Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)»



2016-09-16 637 Обсуждений (0)
Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)» 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача данного этапа — развитие навыков анализа гендерных харак­теристик в структуре Я-концепции личности.

На занятии каждый студент на основе эмпирических данных, по­лученных при определении специфики своих гендерных характери­стик (этап психологической самодиагностики), выполняет письмен­ную работу по составлению своего социально-психологического портрета. Для студентов, обучающихся на психологических факуль­тетах, данное задание, как правило, не является новым, скорее всего, им уже приходилось сталкиваться с таким видом деятельности при освоении дисциплин «психодиагностика», «психология личности» и др. Тем не менее, при формулировании требований к работе можно напомнить студентам о следующем:

• начинать работу по составлению своего социально-психологиче­ского портрета в гендерном контексте следует с описания наибо­лее важных и устойчивых гендерных характеристик личности;

• связывать гендерные характеристики личности с другими своими социально-психологическими особенностями;

• соотносить гендерные характеристики с условиями собственной гендерной социализации;

• попытаться проследить динамику развития гендерных характери­стик, построить прогноз их развития.

Общие рекомендации по выполнению работы могут касаться сле­дующих моментов:

• осмысливать и сопоставлять полученные данные друг с другом;

• сравнивать результаты однородных характеристик, полученных при заполнении различных методик;

• сопоставлять данные с результатами самонаблюдения и с реальным по­ведением в социальных ситуациях.

В качестве критериев оценивания работы могут быть предложены следующие параметры.

1. Когнитивная сложность, полнота описания социально-психологи­ческих гендерных характеристик.

2. Умение сопоставлять и обобщать данные. Глубина анализа.

3. Адекватность использования социально-психологических и гендерных понятий.

4. Умение делать выводы.

5. Оформление работы в соответствии с требованиями.

Контрольные вопросы

1. Перечислите известные вам гендерные характеристики личности.

2. Сравните гендерные стереотипы и гендерные установки: чем они похожи, чем различаются?

3. Какова роль гендерных стереотипов в ситуациях межгруппового и межличностного восприятия?

4. Какие методики можно использовать для изучения гендерных стереотипов?

5. Какие методики можно использовать для изучения гендерной идентичности?

Литература

1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психо­логические методы исследования супружеских отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. - 2000. - № 4. - С. 65-103.

3. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

4. Большой толковый социологический словарь / Под ред. Д. Джери, Дж. Джери. Т. 1. А-О. - М.: ACT, 1999.

5. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной.- М., 1992. - С. 10-22.

6. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопро­сы психологии. — 1998. — № 4.

7. Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья // Се­мья на пороге третьего тысячелетия. — М., 1995. — С. 129-145.

8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002.

9. Клецииа И. С. Гендерный подход и внутриличностные конфлик­ты // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. междисциплинар. науч-практ. конф. — Минск: ООО «Энвила»; М., 2000. - С. 275-279.

10. Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. Вып. 2. — СПб., 1998.

11. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.

12. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Олимп, ИНФРА, 1999.

13. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изме­няющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч. I / Под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-605.

14. Кон И. С. Ребенок иобщество. — М.: Наука, 1988.

15. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психо­логия: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — М., 1984.

16. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

17. ПайнсЭ., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.

18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.

19. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

20. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

21. Bern S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. — 1983. - Vol. 8. - № 4. - P. 598-615.

22. Koestner R., Aube J. A Multifactorial Approach to the Study of Gender Characteristic //Journal of Personality. - 1995. - Vol. 63. № 3. - p. 681-710.


Приложение 1

Бланк ответов теста «Кто Я?»

Инструкция

В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различ­ных ответов на простой вопрос «кто я?». Отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.

1. Я_________________

2. Я_________________

3. Я_________________

………………………………

18. Я_________________

19. Я_________________

20. Я_________________

А теперь, пожалуйста, укажите свой пол_____________________

Возраст_______________

СПАСИБО!

Приложение 2

Опросник С. Бэм[14]

Инструкция:оцените наличие (или отсутствие) у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет».

1. Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность помочь.

4. Склонность защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость.

10. Атлетичность.

11. Нежность.

12. Театральность.

13. Напористость.

14. Падкость на лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность.

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность к лидерству.

26. Забота о людях.

27. Прямота, правдивость.

28. Склонность к риску.

29. Понимание других.

30. Скрытность.

31. Быстрота в принятии решений.

32. Сострадание.

33. Искренность.

34. Самодостаточность (полагание только на себя).

35. Способность утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность, важность.

43. Собственная позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49. Склонность вести за собой.

50. Инфантильность.

51. Адаптивность, приспосабливаемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь ругательств.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к детям.

57. Тактичность.

58. Амбициозность, честолюбие.

59. Спокойствие.

60. Традиционность, подверженность условностям.



2016-09-16 637 Обсуждений (0)
Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)