Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании



2016-09-16 1777 Обсуждений (0)
Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок




Гендерный подход Полоролевой подход
Ориентация на нейтрализацию и смягче­ние различий между полами Ориентация на подчеркивание различий между полами
Воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности Воспитание в духе жесткого (предопре­деленного) выбора половой идентично­сти
Отсутствие ориентации на «особое пред­назначение» мужчины и женщины Ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины
Поощрение видов деятельности, соот­ветствующих интересам личности Поощрение видов деятельности, соответ­ствующих полу
Выбор видов поведения исходя из кон­кретной ситуации Выбор видов поведения исходя из поло­вой принадлежности
Обоснование нецелесообразности раз­дельного по полу обучения Обоснование целесообразности раздель­ного по полу обучения
Тенденция к размыванию культурно сформированных гендерных схем Наличие жестких, культурально сформи­рованных гендерных схем
Возможность отступлений от тради­ционных патриархатных моделей ус­тройства общества Осуждение отступлений от традицион­ных патриархатных моделей устройства общества

Глава 27

Гендерная экспертиза урока

М. Л. Сабунаева

Вводные замечания

Образование — это один из важнейших социальных институтов, спо­собствующих не только передаче знаний, умений, навыков от поколе­ния к поколению, а также сохранению и передаче социального опыта, но и развитию личности, ее становлению и самоактуализации. Шко­ла, таким образом, выступает как один из основных институтов соци­ализации. Как и другие социальные институты, школа активно вос­производит существующие в обществе представления, в том числе представления о мужчине и женщине.

Основная форма обучения в современной школе — это урок, в про­цессе которого на ребенка влияет множество различных факторов: цели урока, формы и методы обучения, содержание урока, учебные материалы, поведение учителя идр. Все эти факторы могут иметь гендерную окраску; именно их анализ составляет основное содержание гендерной экспертизы.

Е. Р. Ярская-Смирнова [2] предлагает понятие «скрытый учебный план»: «это, во-первых, организация самого учреждения, включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии. Во-вторых, сюда относится содержание предметов, а в-тре­тьих, стиль преподавания. Эти три измерения скрытого учебного пла­на не просто отражают гендерные стереотипы, но и поддерживают гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантно­му, недооценивая женское и нетипичное». Скрытый учебный план, таким образом, — это то содержание обучения, те отношения, складывающие­ся вокруг обучения, которые неосознанно передаются ребенку систе­мой образования, и имеет свой результат — чаще всего в виде неосо­знанных представлений и установок. Выявление «скрытого учебного плана» также может составлять содержание гендерной экспертизы.

«Гендерная экспертиза образовательных программ и учебных по­собий — это их препарирование (деконструкция) с целью выяснения, каким образом они влияют на гендерную социализацию детей, какие гендерно-насыщенные понятия иобразы для этого используют, как при этом изменяются потенциальные возможности самореализации детей обоего пола» [1, с. 77-87]. Таким же образом может быть выве­дено определение гендерной экспертизы отдельно взятого урока — это выявление влияния урока как основной единицы обучения на гендерную социализацию детей, выявление гендерных стереотипов и сексистских установок в содержании урока и поведении учителя.

Л. В. Штылева выделяет правовую основу гендерной экспертизы [1, с. 70-73]:

1) документы ООН о Правах человека, Конвенция ООН «О ликви­дации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), Конвенция МОТ №156 «О равном обращении и равных возмож­ностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семей­ными обязанностями»;

2) ст. 19 (п. 3) Конституции РФ, формулирующая принцип равнопра­вия людей независимым от пола;

3) «Закон об образовании» РФ, в котором высшей целью образова­ния и воспитания признается всестороннее и гармоничное разви­тие личности.

Также см. Вводные замечания к семинару «Гендерный подход в практике школьного психолога» (М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева).

Цель занятия— формирование гендерной ориентации личности че­рез практическую работу по осуществлению гендерной экспертизы.

Оснащение

1. Видеомагнитофон.

2. Видеокассета с записью школьного урока (профессиональная или любительская съемка).

Порядок работы

Занятие проводится в групповой форме, после прочтения студен­там лекции о гендерном подходе в педагогике. Для проведения занятия используется видеозапись любого урока, заготовленная заранее. Жела­тельно записать на видеопленку такой урок, где содержится максимум форм взаимодействия учителя с учениками (например, это может быть открытый урок или урок устного опроса). При записи урока нельзя предупреждать учителя о ее реальной цели.

Экспертиза может производиться и прямо на уроке, однако, здесь возникают дополнительные трудности, связанные с присутствием в классе большого количества студентов.

Этап 1.Вводная часть.

Этап 2.Просмотр видеозаписи и заполнение экспертных карт.

Этап 3.Обсуждение и выводы.

Этап 4.Выработка рекомендаций.

Этап 5.Домашнее задание.

Этап 1. Вводная часть

Студентам предлагается вспомнить и дать определение, что такое «Гендерная экспертиза» и «скрытый учебный план». Далее студентам разда­ются бланки экспертной карты (вариант карты см. в приложении; эта кар­та направлена в основном на анализ поведения учителя на уроке). Карта может быть дополнена или изменена преподавателем. Также возможно составление подобной карты вместе со студентами: студенты на основе собственного опыта и собственных представлений выделяют категории, по которым будет проводиться экспертиза. При выделении категорий можно опираться на теоретический материал лекции.



2016-09-16 1777 Обсуждений (0)
Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)