Лабораторная работа № 10
Тема: Токсичность пестицидов Цель:изучить особенности токсического влияния пестицидов на рыб. Материалын оборудование:живая рыба, аквариум с отстоянной водопроводной водой, хлорофос, набор инструментов (кювета, скальпель, пинцет, ножницы, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электрическая лампа, ЭПГ, электростимулятор. Задание 1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсикантом). 2 Проведете сравнительный анализ поведения рыб в различных вариантах опыта. 3 Проведите сравнительное электропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб. 4 Проведите поталогоанотомическое исследование опытных рыб. 5 Сделайте вывод. Содержание Пестициды (ядохимикаты) относятся к различным классам химических соединений: мышьякосодержащие, хлорорганические, фосфорорганические, сероорганические, ртутноорганическне, производные карбомнновой, феноксиуксусной кислот, нитрофенола, соли тяжелых металлов, алкалоиды и др. Токсическое влияние пестицидов на рыб проявляется как в прямом токсическом действии, так и в косвенном и в изменении экологических условий водоема. Наиболее токсичными для водной фауны хлорорганические соединения, действующие как нервный яд. Ход работы Приготовьте два аквариума с чистой отстоянной в течение суток водопроводной водой. Один ив них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном растворите хлорофос, из расчета концентрации 100 мл/л. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их в контрольный и опытный аквариумы. После пересадки рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением. Обратите внимание на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и обшей двигательной активности. Отметьте наличие или отсутствие слизеотделения, судорог мышц и плавников. После начала опытов регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стуком по стеклу), прикосновением палочки, светом лампочки, электрическим током, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно необходимо давать рыбе успокоиться. Через час с начала опытов проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите глубину и частоту дыхания в различных вариантах эксперимента). После наступления стадии отравления рыб «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите осмотр внешних органов и тканей. Особое внимание уделите на количество слизи на кожных покровах и жабрах, ее цвет, консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска кровоизлияния, консистенция), положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты). Вскройте подопытных рыб и исследуйте состояние внутренних органов и тканей (мышцы, печень, почки, кровь, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска консистенция, кровоизлияния) в вышеуказанных органах опытных рыб. Результаты наблюдений запишите в таблицу, проведите сравнительный анализ полученных данных и сделайте выводы о токсичности хлорофоса на рыб.
Таблица – Результаты токсического влияния хлорофоса
Вопросы для контроля: 1 Каковы симптомы отравления рыб хлорофосом? 2 Как проявляется токсическое действие пестицидов? 3 В чём состоят отличительные особенности токсического влияния на рыб пестицидов?
Лабораторная работа № 11 Тема: Токсичность поверхностно-активных веществ (ПАВ) Цель: изучить особенности токсического влияния поверхностно-активных веществ на рыб. Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, стиральный порошок, набор инструментов (кювета, пинает, ножницы, скальпель, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электростимулятор, электрическая лампа, ЭПГ. Задание 1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсенкантом). 2 Проведите сравнительный анализ поведения рыб в разных вариантах опыта. 3 Проведите сравнительное эдектропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб. 4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб. 5 Сделайте вывод. Содержание В настоящее время в промышленности и в быту широко применяются различные синтетические поверхностно-активные вещества и получаемые на их основе детергенты, которые темя или иными путями попадают в рыбохозявственные водоемы. Характерной особенностью этих веществ является способность оказывать прямое токсическое действие на гидробионтов. При отравление ПАВ рыба всплывает к поверхности воды, находится в возбужденном состоянии, у нее учащается дыхание, нарушается равновесие. Гибнет рыба с широко открытым ртом и жаберными крышками. Тело и жабры покрываются слизью, которая разрушается и отпадает кусками.
Ход работы Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной в течение суток водопроводной водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном аквариуме тщательно растворите стиральный порошок «Персил» или «Лоск», из расчета концентрации 100 мл/л. Подберите две подопытные рыбы, одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите их в контрольный и опытный аквариумы. После посадки рыб проведите постоянные наблюдения за их поведением. Особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и общей двигательной активности. После начала опыта регулярно с интервалом в 15-20 минут возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно необходимо давать рыбам отдохнуть. Через час с начала опыта проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах эксперимента. После наступления стадии отравления рыб «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите особое внимание на количество слизи на коже и жабрах, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция), положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты). Затем вскройте рыб и проведите исследование внутренних органов и тканей (мышцы, кровь, печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка), и отметьте в каких органах произошли патологические изменения (окраска, консистенция, кровоизлияния и т.д.) под влиянием токсиканта. Результаты наблюдений запишите в таблицу, проведите их сравнительный анализ и сделайте вывод о токсичности поверхностно активных веществ.
Таблица – Результаты проявления токсичности ПАВ
Вопросы для контроля: 1 Как проявляется токсичное действие ПАВ? 2 Каковы симптомы отравления рыб ПАВ? 3 В чем проявляются отличительные черты токсичности ПАВ?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |