Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Земельно–правовой режим в России до 1861 г



2016-09-16 1703 Обсуждений (0)
Земельно–правовой режим в России до 1861 г 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная с XI века, на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая основа господства класса феодалов. Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.

Установление феодальной зависимости сельского населения было длительным процессом, но и после своего становления феодализм претерпевал определенные, характерные для России изменения.

Поскольку высшие слои феодалов представляли собой главную оппозицию власти государя, к концу XV в. появилась ярко выраженная тенденция к ограничению их привилегий и формированию нового класса – помещиков–дворян. Экономической базой первой группы было вотчинное землевладение, второй – поместное. Поместное землевладение носило условный, личный и временный характер: оно давалось при условии службы, конкретному лицу, а не роду, на срок службы или пожизненно.

Первая крупная массовая передача земель московским служилым людям произошла в конце XV века после присоединения Новгорода к Москве (1478 г.) – Иван III пожаловал им конфискованные новгородские земли.

В XVI в. помещичье землевладение стало важной формой хозяйствования.

Раздача земель дворянскому войску усиливала эксплуатацию крестьянства, что побуждало крестьян отправляться на поиски мест, где феодальный гнет не был так тяжел. Подъем миграционной волны вызвал потребность в ограничении таких перемещений. Ограничительные мероприятия осуществлялись вначале путем заключения междукняжеских договоров, а затем было применено правовое регулирование: установлен запрет на перевод крестьян с княжеских земель на частные земли; право перехода крестьянина только один раз в году – в Юрьев день (26 ноября) и в течение недели после него; обязанность уплатить высокую плату за уход от феодала и т. п.

В начале XVI в. была предпринята попытка ограничить рост церковно–монастырского землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. Поскольку эта попытка вначале не увенчалась успехом, в 1580 г. было принято церковным Собором решение, запрещавшее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким–либо другим способом свои земельные владения.

Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий.

Одновременно полученная и документально закрепленная информация явилась обстоятельством, способствовавшим созданию системы крепостного права в сельском хозяйстве России, благо государство нашло способ избавления и от Юрьева дня. Так, с 1581 г. стали вводиться «заповедные лета», т. е. годы, когда Юрьев день не действовал, а в 1649 г. произошло окончательное закрепление крестьян за феодалами – введено крепостное право.

Сложившийся земельно–правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством применительно к новым историческим потребностям.

Формировался земельный фонд России через Генеральное межевание, развернувшееся с середины XVIII в. и продолжавшееся десятилетия.

Начало Генеральному межеванию было положено в 1754 г. в рамках правовой политики «просвещенного абсолютизма». В 1765 г. правительством Екатерины II был опубликован манифест о началах предстоящего отмежевания частновладельческих земель в России, а в 1766 г. – «Генеральные правила» и «Наставления землемерам» по проведению межевания. Эти правовые акты более чем сто лет играли основополагающую роль в организации и регулировании земельного кадастра в России.

Генеральное межевание представляло собой более развитую систему земельного учета по сравнению с писцовыми книгами, которые, при всей их доскональности, охватывали лишь малую часть всего земельного фонда страны.

Кроме того, осуществление мероприятий по Генеральному межеванию привело к обновлению принципов российского земельного нрава: всеобщности учета земель; документальности фактического владения землей, рационального размещения угодий и т. п.

На земельные отношения накладывался создаваемые промышленные предприятия. Они ощущали нужду в рабочей силе, поэтому появился статус деревень, прикрепленных к заводам, крестьяне которых обязаны были на них трудиться.

Указ «О покупке к заводам деревень» отменял запреты для купцов и промышленников покупать населенные деревни, запретив продажу таких деревень отдельно от заводов и без разрешения Берг– и Мануфактур–коллегии, а также использование этих деревень в качестве залога;

Под напором развивавшихся капиталистических отношений государство отменило монопольное право на землю.

Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли, а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое же право и помещичьим крестьянам;

Была предоставлена возможность прекращения крепостнических отношений на возмездной основе. Указ от 20 февраля 1803 г. (о свободных хлебопашцах) предоставил помещикам право (но не обязанность) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп, а Указ 1842 г. возможность предоставления помещиками земли крестьянам по договору в пользование, за что последние должны были нести в пользу помещиков определенные повинности.

В целях недопущения дробления земельных владений Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» предоставил дворянам право передавать по наследству землю и недвижимое имущество только старшему сыну, с последующим запретом продажи этих объектов и передачи их другим лицам под залог;

Одновременно усиливались феодально–крепостнические тенденции в регулировании земельных отношений дореформенной России. Укреплялся правовой статус общины как ведущей формы крестьянского быта в сельской местности, поскольку община была удобной формой поддержания порядка в государстве. Укреплялся правовой статус помещика как главного феодала–землевладельца, одновременно являвшегося полицейским оплотом государства.

Одновременное развитие всех охарактеризованных выше противоположных тенденций вело к обострению противоречий между различными социальными группами, в силу чего крепостное право стало пороховой бочкой под государством.

В XVII XVIII вв. фактически сложился земельно–правовой строй России, который не был полностью разрушен в ходе февральской революции 1917 г.

Реформа 1861 г.

Социально–политическая атмосфера середины XIX в. объективно вела к необходимости отмены крепостного права, которое себя изжило как морально, так и экономически. Среди крестьян нарастало недовольство.

19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и принято Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти документы послужили важнейшей правовой основой проведения земельной реформы в России.

Положение провозглашало крестьян свободными обывателями, которым предоставлялись не только личные, но и имущественные права. При сохранении за помещиком права собственности на землю крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для обеспечения их быта и выполнения обязанностей перед правительством. Таким образом, хотя в этом случае крестьяне и не превращались в собственников земли, в отличие от дореформенного периода они становились субъектами особого вида вещного права на землю – права постоянного пользования.

За отведенный на праве постоянного пользования земельный надел крестьянин обязан был отбывать в пользу помещика определенные Местными положениями повинности работой или деньгами. Такие Местные положения существовали в 34 российских губерниях.

Допуская добровольный характер соглашений между крестьянами и помещиками в отношении таких повинностей, Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало соблюдение следующих обязательных условий. Надел, предоставляемый крестьянам для обеспечения их быта и выполнения государственных повинностей, не должен был быть меньше размера, установленного для этих целей Местными положениями. Повинности крестьян в пользу помещика, связанные с выполнением определенных работ, оформлялись временными договорами на срок не более трех лет, при их последующем возобновлении на срок также не более трех лет. Все заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не должны были ограничивать личные и имущественные права крестьян, гарантированные указанным Положением. При не достижении соглашения все повинности в пользу помещика производились в точном соответствии с Местными положениями.

Важнейшим в земельной реформе 1861 г. было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался Местными положениями, а иных – общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях.

Для приобретения крестьянами помещичьих земель правительство предоставляло им заем на 49 лет под соответствующие проценты. Помещикам за проданные земли государство выплачивало всю сумму кредитными бумагами.

Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало, что помимо крестьян (физических лиц) приобретать помещичьи земли в собственность могло также сельское общество (как юридическое лицо), которое распоряжалось этими землями по своему усмотрению. В частности, общество могло предоставлять земельный участок хозяину в частную собственность или оставлять его в общем владении домохозяев. Каждый член сельского общества мог требовать, чтобы из состава земель, приобретенных сельским обществом, ему был выделен в собственность участок земли, соразмерный с долей его участия в приобретении земли обществом. При невозможности выделения земельного участка член общества имел право на денежную компенсацию.

Продажа земельного участка его собственником, приобретшим участок у сельского общества, была в определенной мере ограничена: в течение первых девяти лет с момента приобретения земельного участка он мог быть продан только одному из членов общества, а после истечения этого срока любому постороннему лицу.

Таким образом, в результате земельной реформы 1861 г. субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, являлись помещики (дворяне), крестьяне и община как юридическое лицо.

Общинное землепользование, с юридических позиций, представляло собой следующее. При признании общины субъектом права собственности на землю усадебная земля каждого крестьянского двора оставалась в потомственном пользовании проживающего там семейства и переходила по наследству согласно обычному порядку наследования. Полевая (мирская) земля находилась в общинном пользовании крестьян, при котором все сельскохозяйственные угодья распределялись по приговору мира по душам, тяглам или иным способом, а повинности, положенные за землю, отбывались с помощью круговой поруки. Переданные в пользование крестьян общинные земли могли подлежать переделу, производимому по приговору двух третей всех домохозяев селения. Наряду с указанным порядком землепользования каждому крестьянскому обществу предоставлялось право заменить общинное пользование наследственным, т.е., отменив переделы и разверстку мирской земли, разбить ее раз и навсегда на подворные участки и раздать их домохозяевам в потомственное пользование.

В конце XIX – начале XX в. в ряде регионов России начинаются процессы разверстания земель – выделения земельных участков членам общины в одном месте, что вызывалось сугубо хозяйственной и экономической целесообразностью. Сначала эти процессы возникали стихийно по инициативе самих крестьян, которые видели в земельных переделах и чересполосице препятствие для ведения рентабельного хозяйства. Затем они стали привлекать внимание и государственных чиновников, считавших необходимым пропагандировать опыт разверстаний в различных регионах России. Разверстания, происходившие еще до начала столыпинской реформы и имевшие своим результатом формирование хуторского землепользования, обусловливались определенным стремлением к индивидуализму в сельском хозяйстве.

Реформа 1906 г.

Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы правительства П.А. Столыпина. Ее проведение совпало с началом революции: 5 апреля 1905 г. был принят указ «О даровании населению облегчений по уплате продовольственного по обсеменению полей долгов». На его основе было проведено освобождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г. и аннулировались долги по ссудам на продовольствие.

В мае 1905 г. издается указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». В компетенцию Комитета входили общее руководство земельными делами и земельным кредитом, отчеты земельных банков. В его состав входили министры двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.

В ноябре 1905 г. был принят «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения», уменьшивший выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г., вовсе их отменивший.

Тогда же принимается «Указ об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и «Указ об облегчении задачи Крестьянского Поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян», вводивший кредитование с разрешения Министерства финансов и погашение задолженностей крестьян за счет выкупных платежей, поступивших в банк.

Наконец, в августе 1906 г. издается еще один указ, подготавливавший радикальную аграрную реформу, «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров. Не подлежали отчуждению земли, занятые ценными строениями, отведенные церквям и школам, необходимые для нужд местного населения.

В сентябре 1906 г. указом «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков» начинается переселенческая политика правительства. В переселенческий фонд включались: свободные земли, «оброчные статьи», земельные излишки, оставшиеся у Кабинета, после поселения старожилов.

Поселенцам предоставлялись следующие права: земля поступала в их постоянное пользование и облагались оброчной податью наравне с переселенческими участками, образованными на казенных землях. Кабинету выплачивалась казначейством денежная компенсация за землю.

Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода) уходить из него.

Местожительство могло свободно выбираться крестьянами. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту приписки выдавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности – полицейскими органами.

Отменялись подушная подать, круговая порука и принудительная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничивалась (отменялось привлечение к общественным работам).

«Столыпинский» указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» был принят 9 ноября 1906 г. Им провозглашался свободный порядок выхода из общины и закреплялись наделы в собственность в любое время.

За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян.

Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведение выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации.

Подворное землевладение закреплялось общим крепостным порядком. Доказательствами о принадлежности подворного надела крестьянину служили: крепостные акты, записи крестьянских учреждений, решения судов, постановления сельских сходов, решения земских начальников и уездных съездов.

Переход целых обществ к новой системе землевладения и землепользования был возможен после одобрения двумя третями всего состава сельского схода.

Финансирование реформы обеспечивал указ «О выдаче Крестьянским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель», принятый в ноябре 1906 г. По указу отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли, введенный в 1893 г. Залог разрешался также под ссуды Госбанка. Клиентами банка могли быть как сельские общества, так и отдельные владельцы подворных наделов, а также товарищества крестьян.

Банк выдавал целевые кредиты: для уплаты за наделы, при покупке земли, на улучшение землепользования, при переходе от общинного к подворному земледелию, при расселении на хутора или отруба, при отводе земли к одному месту. Положением Совета Министров в ноябре 1907 г. были расширены права местных отделений Госбанка.

Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. принимается закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». Он закреплял право крестьян выделять свои наследственные наделы, сохранив право на недра за общиной. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а при общинном владении – по решению двух третей сельского схода.

В мае 1911 г. закон «О землеустройстве», подробно регламентировавший порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства. Черезполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована "по необходимости".

Разверстанию не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглашения о разверстке, вело к выделению «действительно используемых участков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Черезполосица могла быть устранена без согласия хозяев.



2016-09-16 1703 Обсуждений (0)
Земельно–правовой режим в России до 1861 г 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Земельно–правовой режим в России до 1861 г

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1703)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)