Методические рекомендации по разработке анкеты
Анкета - система вопросов, направленных на выяснение существующей проблемы и позволяющей обеспечить сбор первичной информации. Правила графического оформления анкеты: * Шрифт должен быть ясным, достаточно крупным. * Текст вопросов, пояснения к вопросам и возможные варианты ответов лучше печатать разными шрифтами. * Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. * Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу. Составление анкеты - задача сложная, поскольку важна не механическая последовательность вопросов, а их тесная взаимосвязь. Анкета состоит из трех частей: · Вводная часть. · Основная часть. · “Паспортичка”. Вводная часть. Главная ее задача - побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются: * Данные организации или лица, проводящего опрос. * Цель и задачи исследования. * Значимость роли респондента. * Гарантия анонимности анкеты (если анкета не анонимная). * Техника заполнения анкеты. * Выражение благодарности, высказываемое респонденту авансом, которое побуждает его заполнить анкету. Вводная часть должна быть ясной, краткой. Основная часть. Ее основная цель - сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими. После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. “Паспортичка”. В данной части анкеты содержатся вопросы по профессии, образованию, возрасту, семейному положению, полу и др. социальным критериям. В конце анкеты следует обязательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. В процессе разработки анкеты следует помнить о большом разнообразии вопросов и о сфере их применения. Вопросы - это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку. Это могут быть собственно вопросы, высказывания, таблица, незаконченные предложения. Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, для выяснения пола респондента можно использовать такие варианты вопросов: 1. Пол - мужской, женский (ненужное зачеркните). 2. Ваш пол? (подчеркните) а) мужской б) женский 3. Ваш пол? (обведите соответствующий код) мужской 1 женский 2 4. Ваш пол? (напишите) “ “. В табл. 3 представлена классификация вопросов. Таблица 3 Классификация вопросов
Рекомендуется в анкете использовать разные типы вопросов.
Список рекомендуемой литературы: 1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. – М.: МГТУ ГА, 2008. 2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004. 3. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – С.-Пб.: Питер, 2005.
Практическое занятие 8 Проведение и анализ результатов экспертного опроса
Цель практического занятия:приобретение навыков использования метода экспертного опроса в исследовании систем управления. Темы для закрепления: · Экспертный опрос в исследовании систем управления. Ключевые термины: Экспертный опрос. Экспертные оценки. Шкалы измерения: ранговые, номинальные, количественные (метрические). Коэффициент ранговой корреляции. Коэффициент конкордации. Виды экспертных опросов: анкетирование, интервьюирование, дискуссии, мозговая атака, метод Дельфи и т.д. Исходная информация. За основу взяты результаты экспертного опроса «Оценка профессионально важных качеств рекрутера», опубликованные в журнале «Управление персоналом» (табл. 4). В экспертном опросе приняли участие четыре группы экспертов: руководители кадровых агентств, рекрутеры, заказчики (работодатели), соискатели. Задание. 1. Постройте матрицу корреляций.
Рекомендуется рассчитывать коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (r): 6 * Sd2
n(n2-1)
d – разность рангов пары данных; n – количество пар данных. 2. Используя заполненную матрицу корреляций, ответьте на вопросы: 2.1. Позиции каких групп экспертов наиболее близки? Обоснуйте полученный результат. 2.2. Позиции каких групп экспертов наиболее различны? Обоснуйте полученный результат. 2.3. Какая группа экспертов в своей оценке ПВК рекрутеров наиболее близка к средним значениям (по всем группам экспертов)? 3. Самостоятельно проранжируйте ПВК рекрутера. Определите коэффициенты корреляции своего выбора с выбором по разным группам экспертов. С какой группой экспертов ваши позиции наиболее близки?
Список рекомендуемой литературы: 1. Никифорова Л.Х. Исследование систем управления. Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2008. 2. Мыльник В.В. Титаренко Б.П. Исследование систем управления. – М.: Академия, 2006. 3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2003. 4. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – С.-Пб.: Питер, 2005.
Таблица 4 Оценка профессионально важных качеств (ПВК) для рекрутера
Практическое занятие 9
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |