Этап 2. Формирование диад испытуемых
Диады формируются экспериментатором до начала эксперимента, исходя из его целей. Если исследователя интересуют лишь гендерные различия лидеров, он может взять по 10 диад каждой из категорий: женские, мужские и смешанные. В этом случае можно будет получить данные об эффективности мужчин-лидеров и женщин-лидеров в гомогенных и гетерогенных по полу парах. Если его интересует фактор возраста, то можно добавить диады молодежные (18-25 лет) и зрелые (40-50 лет) — опять же женские, мужские и смешанные. Если же цель эксперимента в установлении еще и этнических различий, то снова можно добавить пары, варьируя 3 фактора — возраст, пол и этническую принадлежность. Для чистоты эксперимента лучше взять участников ранее незнакомых друг с другом. В качестве примера приводим данные о том, как были сформированы диады в нашем исследовании [7], где изучались все 3 аспекта проблемы лидерства: гендерный, возрастной, этнический. Участниками диад были представители только одной этнической принадлежности (либо русские, либо казахи). Было образовано 12 типов экспериментальных диад (по 6 типов в каждой этнической культуре); было исследовано по 10 диад каждого типа. Обозначения следующие (их удобно представлять в протоколе): Ю — юные; 3 — зрелые; К — казахи; Р — русские; М — мужчины, Ж — женщины: тип 1 — ЗЖК — ЗМК (зрелая женщина-казашка — зрелый мужчина-казах); тип 2 — ЗЖР — ЗМР (зрелая женщина-русская — зрелый мужчина-русский); тип 3 — ЗЖК — ЮМК (зрелая женщина-казашка — юный мужчина-казах); тип 4 — ЗЖР — ЮМР (зрелая женщина-русская — юный мужчина-русский); тип 5 — ЗЖК — ЮЖК (зрелая женщина-казашка — юная женщина-казашка); тип 6 — ЗЖР — ЮЖР (зрелая женщина-русская — юная женщина-русская); тип 7 — ЗМК — ЮЖК (зрелый мужчина-казах — юная женщина-казашка); тип 8 — ЗМР — ЮЖР (зрелый мужчина-русский — юная женщина-русская); тип 9 — ЗМК — ЮМК (зрелый мужчина-казах — юный мужчина-казах); тип 10 — ЗМР — ЮМР (зрелый мужчина-русский — юный мужчина-русский); тип 11 — ЮЖК — ЮМК (юная женщина-казашка — юный мужчина-казах); тип 12 — ЮЖР — ЮМР (юная женщина-русская — юный мужчина-русский). Этап 3. Проведение исследования с испытуемыми по определению эффективности лидеров Испытуемым предлагается ознакомиться с инструкцией перед проведением эксперимента. Инструкция испытуемым — экспериментальной паре Вам будет предложено 2 задания. Для выполнения каждого из них необходимо выбрать лидера — это должны быть либо вы, либо ваш партнер. Лидер отвечает за качество группового решения и руководит действиями партнера. Ознакомьтесь с очередным заданием. После этого напишите на листке бумаги, кого вы лично выбираете лидером, и сдайте листок экспериментатору. Затем обсудите с партнером и примите коллективное решение, кто из вас будет лидером (сделать это надо как можно скорее). Задание нужно выполнить быстро и точно. Вопросы есть? Начали. Во время эксперимента преподаватель заполняет бланк. Вносятся данные: • о дате проведения эксперимента (можно отметить и время суток), типе пары (можно использовать 12 типов пар из примера) и номере задания (1-6); • о том, кто был выбран лидером при письменном выборе (если пары гомогенны по полу, то участники обозначаются номерами) и в результате устной дискуссии; • о времени решения задачи; • о том, кто был реальным лидером при решении задачи — один или оба участника (последнюю графу желательно заполнять, используя мнение 2 экспериментаторов противоположного пола). Бланк протокола эксперимента
Этап 4. Работа с испытуемыми по оценке действий партнера После эксперимента испытуемым предлагается следующая инструкция: Используя 10-балльную шкалу (0 — совсем не удовлетворен(а), 10 баллов — полностью удовлетворен(а)), напишите, пожалуйста, насколько вы удовлетворены: 1) действиями лидера; 2) принятым решением. По желанию экспериментатора можно оценивать каждое задание — удовлетворенность действиями лидера и принятым решением. Но делать это следует после окончания эксперимента. Этап 5. Математическая обработка данных Каждый испытуемый-участник диады получает по 6 лидерских статусов (за каждое задание). Статус вычисляется следующим образом. За письменный выбор испытуемый получает максимум 2 балла (1 балл — за выбор себя в качестве лидера и 1 — за выбор партнером); в результате устной дискуссии участники должны решить, кто же из них будет лидером, и тот, кого выбрали лидером, получает еще 1 балл; еще 1 балл испытуемый может получить по оценке экспериментатора, если он при решении задачи проявлял себя как лидер (если экспериментаторов двое, то берется среднее арифметическое из 2 оценок). Может быть и такая ситуация, когда реально при решении задачи оба испытуемых были лидерами: оказывали влияние на решение и руководили действиями партнера. В итоге участник диады может получить максимально 4 балла. Эта сумма делится на 4, и мы получаем лидерский статус, который изменяется от 0 до 1.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |