Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права и свободы личности



2016-09-16 568 Обсуждений (0)
Права и свободы личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современная российская демократия в своем становлении ориентировалась на некие бесспорные образцы, которые, по мнению лидеров демократического движения, давали наиболее развитые западные страны: США, Канада, Великобритания, страны Северной Европы, Франция, Испания, Италия, ФРГ, Швейцария и др. В 50‑80‑е гг. XX в. в условиях «холодной войны» и идейной конфронтации между двумя мировыми системами – капиталистической и социалистической – критика нарушений «прав человека» в СССР и других социалистических странах была излюбленным «коньком» в работе западных средств массовой информации.

Дело в том, что сразу после создания Организации Объединенных Наций (ООН) (1945 г.) была создана Комиссия по правам человека. В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН. За нее проголосовали 48 из 56 государств. Воздержались от голосования СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия, Польша, Южно‑Африканская Республика и Саудовская Аравия.

Всеобщая декларация прав человека была своеобразным международным документом. При создании ООН было установлено, что решения этой организации не будут иметь юридической силы, если соответствующее государство не ратифицирует данный договор, то есть не сделает его положения обязательными для жизни страны. В 1966 г. с целью повысить эффективность Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея ООН приняла два дополнительных документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти три документа составили Международный билль о правах человека. Все эти документы устанавливают минимальные стандарты прав человека, которые государство должно обеспечить своим гражданам.

Для многих стран отношение к этим документам является весьма важным показателем характеристики внутриполитического режима, степени его демократичности. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах к 1995 г. подписали 128 государств. В США президент Джимми Картер представил для ратификации эти пакты еще в 1977 г., но только в апреле 1992 г. сенат ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах. Пакт об экономических, социальных и культурных правах для ратификации не предлагался и, как считают многие американские авторы, вряд ли что изменится в ближайшем будущем.

Таблица 37. Права и свободы человека и гражданина

 

 

На основе Всеобщей декларации прав человека приняты региональные документы: Европейская конвенция по правам человека (1953 г.), Американская конвенция по правам человека (1979 г.), Африканская хартия по правам человека и народов (1986). Созданы и региональные организации по защите прав человека: Европейский суд по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов и Американская комиссия по правам человека. Наряду с Международным биллем о правах ООН разработала ряд других документов по важным проблемам. К 1995 г. были разработаны и приняты конвенции по геноциду (115 подписавшихся государств), против расовой дискриминации (135 подписантов), по уничтожению всех форм дискриминации женщин (поддержали 85 государств), по правам ребенка (174 участника конвенции).

К настоящему времени можно говорить о существовании реальной структуры универсального механизма гарантий прав человека. В самом общем плане этот механизм включает в себя следующие элементы: во‑первых, это сами люди, выступающие в качестве участников различных правоотношений, правозащитников; во‑вторых, государственные организации, среди которых особая роль отводится правоохранительным органам и их должностным лицам (суд, прокуратура, адвокатура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и т. д.); в‑третьих, общественные объединения, прежде всего, неправительственные правозащитные организации.

Особым институтом защиты прав человека в механизме их гарантий является должность омбудсмена. Первоначально институт омбудсмена возник в Швеции в 1809 г. для надзора за применением государственными органами законов и других законодательных актов. Со временем достаточно четко определилась конкретная сфера деятельности омбудсмена – столкновение рядового гражданина и власти.

Омбудсмен никогда не подменяет, не заменяет и не включается в судебную систему. В рамках демократического общества омбудсмен не является органом государственной власти. Институт омбудсмена – специальное учреждение, контролирующее деятельность государственных органов в их взаимоотношениях с гражданами, чьи права нарушаются теми или иными должностными лицами. Омбудсмен действует в связи с конкретными жалобами граждан на нарушение их прав или возбуждает производство по собственной инициативе. Акты омбудсмена, его решения не имеют обязательной силы, носят рекомендательный характер для соответствующих государственных органов. В своей деятельности омбудсмен опирается на парламент, общественное мнение и личный авторитет. Высокий парламентский и общественный статус омбудсмена достигается системой иммунитетов и гарантий, аналогичных депутатским. Им законодательно обеспечивается необходимая независимость, включая финансовую и политическую. Омбудсмен в большинстве стран наделяется достаточно широкими полномочиями: требовать и получать необходимые документы и данные; опрашивать под присягой должностных лиц и граждан; поручать проведение отдельных действий иным государственным контрольным и надзорным органам; привлекать специалистов и т. д. Порядок работы омбудсмена имеет некоторые особенности в разных странах и определяется законодательно. В 1992 г. в Вене прошла Всемирная конференция омбудсменов с участием представителей из 55 стран.

В настоящее время есть все основания рассматривать правовой статус человека и гражданина России как сложный и единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

Права человека имеют сложную структуру. Если индивид выступает в качестве человека в поле деятельности, где реализуются его индивидуальные интересы, основанные на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, то принято говорить о «правах человека». Их основой являются естественные права человека, которыми он наделен от рождения. В гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечивается автономия и независимость индивида от любого незаконного вмешательства. Если индивид выступает в качестве гражданина, то есть вступает во взаимоотношения с государством, в результате которых получает защиту своих прав от незаконного вмешательства и содействие государства в реализации своих прав, то речь идет о «правах гражданина».

Под «основными (фундаментальными) правами» понимаются права, содержащиеся в Конституции государства («конституционные права») и в международно‑правовых документах по правам человека. Согласно международному законодательству все лица, проживающие в государствах – участниках пактов, должны пользоваться всеми правами, предусмотренными этими пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В настоящее время объем прав и свобод личности во многом определяется не только конкретной ситуацией в той или иной стране, но и степенью ее вовлеченности в международное сообщество, признанием в данной стране важности общечеловеческих ценностей, которые нашли отражение в совокупности основных прав человека. Основные, фундаментальные, конституционные права и свободы составляют ядро, стержень, прочный каркас правового статуса индивида и служат основой для множества других, не менее важных прав.

Таблица 38. Права и свободы человека и гражданина: проблемы за рубежом и в России

 

Студентам предоставляется возможность самостоятельно дополнить данную таблицу.

По времени возникновения в структуре прав человека и гражданина выделяют «поколения прав человека». Первое поколение появилось в процессе осуществления буржуазных революций XVII–XVIII вв. Оно представляло собой воплощение традиционных либеральных ценностей в виде личных (гражданских) и политических прав: право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на равенство перед законом и т. д. Государство обязывалось воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Второе поколение прав представляет собой комплекс социальных, экономических и культурных прав. Их появление, формирование социального государства стало результатом упорной борьбы трудящихся за улучшение своего положения на протяжении последней трети XIX – в течение XX вв. Во многих странах выявилась резкая поляризация общества, что вызывало серьезное недовольство трудового большинства населения. После победы социалистической революции в России в 1917 г. и значительных социальных преобразований в СССР во многих странах развернулось масштабное социальное реформирование, призванное не допустить новых революций. Признание и реальное обеспечение социальных, экономических и культурных прав потребовало от политических элит во многих государствах значительных усилий, уступок требованиям широких масс. Значительно активизировалась регулирующая деятельность государственных органов, направленная на достижение социального компромисса, политического консенсуса (социальное законодательство О. Бисмарка, «шведский социализм», «новый курс» Ф. Д. Рузвельта и т. д.). Без авторитета государства было невозможно обеспечить право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства и т. д. К концу XX – началу XXI в. большинство современных государств – ФРГ, Франция, Италия, Испания, Португалия, Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия и др. – составили группу социальных государств.

К третьему поколению прав некоторые авторы относят коллективные права, основанные на солидарности и осуществляемые ассоциациями людей. Это право на развитие, на мир, здоровую окружающую среду и т. д.

Таким образом, комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина включает в себя значительный перечень. Рассмотрим их в соответствии с еще одним классификационным принципом – по сферам жизнедеятельности человека: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Для упрощения восприятия материала используем самую простую систематизацию.

На протяжении XVIII–XX вв. шла борьба за всеобщие, равные, прямые выборы членов представительных органов и отдельных должностных лиц путем тайного голосования. Избирательное право долгое время в разных странах ограничивалось. Так, женщины получили право голосовать наравне с мужчинами в результате упорной борьбы. Впервые в мире это произошло в Австралии (1867 г.), впервые в Европе в Великом княжестве Финляндском (1906 г.), входившем в состав России. В числе первых избирательное право получили датчанки (1916 г.), россиянки (1917 г.), англичанки (1918 г.), американки (1920 г.), а женщинам Швейцарии пришлось долго ждать (1971 г.).

Во многих странах длительное время существовал имущественный ценз: голос более состоятельных «весил» больше, чем десятки и тысячи голосов «простых людей». В дореволюционной России к выборам допускались мужчины не моложе 25 лет, что считалось крайне несправедливым. С осени 1917 г. в России право голоса получили лица, достигшие 18 лет. В США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии 18‑летние граждане получили право голоса лишь в 70‑х годах XX в. В некоторых странах избирательный ценз понижен до 16 лет, а в некоторых участие в выборах является обязанностью граждан. Установлен возрастной ценз для кандидатов в президенты и депутаты парламентов. В России, США, Португалии, Индии президентом можно стать с 35 лет, в Германии – с 40, в Италии – с 50. В некоторых странах избирательного права лишены военнослужащие.

Таблица 39. Этапы борьбы за права и свободы в мире и России

 

Субъективное избирательное право означает право конкретного человека (субъекта) избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право). Выделяют также объективное избирательное право, которое представляет собой совокупность норм, основанных на определенной системе о должном и справедливом. Исполнение этих норм обеспечивается государством. Жизнь показывает, что недостаточно провозгласить какую‑то совокупность прав в Конституции. Должны быть предусмотрены реальные механизмы их реализации. А граждане страны должны не только знать о своих правах, но и уметь за них бороться.

Таблица 40. Социальное государство

 

 

Гражданское общество

 

Под «гражданским обществом» в политологии понимается совокупность внегосударственных (неполитических) общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности членов общества.

Современный человек, российский гражданин в огромной степени зависит от ситуации в той организации, в том месте, где он зарабатывает, получает средства к жизни. Любой гражданин является членом более широкого сообщества, чем семья, и не может игнорировать интересы такого сообщества, во всяком случае, для того, чтобы это сообщество не игнорировало его интересы. В качестве члена семейного и более широкого сообщества российский гражданин сталкивается с большим количеством нерешенных проблем, которые могут быть решены только во взаимодействии с государственными структурами, но при условии настойчивой и осознанной борьбы за свои личные, коллективные, корпоративные интересы.

Апробированным способом выявления, сопоставления интересов различных групп граждан является гражданское общество, основы которого в России были заложены еще в XIX – начале XX в. В настоящее время гражданское общество в России включает в себя сотни и тысячи объединений, представляющих или претендующих на представительство интересов граждан.

В структуру гражданского общества политологи обычно включают:

□ политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;

□ общественно‑политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);

□ союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;

□ научные и культурные организации, спортивные общества;

□ муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;

□ независимые средства массовой информации;

□ религиозные объединения.

Таблица 41 . Основы и признаки гражданского общества

 

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. Политические партии побеждают на выборах, занимают определенное место в законодательном органе, формируют правительство, превращаются в правящие партии, которые используют государственные структуры для достижения своих программных целей и выполнения предвыборных обещаний. Различные общественные объединения, поддерживающие победившие политические партии, получают реальные шансы на поддержку государством своих уставных целей и задач. Общественные деятели, выдвинутые структурами гражданского общества и ставшие государственными деятелями, получают чрезвычайно важную возможность опереться на тех, кто их «сделал». Такие деятели благодаря своему авторитету, поддержке гражданского общества, широкой общественности могут осуществлять крупные социально‑экономические преобразования, действовать в интересах решающего большинства населения. Поэтому в истории многих государств с уважением вспоминают о тех, кто, придя к власти благодаря широкой народной поддержке, обеспеченной деятельностью соответствующих политических партий и других организаций, смог найти верные ответы на жизненно важные вопросы жизни своего народа.

Успешное функционирование гражданского общества возможно при наличии у граждан, объединяющихся для решения своих проблем и защиты своих интересов, свободного времени и денежных средств для участия в общественной деятельности. В Древней Греции свободному греку‑мужчине для обеспечения его участия в заседаниях общественного суда (гелиэя) выдавалась сумма, достаточная для пропитания (диэта). Любая общественная организация может успешно функционировать лишь при наличии материальной, финансовой базы, помещений и т. д. У любой организации для обеспечения стабильности, преемственности в работе должны быть штатные работники, преданные тому делу, ради которого общественная организация создавалась.

В современной России многие организации, составляющие гражданское общество, влачат жалкое существование. Некоторые структуры, существующие исключительно на средства российских или зарубежных спонсоров, лишь имитируют видимость общественной жизни.

Потребовалось немало времени, чтобы законодательно упорядочить условия функционирования различных звеньев гражданского общества в России. Государственная дума приняла законы о политических партиях, общественных объединениях, которые создают достаточную правовую основу для развития гражданского общества в стране.

В 2005 г. в России была создана Общественная палата (ОП), в которую вошли 126 представителей общества. Первых 42 членов назначил Президент РФ. Затем назначенные лица выбрали еще 42 человека, и все вместе выбрали еще 42 членов. В Общественную палату вошли представители общественных организаций, СМИ, работники образования, здравоохранения, культуры, ученые, экологи, политологи, спортсмены, адвокаты. Общественная палата призвана рассматривать вопросы, значимые для различных групп населения, но ее решения носят лишь рекомендательный характер. Предусмотрена ротация, то есть постоянная замена в Общественной палате одних людей другими. Многие аналитики оценили Общественную палату как некий суррогат отсутствующего в России гражданского общества, которое таким способом высшая власть хочет создать традиционным способом «сверху». Но многие известные и уважаемые люди приняли активное участие в работе Общественной палаты, видя в этом начало становления настоящего гражданского общества в России. В 2007 г. состоялся Второй гражданский форум, который проходил под эгидой Общественной палаты.

Таблица 42. Гражданское общество в России (число общественных объединений, зарегистрированных в РФ на 1 января 2006 г.)

 

По данным Федеральной регистрационной службы. См.: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. М., 2006. С. 53.

 

Политический режим

 

В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность средств и методов, которыми осуществляется власть в данной стране.

В западной и российской политологии принято выделять несколько политических режимов в соответствии с определенным набором признаков и главным действующим принципом.

При тоталитарном режиме действует принцип «Запрещено все, что не разрешено».

Авторитарный режим может быть выражен принципом «Разрешено все, кроме политики».

Для либерального режима характерен подход «Позволено все, что не ведет к смене власти».

В условиях демократического режима «Разрешено все, что не запрещено законом».

Таблица 43. Характеристика типов политической власти

 

В политической науке при характеристике политических режимов используются три триады: □ демократический – авторитарный – тоталитарный;

□ либеральный – умеренный – репрессивный;

□ охлократия – олигархия – тирания.

В России с Московского царства до 1917 г. преобладал диктаторский самодержавный режим с элементами представительной демократии в различные исторические периоды (Земские соборы, выборное местное самоуправление, парламентаризм, многопартийность). Монарх опирался не только на традиции, но и на суровое законодательство, прямое насилие с использованием войск против своего же народа (подавление народных бунтов, крестьянских войн, «кровавое воскресенье»).

Большевики словами о «диктатуре пролетариата» прикрывали реальную «диктатуру партии», а точнее политический режим партийной номенклатуры. Советский режим также опирался на традиционную привычку населения подчиняться сильной власти, на репрессивное законодательство, на карательные органы и при необходимости (крестьянские восстания, осуществление массовых депортаций) на войска. «Перестройка» привела к замене политического режима.

В постсоветской России осенью 1993 г. была насильственно, с применением войск, упразднена система Советов, формально являвшихся юридической основой функционирования власти в стране.

Таблица 44. Варианты классификации советского политического режима

 

Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 152.

Политический режим Б. Н. Ельцина обычно определяют как демократический по форме и авторитарный по содержанию. Особенностями политического режима, существовавшего в 1992–1999 гг., считаются: □ гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, номинальность разделения властей;

□ неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом; неспособность обеспечить консенсус в обществе и достойный уровень жизни большинству граждан;

□ фактическая подконтрольность правительства только президенту и зависимость от политической конъюнктуры;

□ концентрация власти в руках «окружения» президента, «семьи», фаворитизм, бесконтрольность правящей группы, широкие масштабы лоббистской деятельности;

□ сочетание авторитарно‑олигархического правления с формальными элементами демократической процедуры, в частности, с выборами и многопартийностью;

□ слабость политических партий, неразвитость гражданского общества, отсутствие объединяющей системы ценностей, норм и ориентиров;

□ неразвитость системы местного самоуправления, зависимость его от региональных элит.

Политический режим В. В. Путина (2000–2008 гг.) в политологических кругах чаще называли бюрократически‑авторитарным. Близкие к президентской администрации идеологи стали употреблять термин «управляемой демократии» или «суверенной демократии». Для данного политического режима стали характерными следующие черты:

□ резкое ослабление политического влияния региональных элит, большого бизнеса, «укрощение» и смена некоторых былых фаворитов;

□ установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны, фактическое возрождение цензуры в отношении средств массовой информации (исчезновение острых, дискуссионных, вообще неприятных для власти материалов из открытого обсуждения);

□ активное использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;

□ фактическая ликвидация системы разделения властей.

Вся власть оказалась фактически в одних руках. А это страна уже проходила.

Таблица 45. Признаки и «технологии» осуществления политического режима

 

(В данной таблице между элементами левой и правой частей нет жесткой связи. Разные «технологии» могут использоваться для достижения различных целей данного режима власти).

 



2016-09-16 568 Обсуждений (0)
Права и свободы личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права и свободы личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)