Этап 2. Проведение фокус-группы
Учебная группа на этапе проведения фокус-группы исполняет роль приглашенных участников, часть студентов — роль исследователей-наблюдателей. В реальном исследовании группа участников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных по специальным критериям. Функция «наблюдателей» — фиксировать (записывать на видеопленку, магнитофон, на бумагу) все происходящее во время групповой дискуссии. Основные требования, определяющие порядок работы в фокус-группе: 1) вопросы следуют в логическом порядке; 2) до групповой дискуссии устанавливается доверительный контакт группы и модератора, членов группы друг с другом; 3) дискуссия завершается вежливо и логично. Вступление (15 минут) — дискуссии: • подчеркивание значимости данного контакта; • подчеркивание значимости исследования, в котором примут участие респонденты (серьезное отношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемому вопросу); • акцент на ценности каждого мнения; • представление каждого, начиная с исследовательской группы; • пояснение относительно присутствия наблюдателей, а также технических средств (видеокамера, магнитофон). Блоки вопросов (примерно по 10 минут на блоки фоновых и дополнительных вопросов; академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает 10, из них 5-6 основных). Фоновые вопросы можно задавать в процессе чаепития в начале работы. С их помощью создается непринужденная дружеская обстановка. Следует избегать раньше времени говорить по теме исследования, лучше выбрать нейтральные темы (погода, спорт, дети). Не следует обсуждать вопросы, которые вызовут полярные мнения (религия, политика и т. п.) и настроят членов фокус-группы враждебно друг по отношению к другу. Первый вопрос модератора «разбивает лед». Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общее мнение. Модератор сужает дискуссию, естественно переходя от общих к основным (специфическим) вопросам. Обсуждение в группе начинается с открытых вопросов, которые дают широкий спектр мнений. В конце дискуссии модератор задает закрытые вопросы, чтобы получить информацию о конкретных проблемах. Уровни структуризации вопросов (по Р. Мертону): 1. Неструктурированный вопрос направлен на то, чтобы ответ был максимально свободен, «не задан» вопросом (например: «Что в фильме вам показалось самым интересным?»). 2. Полуструктурированные вопросы различают по типам. Тип А — вопрос, структурированный по ответу, но свободный по стимулу («Что вы узнали из этой метафоры, чего не знали раньше?»). Также выделяют вопросы типа Б: структурированные по стимулу, но свободные по ответу («Что вы подумали и почувствовали, когда Мулан "провалила" сватовство?»). 3. Структурированный вопрос ограничивает и стимул, и ответ («Эффективны ли для развития несексистского взгляда на людей, на ваш взгляд, мультипликационные фильмы для детей и подростков?»). Окончание дискуссии (5-8 минут): завершение фокус-группы предполагает контроль заданных вопросов из предварительного списка, благодарность участникам дискуссии. Работа модератора: задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Стоит обратить внимание на следующие вопросы в подготовке групповой дискуссии: • знание текста вопросов наизусть для полной свободы ведения дискуссии; • максимально комфортное устройство участников фокус-группы; • профессиональные коммуникативные навыки модератора; • атмосфера доверия в группе; • баланс мнений; • внимание к «языку тела»; • регламент. Как правило, к модератору предъявляют высокие требования. Необходимые психологические характеристики модератора: хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, искренний интерес к другим людям, доброжелательность, толерантность, чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так и устные), чувство юмора. К характеристикам внешности, как правило, относят сходство модератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже, по мнению многих исследователей, пол) модератора должны быть идентичными особенностям членов группы, насколько это возможно. К профессиональным умениям относится высокая коммуникативная компетентность, а также специфические умения. Так, например, по данным исследователей, практикующих фокус-группы в сборе информации, в процессе работы участники непроизвольно делятся на следующие категории: «эксперты» (их модератор уравновешивает подчеркнуто внимательным отношением ко всем мнениям), «доминирующие» (модератор «переключает внимание» с них на других участников: «Есть ли другие точки зрения?»), «застенчивые» (модератор активизирует их невербально либо называет по имени, приглашает к ответу на вопрос) и «болтливые», то есть говорящие много и не по существу проблемы (с ними модератор исключает контакт глазами, невербально демонстрирует скуку и при малейшей возникшей паузе передает инициативу другим участникам). Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы: • не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга; • используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии; • в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняет расшифровку; • в помещении присутствуют «дополнительные наблюдатели», что сказывается на качестве и свободе дискуссии; • участник фокус-группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии; • участник фокус-группы является экспертом в изучаемом вопросе; • модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб «нейтрализовать» некоторых чрезмерно активных испытуемых; • модератор так ведет фокус-группу, что участники могут догадаться о его мнении по изучаемому вопросу.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |