Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лабораторная работа № 12



2016-09-16 333 Обсуждений (0)
Лабораторная работа № 12 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Токсичность нефте­продуктов

Цель: изучить особенности токсического влияния нефтепродуктов на рыб.

Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, нефть, набор инструментов (кювета, пинцет, ножницы, скальпель, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электростимуля­тор, электрическая лампа, ЭПГ.

Задание

1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опыт­ный (с токсенкантом).

2 Проведите сравнительный анализ поведения рыб в разных вариантах опыта.

3 Проведите сравнительное эдектропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.

4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб.

5 Сделайте вывод.

Содержание

Нефтяное загрязнение рыбохозяйствешых водоемов стало глобальным и пагубно отражается на рыбном хозяйстве. Нефть и нефтепродукты присутствуют в воде в виде радужной пленки различной толщины, имульгированной и находящейся во взвешенном состоянии. Легкие фракции в виде пленки иди водного раствора от­равляют гидробионтов обитающих в толще воды, утяжеленные фракции, попадая на дно, уничтожают донные организмы. Водоемы, загрязненные нефтью, лишаются рыбохозяйственной ценности практически навсегда из-за слабого разложения неф­тепродуктов в естественных условиях.

 

Ход работы

Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной в течение суток водопровод­ной водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном аквариуме тщательно размешайте нефть из расчета концентраций 150 мл/л. Подберите две подопытные рыбы, одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите их в контрольный и опытный аква­риумы.

После посадки рыб проведите постоянные наблюдения за их поведением. Особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и общей двигательной активности. После начала опыта регулярно с интерва­лом в 15-20 минут возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обяза­тельно необходимо давать рыбам отдохнуть. Через час с начала опыта проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (опре­делите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах эксперимента. После на­ступления стадии отравления рыб «полная потеря равновесия» в опытных аквариу­мах зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тка­ней. Обратите особое внимание на количество слизи на коже и жабрах, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция), положение жаберных крышек и рта (за­крыты или открыты).

Затем вскройте рыб и проведите исследование внутренних органов и тканей (мышцы, кровь, печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка), и отметьте в каких органах произошли патологические изменения (окраска, конси­стенция, кровоизлияния и т.д.) под влиянием токсиканта.

Результаты наблюдений запишите в таблицу, проведите их сравнительный анализ и сделайте вывод о ток­сичности нефтепродуктов.

 

Таблица – Результаты проявления токсичности нефтепродуктов

№ п/п Показатели Контроль Нефть
Поведение    
Реакция на раз­дражители    
Частота дыхания    
Глубина дыхания    
Время «потери равновесия»    
Изменение внешних органов    
Изменение внут­ренних органов    

 

Вопросы для контроля:

1 Как проявляется токсичное действие ПАВ?

2 Каковы симптомы отравления рыб нефтепродуктами?

3 В чем проявляются отличительные черты токсичности ПАВ и нефтепродук­тов?

 

Лабораторная работа № 13

Тема: Влияние температуры и содержания кислорода в воде на токсикорезистентность рыб

 

Цель: изучить влияние некоторых абиотических факторов среды на устойчивость рыб к ядам.

Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы, отстоянная водопроводная вода комнатной температуры (20-22 °С), охлаждённая вода до 10 °С или лёд, прокипя­ченная водопроводная вода, микрокомпрессор, термометр, фенол, стеклянная па­лочка, электростимулятор, ЭПГ, электрическая лампа.

Задание

1 Приготовьте четыре аквариума с токсикантом: два с различными температу­рами, два других с различным содержанием кислорода.

2 Сравните поведение и время наступления стадий отравления рыб в различных вариантах опыта.

3 Проведите электропневмографическое изучение дыхания подопытных рыб.

4 Сделайте вывод.

Содержание

Температура воды является важнейшим экологическим фактором, опреде­ляющим обеспечение нормального хода процессов жизнедеятельности, поведение рыб и других пойкилотермных гидробионтов. Экспериментально доказана зависи­мость скорости гибели рыб и пороговой концентрации токсического вещества от температуры воды. При снижении температуры воды отдаляется время проникнове­ния симптомов отравления и гибели рыб и, наоборот, с повышением температуры сокращается время проявления симптомов отравления и ускоряется гибель рыб. Физиологически это явление объясняется изменением проницаемости тканей для ядов, скорости обмена веществ и потребления кислорода. При выявлении ядов обязательно необходимо учитывать температурный фактор и кислородный ре­жим водоёма.

Ход работы

Приготовить два аквариума: один с отстоянной водопроводной водой, ком­натной температуры (20-22 °С), другой – с водой, охлажденной до 10 °С. Охлаждение во­ды во втором аквариуме проводите с помощью добавления льда. В каждый аквари­ум добавьте равные концентрации, фенола из расчета 100 мг/л. Подберите две под­опытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их в опытные аквариумы. После посадки подопытных рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением, фиксируя положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, у поверхности), характер движения плавников, мыши, челю­стей, жаберных крышек и общей двигательной активности.

Регулярно с интервалом в 20 минут сначала постановки опытов проведите изу­чение дыхательного ритма (частота и глубина дыхания) и ответной реакции под-опытных рыб на разные раздражители (шум, прикосновение, свет, электрический ток), отмечая их особенности в различных температурных условиях эксперимента. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбам успокоиться.

Результаты наблюдений запишите в таблицу 1, проведите сравнительный анализ и сделайте вывод о влиянии температуры воды на токсикорезистентность рыб. За­тем приготовьте два аквариума: один с отстоянной водопроводной водой, аэрируе­мой микрокомпрессором, другой с остывшей до комнатной температуры кипячёной водой. Кипячение приводит к резкому снижению кислорода в воде. Температура во­ды в обоих аквариумах должна быть идентичной. В обоих аквариумах создайте одинаковую концентрацию фенола, равную 100 мг/л и поместите в них по одной одинаковой рыбе. Проведите исследования, аналогичные в предыдущих опытах, данные запишите в таблицу 2, сравните их и сделайте вывод о влиянии уровня содер­жания кислорода на токсикорезистентность рыб.

Таблица 1 – Влияние температуры воды на токсикорезистентность рыб

№ n/п Показатели Время с начала опыта, мин Вариант опыта
            20-22°С 10-12°С
Поведение    
       
       
       
Реакция на раз­дражители    
       
       
         
Частота и глубина дыхания    
       
       
       

 

Таблица 2 – Влияние содержания кислорода на токсикорезиетентность рыб

№ n/п Показатели Время с начала опыта, мин Вариант опыта
            8-10 мг О2 1-2 мгО2
Поведение    
       
       
       
Реакция на раз­дражители    
       
       
       
Частота и глу­бина дыхания    
       
       
       

 

Вопросы для контроля:

1 Что называется токсикорезистентностью рыб?

2 Каково влияние температуры на устойчивость рыб к ядам?

3 Как проявляется действие содержания кислорода в воде на токсикорезистент-ность рыб?



2016-09-16 333 Обсуждений (0)
Лабораторная работа № 12 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лабораторная работа № 12

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)