что одинаковую роль во всех делаех играет умение властвовать.

Он привозносит это умение, как одно из самых важных. Он приводит примеры командиров, владеющих и не владеющих таким даром.

И последствие командования того и другого, чтобы нагляднее показать, как сильно важно умение управлять людьми и вести их за собой, таких людей он считает одаренными умом.

Его слова про одарённых таким умением: "про того можно по справедливости сказать, что он идет с большой рукой, решению которого готова служить масса рук; великий муж поистине тот, кто может совершать великие подвиги не столько силою тела, сколько силою ума."

Исхомах подводит итог тем, что этому надо учиться. "А власть над людьми боги дают тому, кого считают заслуживающим жизни Тантала, который, как рассказывают, пребывает в царстве Аида в вечном страхе умереть вторично".

 

Билет 3

 

Платон

«Законы»

Произведение Платона написано в форме диалога. Состоит из 12 книг.

Предположительная дата написания 354 год до н. э.. Согласно Диогену Лаэртскому «Законы» вышли в свет после смерти Платона благодаря его ученику Филиппу Опунтскому, переписавшему произведение с восковых дощечек.

Участники диалога три пожилых человека: афинянин (не назван по имени), критянин Клиний и спартанец Мегилл. Диалог происходит на острове Крите, по дороге из города Кносса к святилищу Зевса. Основной участник диалога, афинянин, излагает законы, воплотить которые предстоит Клинию в новой колонии, организуемой критянами.

Книга 1:Клиний: Законы установил Бог. Он заметил, что среди людей непрерывно идет война, в ходе которой необходимо объединятся, организовываться. Именно так надо поступать и в мирное время.

Победа над самим собой – есть лучшая победа.

Афинянин: Устроитель, устраивая законы, имел в виду добродетель в целом; сообразно с ее видами он и исследовал законы, а не так, как это делают нынешние законодатели. Они устанавливают то, в чем в данное время нужда: один - законы о наследствах, другой - об оскорблениях действием и т.д.

Есть два рода благ: одни - человеческие, другие - божественные. Человеческие зависят от божественных. Главное из божественных благ - это разумение; второе - сопутствующее разуму здравое состояние души; третье - справедливость; четвертое - мужество. Законодателю следует ставить их в таком же порядке.

Когда люди исследуют законы, почти все рассмотрение вращается вокруг удовольствий и страданий как в государственной жизни, так и в частной. И каждый человек имеет в себе двух противоположных и неразумных советчиков: удовольствие и страдание. К ним присоединяются еще мнения относительно будущего, общее имя которым "надежда".Над всем этим стоит разум, решающий, что из них лучше, что хуже; он-то, став общим установлением государства, получает название закона.

Воспитание - то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека стремиться стать совершенным гражданином, умеющим согласно справедливости подчиняться или же властвовать. Воспитание – самое важное в обучении ребенка.

Книга 2:А: Первые детские ощущения - это удовольствие и страдание, и благодаря им сперва и появляются в душе добродетель и порок.Верно направленные удовольствия и страдания составляют воспитание, но в человеческой жизни они извращаются. Поэтому боги из сострадания к человеческому роду установили празднества, даровали Муз, Аполлона, Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах с помощью богов.

В государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Искусство имеет серьезную цель – помогать достигать гармонию.

Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который признан правильным законом.

Вино и пиры – лекарство от угрюмой старости, мы становимся веселее и мягче благодаря им.

Книга 3:А: Власть разрушается самими ее носителями.Большинство требует от законодателей, чтобы они устанавливали такие законы, которые были бы добровольно приняты большей частью народа. Это вроде того, как если бы требовали от учителей гимнастики и врачей только приятных упражнений, они невежды! Когда душа противится знаниям или разуму, от природы предназначенным править, это - неразумие, так же как и в государстве, когда большинство не повинуется правителям и законам. Сильный должен править, слабый – подчиняться.

Есть 2 основных вида государственного устройства, от которых родились остальные, – монархия и демократия.Законодатель должен иметь в виду троякую цель: чтобы устрояемое государство было свободным, внутренне дружелюбным и обладало разумом.

Книга 4:А: Никто из людей не дает никаких законов, но законы все даются нам случайностями и разными выпавшими на нашу долю несчастьями (например, война насильно перевертывает весь государственный строй и изменяет законы).

Возникновение наилучшего государства произойдет лишь тогда, когда явится истинный по природе законодатель и когда мощь его будет действовать сообща с самыми сильными в государстве лицами.

Где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью – близка гибель.Где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, - спасение государства.

Издавая законы, можно пользоваться двумя средствами - убеждением и силой; обычно законодатели пользуются только вторым средствомL

Книга 5:Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем полагают друзья. Любой должен уметь сочетать яростный дух с величайшей кротостью.

Виновником всех наших проступков является самолюбие.

Виды жизни: рассудительная, разумная, мужественная, здоровая. Этим четырем видам противоположны четыре других: безрассудная, разнузданная, трусливая, нездоровая. В первых перевешивают удовольствия, а во-вторых, страдания, поэтому первые виды жизни приятнее вторых. Т. е. жизнь, причастная добродетели приятнее жизни, причастной пороку.

Законодатель должен стремиться к тому, чтобы его государство было наилучшим и счастливейшим. Это отчасти исполнимо, отчасти нет.

В зависимости от величины имущества надо установить четыре класса, назвав их: первый, второй, третий, четвертый. Граждане либо пребывают в своем классе, либо, разбогатев или обеднев, переходят в другой класс.

Самое главное наука – занятие числами

Книга 6: А: При плохих правителях хорошие законы не действуют. Правители должны предоставить свою добродетель. Правители должны приходить на смену другим правителям.

Книга 7:А: Изнеженность делает характер детей вспыльчивым и впечатлительным, грубость – ненавидящим людей. Надо наказывать детей, но чтобы не задеть их самолюбия.

Надо жить, играя (игра=жертвоприношения, песни, пляски, чтобы суметь снискать к себе милость богов, а врагов отразить и победить в битвах).

Для свободных людей надо изучать три предмета: счет и арифметику; измерение длины, плоскости и глубины второй; движение небесных светил.

Книга 8: А: Каждый должен упражняться в войне не на войне, а в мирной жизни. Государство должно уделять воинским упражнениям в лагерях каждый месяц не меньше одного дня, также торжественные бои, воспроизводящие настоящие.

Победа над удовольствиями делает жизнь блаженной, уступки им присущи только развращенным людям.

Книга 9: А: По закону ни одно наказание не имеет в виду причинить зло, оно делает наказываемого либо лучшим, либо менее испорченным. Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было проступок.

Невежество делится на два вида: простое невежество, которое можно считать причиной легких проступков, и двойное, когда невежда одержим не только неведением, но и мнимой мудростью, -как будто он знает, что ему вовсе неведомо.

Самое большое зло – господство страсти, оно ведет к потреблению и накоплению богатств и денег.

Книга 10: Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море, с помощью своих собственных движений (желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть).

Книга 11: Занятия торговцев и купцов – постыдны.

Мы сражаемся с двумя противниками – бедностью и богатством. Богатство развращает, от бедности страдают.

Мы не принадлежим самим себе, поэтому имущество не принадлежит нам.Оно – собственность рода, поколений; более того, род и имущество - это собственность государства.

Книга 12: Существуют люди с божественным нравом, которые стоят общения. Они чаще всего встречаются в государствах с хорошими законами.

Ум, слитый воедино с прекраснейшими ощущениями, = спасение всякого существа. Если государство не будет этого иметь, оно, лишенное ума и ощущений, в каждом деле станет отдаваться на волю случая.

 

Билет 4

 

Фридрих фон Хайек
«ДОРОГА К РАБСТВУ»
1944

«Дорога к рабству» - книга Нобелевского лауреата по экономике Фридриха фон Хайека. Была написана в 1944 году.

Главная мысль:

Усиление планового регулирования экономики – первый шаг к тоталитаризму, а фашизм и реализм – неизбежный результат развитий соц. идей.
Отказ от государственного регулирования экономики.

Структура и содержание:
Состоит из предисловия (в котором присутствует обращение «Социалистам всех партий»), введения, 15 глав, заключения. Каждая глава, в том числе предисловие и введение, начинается с небольшого эпиграфа, что является отличительной чертой этой работы (В. Л. очень любит это спрашивать, проверяя, читал ли ученик этот труд или нет).

Глава 1. Отвергнутый путь

· отказ от экономической свободы ведет к тоталитаризму, т. к. в таких условиях невозможны ни личная свобода человека, ни политическая свобода в обще-ве.

 

Глава 2. Великая утопия

· замена либерализма социализмом происходит под флагом свободы, в то время как изначально он (социализм) является авторитарным течением.

· демократия стремится к равенству в свободе, социализм – к равенству в рабстве и принуждении.

Глава 3. Индивидуализм и коллективизм

· способствование конкуренции и недопущение созданий монополий предполагает создание необходимой законодательной базы, борьбу с мошенничеством.

· Ненависть к конкуренции и желание заменить ее директивной экономикой.

Глава 4. Является ли планирование неизбежным?

· конкурентный рынок из-за развития технологий монополизируется.

· из-за монополизации обществу остается либо контролировать деятельность частных монополий, либо передать управление производством правительству.

· прямое управление должно заменяться координацией

Глава 5. Планирование и демократия

· общим (коллективизма, коммунизма, фашизма является сознательная организация производительных сил.

· необходимо ранжировать потребности каждого индивида

· не диктатура приводит к уничтожению свободы, планирование приводит к диктатуре

· диктатура – необходимый инструмент в обществе, где проводится масштабное планирование.

Глава 6. План и закон

· анализируются различия между формальным правом и «постановлениями по существу дела».

· социалисты призывали к «социализации закона», нападая на принцип независимости судей.

Глава 7. Экономический контроль и тоталитаризм.

· чтобы руководить огромным количеством людей, необходимо наличие группы экспертов и некоего главнокомандующего, обладающего полнотой власти

· если экономическая жизнь будет под контролем, то под контролем окажется и вся человеч. жизнь

Глава 8. Кто кого?

· отдав частную собственность в руки государства, общество лишится свободы.

· планирование производства со стороны государства приведет к контролю за распределением производства, так как человек зависим от постановления властей.

Глава 9. Свобода и защищенность

· в конкурентной экономике последней инстанцией является судебный исполнитель, а при плановой – палач.

· плановое общество это по сути своеобразная армия.

Глава 10. Почему к власти приходят худшие?

· если тоталитарным обществом будут управлять наилучшие, то государство сможет решить грандиозные задачи.

· для диктатора становится необходимым поиск врага – внутреннего

· жестокость становится исполнением долга.

Глава 11. Конец правды

· необходимо, чтобы люди уверовали в правильность единой системы целей

· «коллективная свобода» - ничем не ограниченная свобода планирующих органов делать с обществом все, что они пожелают

· любая критика и сомнения должны подавляться

Глава 12. Социалистические корни нацизма

· описывает труды и высказывания предтеч нац.-социализма (Зомбарт, Пленге и др.), многие из которых в молодости были марксистами.

Глава 13. Тоталитаристы среди нас

· Англия повторяет ошибки, сделанные Германией, которые и привели ее к приходу тоталитарной власти (призыв к «научной» организации общества, попытки создания своего рода социализм для среднего класса и др.)

 

Глава 14. Материальные обстоятельства и идеальные цели

· человек не желает подчиняться необходимости законов рынка он готов пожертвовать частью своих свобод, чтобы получить некую эконом. Защищенность.

Глава 15. Каким будет мир после войны?

· планирование возможно лишь в том случае, когда ограничивается ряд свобод, в частности свобода передвижения.

· международное планирование станет неприкрытой международной (а возможно и мировой) диктатурой и воплощением идей национал-социализма.


Нельзя допустить формирование национальных планирующих органов, учитывая близящееся окончание II мировой войны и победу над Третьим рейхом.


«Дорогой к рабству» фон Хайек назвал Отказ общества от экономической свободы в пользу коллективизма и централизованного планирования.

 

Билет 5

 

 



2016-09-16 622 Обсуждений (0)
Самостоятельно ознакомиться с трудом можно здесь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельно ознакомиться с трудом можно здесь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)