Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании
Глава 27 Гендерная экспертиза урока М. Л. Сабунаева Вводные замечания Образование — это один из важнейших социальных институтов, способствующих не только передаче знаний, умений, навыков от поколения к поколению, а также сохранению и передаче социального опыта, но и развитию личности, ее становлению и самоактуализации. Школа, таким образом, выступает как один из основных институтов социализации. Как и другие социальные институты, школа активно воспроизводит существующие в обществе представления, в том числе представления о мужчине и женщине. Основная форма обучения в современной школе — это урок, в процессе которого на ребенка влияет множество различных факторов: цели урока, формы и методы обучения, содержание урока, учебные материалы, поведение учителя идр. Все эти факторы могут иметь гендерную окраску; именно их анализ составляет основное содержание гендерной экспертизы. Е. Р. Ярская-Смирнова [2] предлагает понятие «скрытый учебный план»: «это, во-первых, организация самого учреждения, включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии. Во-вторых, сюда относится содержание предметов, а в-третьих, стиль преподавания. Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы, но и поддерживают гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному, недооценивая женское и нетипичное». Скрытый учебный план, таким образом, — это то содержание обучения, те отношения, складывающиеся вокруг обучения, которые неосознанно передаются ребенку системой образования, и имеет свой результат — чаще всего в виде неосознанных представлений и установок. Выявление «скрытого учебного плана» также может составлять содержание гендерной экспертизы. «Гендерная экспертиза образовательных программ и учебных пособий — это их препарирование (деконструкция) с целью выяснения, каким образом они влияют на гендерную социализацию детей, какие гендерно-насыщенные понятия иобразы для этого используют, как при этом изменяются потенциальные возможности самореализации детей обоего пола» [1, с. 77-87]. Таким же образом может быть выведено определение гендерной экспертизы отдельно взятого урока — это выявление влияния урока как основной единицы обучения на гендерную социализацию детей, выявление гендерных стереотипов и сексистских установок в содержании урока и поведении учителя. Л. В. Штылева выделяет правовую основу гендерной экспертизы [1, с. 70-73]: 1) документы ООН о Правах человека, Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), Конвенция МОТ №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»; 2) ст. 19 (п. 3) Конституции РФ, формулирующая принцип равноправия людей независимым от пола; 3) «Закон об образовании» РФ, в котором высшей целью образования и воспитания признается всестороннее и гармоничное развитие личности. Также см. Вводные замечания к семинару «Гендерный подход в практике школьного психолога» (М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева). Цель занятия— формирование гендерной ориентации личности через практическую работу по осуществлению гендерной экспертизы. Оснащение 1. Видеомагнитофон. 2. Видеокассета с записью школьного урока (профессиональная или любительская съемка). Порядок работы Занятие проводится в групповой форме, после прочтения студентам лекции о гендерном подходе в педагогике. Для проведения занятия используется видеозапись любого урока, заготовленная заранее. Желательно записать на видеопленку такой урок, где содержится максимум форм взаимодействия учителя с учениками (например, это может быть открытый урок или урок устного опроса). При записи урока нельзя предупреждать учителя о ее реальной цели. Экспертиза может производиться и прямо на уроке, однако, здесь возникают дополнительные трудности, связанные с присутствием в классе большого количества студентов. Этап 1.Вводная часть. Этап 2.Просмотр видеозаписи и заполнение экспертных карт. Этап 3.Обсуждение и выводы. Этап 4.Выработка рекомендаций. Этап 5.Домашнее задание. Этап 1. Вводная часть Студентам предлагается вспомнить и дать определение, что такое «Гендерная экспертиза» и «скрытый учебный план». Далее студентам раздаются бланки экспертной карты (вариант карты см. в приложении; эта карта направлена в основном на анализ поведения учителя на уроке). Карта может быть дополнена или изменена преподавателем. Также возможно составление подобной карты вместе со студентами: студенты на основе собственного опыта и собственных представлений выделяют категории, по которым будет проводиться экспертиза. При выделении категорий можно опираться на теоретический материал лекции.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1777)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |