Топик-гайд фокус-группы
Фоновые вопросы 1. У всех закончилась сессия? 2. Какие предметы пришлось сдавать в сессию? 3. Где будете проводить зимние каникулы? Основные вопросы (Пояснение терминов, которые будут использоваться в процессе работы.) 1. В каком возрасте, как правило, девушки решаются на первый сексуальный контакт, связанный с дефлорацией? 2. Почему они принимают такое решение (решение, что дефлорация возможна)? 3. Какие трудности могут возникнуть у девушки при дефлорации? 4. Кто и как оценивает последствия дефлорации девушки? Сама девушка свободна в своей оценке? 5. Существует понятие «изнасилование на свидании». Что вам известно об этом понятии? 6. Кто несет ответственность за «изнасилование на свидании»? Примеры ответов на вопросы в процессе фокус-группы
Дефлорация как травма: психологический анализ[13] М. Татурина, Т. Краева, Н. Виеру, А. Лаврентьева, С. Мослова, Е. Курочкина, Г. Малекова, О. Бармина (НГПУ, Нижний Новгород) Проблема восприятия первого сексуального опыта — одна из мало изученных в отечественной психологии. За рубежом «первооткрывателем» темы стал классик психоанализа — Зигмунд Фрейд (работы «Тотем итабу», «Тотемы девственности»). В отечественной психологии в области изучения подростковой сексуальности наиболее известны работы И. С. Кона («Клубничка на березке», «Введение в сексологию» и др.). В настоящий момент предметом анализа процесса манифестации подростковой сексуальности и дефлорации становится медицинский (биологический) аспект. Этому посвящена, например, работа А. М. Свядоща «Женская сексопатология». Наше исследование концентрирует внимание на эмоциональном переживании изменений «физического Я» девушек, на социальных последствиях дефлорации. Нашей целью было изучение влияния первого сексуального опыта на самовосприятие девушки и на сценарий ее дальнейшей сексуальной жизни. В качестве методик мы использовали слабоструктурированное интервью и фокус-группу. В исследовании принимали участие юноши и девушки — студенты I—IV курсов вузов и средних специальных учебных заведений. В выборку входило 32 человека (в том числе 16 девушек участвовали в интервьюировании, 8 юношей и 8 девушек принимали участие в фокус-группах). Анализ интервью проходил по следующим этапам: выявление смысловых частей, а далее — оценка высказываний и соотнесение их со смысловыми частями. Проведенная нами работа показала, что: • первый сексуальный опыт воспринимается частью девушек как травмирующая ситуация, накладывающая отпечаток на сценарий дальнейшей сексуальной жизни; • в ряде случаев дефлорация связана с актом насилия, порождающим агрессию и недоверие к окружающим; • инцест при дефлорации порождает чувство вины и стыда перед членами семьи; • в результате несоответствия реальности ожиданий, связанных с первым сексуальным опытом, у девушек возникает чувство глубокой неуверенности в себе в психофизиологическом плане; • гендерные стереотипы подавляют сексуальную активность девушек, заставляя их чувствовать себя зависимыми и подчиненными. Первым этапом в анализе результатов исследования стало изучение причин, которые лежат в основе первого сексуального опыта девушек. • Каждая третья из числа опрошенных девушек считала свою девственность грузом. Такие респондентки хотели как можно быстрее избавиться от него, быть похожими на своих подруг, у которых уже был первый сексуальный опыт. Хотели почувствовать себя более взрослыми, самостоятельными. • Каждая третья из числа опрошенных девушек видела свой первый сексуальный опыт как продолжение отношений с другом. Они доверяли своим партнерам и именно с ними хотели быть более близкими. • Каждая четвертая из числа опрошенных девушек получила свой первый сексуальный опыт в результате насилия, инцеста и т. п. По итогам исследования мы выделили следующие сценарии первого сексуального опыта: 1-й сценарий— первый сексуальный опыт, полученный в результате обоюдного согласияобеих сторон. Этот сценарий имеет различные варианты: сценарии «Сожаление впоследствии» (возникает под давлением социальных стереотипов), «Принятие опыта», «Оправданные ожидания», «Неоправданные ожидания», «Переоценка ценностей в результате первого сексуального опыта». 2-й сценарий— первый сексуальный опыт, полученный в результате изнасилования.В результате изнасилования возникает неприязнь и недоверие к представителям противоположного пола. 3-й сценарий— первый сексуальный опыт, полученный в результате инцеста.В данном сценарии мы также обнаружили разные эмоциональные реакции девушек. Избегание, конфликты с родными, недоверие к родным после первого сексуального опыта, где место имел инцест, а также чувство неполноценности, униженности в результате изнасилования и инцеста как первого сексуального опыта. Таким образом, психологическое состояние девушки после дефлорации во многом зависит от условий, при которых получен первый сексуальный опыт и от ожиданий девушки. При неблагоприятном развитии событий первый сексуальный опыт можно расценивать как психологическую травму с продолжительными последствиями; в подобных ситуациях девушки нуждаются в помощи психолога. При благоприятном и безопасном для девушки развитии событий дефлорация, сопровождающаяся изменениями в «физическом Я», самостоятельно переживается девушкой и не требует помощи специалиста. Глава 20
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |