Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религия и ее роль в формировании этнической культуры казахов



2016-09-15 573 Обсуждений (0)
Религия и ее роль в формировании этнической культуры казахов 0.00 из 5.00 0 оценок




Основное содержание этнической истории XV-XVI! вв. заключается в завершении формирования казахского этноса, определении территориальных границ, упрочении этнического состава жузов, а также в выработке оптимальных моделей генеалогической иерархии. В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков, казахам удалось сформировать четкую структуру этноса, которая опиралась на триальные традиции политической организации. Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Большая численность казахов (около 1 млн.), территориальная раздробленность казахских племен обусловили широкую разветвленность, многоступенчатость иерархических связей между элементами этой структуры, основанной на кровнородственных и генеалогических связях.

XVI--XVII века -- особый период в истории Казахстана: время укрепления казахской государственности, активных политических, торговых и культурных отношений казахов с соседними странами и народами. Распространение ислама в этот период рассматривается нами, как фактор укрепления власти хана. В частности, шейхи Джуйбарии играли значительную роль в политической жизни казахского общества XVI--XVII веков и всячески оказывали поддержку казахским ханам во всех государственных делах. Значительное место в восточных источниках занимают известия об идеологии казахского общества XVI-XVII вв., наличии у казахов шаманистских воззрений и культов, о путях проникновения и насаждении ислама и деятельности среди казахов среднеазиатских суфийских орденов, о поисках среднеазиатскими шейхами убежища в кочевьях казахских ханов, о том, что казахи были давними мюридами среднеазиатских шейхов. Казахские ханы проводили активную политику, занимая лояльную позицию в отношении некоторых суфийских орденов, поддерживая их в противовес другим, опираясь на них и используя в своих целях. Известен даже религиозный деятель из среды казахов XVI в. -- Маулана Мухаммад казах Рабатеги ("Сирадж ал-Салки-ман" Мухаммад Ракима).

Распространителями ислама выступали среднеазиатские суфийские пиры и их агенты, которые преследовали при этом цель - увеличение числа мюридов и размеров своих доходов.

В крупных государствах послемонгольского периода, включавших различные части нынешнего Казахстана (Золотая Орда, Могулистан) темпы исламизации даже поначалу замедлились, зато сама она стала приобретать новые аспекты. Пришельцы постепенно интегрировались в местную тюркскую среду, и в результате сложился своеобразный элитный слой тюрко-монгольской знати.

В более поздний период, с образованием казахской народности в ХVI в. внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Таким образом, дальнейшее проникновение ислама в регион и его влияние на политическую жизнь происходили в неразрывной связи с домусульманскими, а с приходом монгольских войск, и с монгольскими идеологиями. Эти процессы не были результатом борьбы идей, а скорее, гибкой аккультурации и адаптации различных идей. К тому времени казахи уже считали себя мусульманами-суннитами (ханифитского толка), то есть с определившейся религиозной идентичностью.

В то же время, унаследованный ими синкретизм исламской веры так и не был преодолен: сильные элементы анимизма, шаманизма, поклонения предкам по-прежнему входили в религиозные представления и обряды, распространенные в степи в форме народного ислама, включавшего в себя элементы доисламских верований. Соответственно, хотя и сложилась прослойка всеми признаваемых представителей исламам в лице имамов, кади, мулл, мударрисов и других, организационно оформленные структуры мусульманского духовенства были, вес же развиты слабо.

В этой связи следует особо отметить, что казахи, этническое ядро которых составили кыпчакские племена, в XYI веке считались мусульманами-суннитами ханифитского толка. Но наряду с этим указывалось, что среди них распространены некоторые "обычаи язычества", которые, по словам мусульманских ученых начала XYI века, выражались в трех видах. Во-первых, среди казахов были изображения идолов, которым они земно поклонялись. Во-вторых, казахи захваченных в плен мусульман превращали в рабов., не делая никакого различия между ними и рабами-неверными. В третьих, когда наступает пора весны и появляется кумыс, казахи, прежде чем налить кумыс в сосуд и выпить, "обращают свое лицо к Солнцу и выплескивают из сосуда небольшое количество напитка в сторону востока, а затем совершают земной поклон Солнцу. Наверное, это есть проявление благодарности Солнцу за то, что оно выращивает травы, которыми питается лошадь и появляется кумыс"



2016-09-15 573 Обсуждений (0)
Религия и ее роль в формировании этнической культуры казахов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Религия и ее роль в формировании этнической культуры казахов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)