Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская политическая элита: происхождение, характерные черты



2016-09-16 471 Обсуждений (0)
Российская политическая элита: происхождение, характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В России к началу XVII в. сложился «правящий класс», который включал в себя феодалов‑землевладельцев, приказную бюрократию и верхи духовенства. На протяжении XVIII – первой половины XIX в. оформились привилегированные сословия – дворянство, духовенство и купечество 1–2 гильдий. Высший управляющий слой формировался на основе патронажно‑клиентальных отношений, благодаря родственным, личным связям и при обязательном личном покровительстве самодержца. До 1917 г. российская политическая элита была немногочисленной. Монопольной политической властью в стране обладал правящий дом Романовых и царские приближенные. Ни лидеры легальных политических партий, ни депутаты Государственной думы реального влияния на принятие политических решений не имели.

С приходом к власти партии большевиков стал формироваться новый «правящий класс», который в политологии получил наименование «номенклатура». Этот термин в переводе с латинского означает «перечень, роспись имен». Применительно к сфере управления советским обществом номенклатура, номенклатурные кадры представляли собой перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось в СССР и некоторых других государствах соответствующими руководящими партийными органами.

Первые списки номенклатуры были составлены в середине 20‑х гг. XX в. В номенклатуру ЦК КПСС (в 1981 г.) входило примерно 400 тыс. человек. Высшая номенклатура (номенклатура Политбюро ЦК КПСС) включала в себя примерно 900 человек. Номенклатура секретариата ЦК состояла из 14–16 тыс. человек. Учетно‑контрольная номенклатура (номенклатура отделов ЦК КПСС) включала 250 тыс. человек. Остальную часть составляла номенклатура нижестоящих партийных комитетов. Политический класс в советское время составлял примерно 0,1 % от общей численности населения страны.

В советской номенклатурной системе действовало два принципа кадровой ротации (движения, перемещения). В соответствии с отраслевым принципом человек мог попеременно работать на хозяйственных, партийных и других руководящих должностях. В соответствии с экстерриториальным принципом работников перебрасывали из одного региона в другой, чем в какой‑то степени подрывалась коррупция. Так руководящие работники не успевали «обрасти» связями и главное внимание уделяли работе, чтобы проявить себя. Об отмене номенклатурного способа назначения на руководящие должности руководство КПСС заявило в конце 1980‑х гг. на излете «перестройки».

Таблица 65. Каналы формирования российской политической элиты

 

Ответы на вопрос: «Что, на ваш взгляд, нужно сегодня человеку, чтобы оказаться в элите российского общества?» (возможны несколько вариантов ответов). По данным опроса ВЦИОМ (Аргументы и факты. 2005. № 38).

«Новый правящий класс» стал монопольно распоряжаться национальной собственностью. Социалистическая собственность являлась основой абсолютной власти номенклатуры, источником ее привилегий (высокая зарплата, премии, закрытые магазины, санатории, наилучшее жилье, поездки за границу и т. д.). На протяжении десятилетий советская номенклатура воспроизводила себя не через особое экономическое отношение к средствам производства, а через монопольное положение в системе власти, через свою «собственность на государство», через монополию на осуществление политической власти. Характерными чертами номенклатурной системы были:

□ личная преданность и политическая лояльность как главные критерии отбора;

□ протекция и семейственность как главный метод отбора;

□ фактическая неподсудность;

□ «ротирование», наследственное право на вхождение в номенклатуру;

□ неподотчетность высших органов, руководителей перед низшими;

□ внутрикорпоративное деление не по профессиональной специализации, а по уровням руководства;

□ все большая замкнутость этого слоя, воспроизводящегося почти исключительно на собственной основе.

Анализ состава и механизмов воспроизводства номенклатуры в СССР изучался Р. Такером, А. Авторхановым, Р. Медведевым, М. Восленским.

За несколько десятилетий «правящий класс» советского общества претерпел существенные, качественные изменения. При Ленине, Сталине и Хрущеве ответственные работники партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других руководящих органов работали сами и напрягали силы руководимых ими советских людей во имя построения социализма и коммунизма в СССР и во всем мире. Работа номенклатурных кадров стимулировалась, с одной стороны, привилегированным положением в сравнении с основной массой населения, с другой стороны, «чистками», репрессиями, боязнью потерять привилегии. При Брежневе угроза репрессий исчезла, и многие номенклатурные работники занялись «строительством коммунизма» для себя и своих родственников.

Частичное обновление высшего и среднего слоя номенклатуры в условиях начавшейся «перестройки» не помогло советской элите выработать жизнеспособную и реалистичную концепцию «обновления социализма». Часть номенклатурных работников разочаровалась в идеях социализма и обратилась к другим идеям. Другая часть в соответствии с традицией обвиняла сотоварищей в ренегатстве, в предательстве, в сговоре с западными империалистами, но не могла предложить приемлемой альтернативы и сплотиться вокруг нее. Часть номенклатуры, особенно второго и третьего эшелонов, старалась приспособиться к обстоятельствам и остаться «при власти».

В результате августовских событий 1991 г. и последующего запрещения деятельности КПСС и КП РСФСР от власти была удалена наиболее консервативная часть старой советской номенклатуры. Властные рычаги в стране взяли в свои руки сторонники первого президента РСФСР Б. Н. Ельцина, которых называли «демократами» в противовес прежним «партократам».

Таблица 66. Изменения в составе российской политической элиты (%)

 

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 264.

Наиболее радикальные демократы предлагали принять закон о люстрации. Это понятие в переводе с латинского обозначает «очищение посредством жертвоприношения». Люстрация проводилась в целом ряде стран и означала запрет функционерам высокого ранга запрещенной в данной стране политической партии в течение определенного периода занимать должности в государственном аппарате, избираться в представительные органы, быть судьями и т. п. В России новое руководство на принятие закона о люстрации не пошло. Не только потому, что сам Б. Н. Ельцин занимал крупные партийные посты, вплоть до должностей кандидата в члены Политического бюро ЦК КПСС и Первого секретаря Московского городского комитета КПСС. Среди демократов из числа инженеров и научных работников нашлось не так уж много хороших организаторов. Экономические реформы, начатые в январе 1992 г. Ельциным и командой «молодых реформаторов» (Гайдар, Чубайс, Шохин и др.), не получили поддержки в стране. С заменой на посту председателя правительства непопулярного Гайдара на опытного хозяйственника В. С. Черномырдина в новой российской элите стала расти доля выходцев из прежней номенклатуры.

После принятия Конституции 1993 г. президентский режим в России был легитимизирован. В руках Ельцина сосредоточилась огромная власть. Главным стало поле борьбы за влияние на самого Ельцина, который широко пользовался «указным правом» для решения тех или иных крупных вопросов. Под влиянием заинтересованных кругов в декабре 1994 г. началась операция по наведению конституционного порядка в Чечне. После очевидного поражения правительственных сил на выборах во II Государственную думу в декабре 1995 г. произошло сплочение новых финансово‑промышленных кругов во имя переизбрания Ельцина на второй президентский срок в июле 1996 г. В условиях неполной дееспособности Ельцина, благодарного за поддержку на выборах, в стране сформировалась Семья, которая включала в себя родственников и друзей Ельцина, доверенных лиц и приближенных олигархов. Своим возвышением и приобщением к власти те или иные лица были обязаны какому‑то ближайшему сотруднику президента и связывали свое политическое будущее как с конкретным высокопоставленным чиновником, так и с самим Ельциным.

Таблица 67. Современная элита России

 

Как и в советское время, при формировании новой политической элиты большое значение имел «принцип землячества». В «окружение Брежнева» в свое время входило много выходцев с Украины и Молдавии, где он работал. Вокруг Ельцина было много «уральских», где он был на руководящей хозяйственной и партийной работе. С Путиным в Кремль (резиденция Президента РФ) и на Старую площадь (комплекс зданий, в котором после ЦК КПСС разместилась Администрация Президента РФ) пришли «питерские». В 2000 г. численность политического класса в сравнении с советским периодом увеличилась в 3 раза (при этом население страны уменьшилось вдвое) и стала составлять 1,2 млн человек, или 0,8 % от общей численности населения. Численность правящей (высшей) элиты возросла с 900 до 1060 человек.

В политическую элиту постсоветской России вошло основное ядро старой номенклатуры (в администрации президента, в правительстве, в бизнесе). Новое пополнение составили молодые, энергичные лидеры, выражающие интересы финансового, банковского, торгового капитала, а также криминальных структур. Бизнес тесно переплелся с политикой. В республиках, регионах выдвинулась этнократия (лидеры, носители местного национального сознания), возникла сложная по составу новая региональная политическая элита.

Процесс элитообразования в России явно далек от завершения. В России не принято публиковать списки приглашенных на кремлевские банкеты или процедуры торжественного вступления российских президентов в должность.

 

Политическая культура

 

Понятие «культура» многозначно и занимает особое место в современном обществознании. В переводе с латинского «культура» означает «возделывание», и первоначально этим словом характеризовалось качество обработки земли. Под «культурой» понимают все, что создано самим человеком и отличается от природы. Культуру условно делят на материальную и духовную.

Политическая культура является составной частью духовной культуры общества и представляет собой уровень, характер и содержание политических знаний, оценок, навыков и действий граждан.

В структуре политической культуры обычно выделяют культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования политических институтов. Базовой структурой политической культуры, имеющей определяющее значение, является политическое сознание. Оно включает в себя политические представления и убеждения, политические ценности, традиции, обычаи и нормы, политические установки. Предлагаемая схема дает представление об условиях возникновения, факторах формирования и функция политического сознания.

Считается, что термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ XVIII в. И. Гердер. Культура с самого начала ее изучения воспринималась как сложное, многоуровневое явление.

Субъектом политической культуры могут выступать лидеры, социальные группы, классы и т. д. На формирование политической культуры общества в целом влияют такие субъекты, как государство, политические партии и общественные организации, средства массовой информации, общественно‑политические и академические институты, церковь, армия. Объектом, на который направляется политическая деятельность того или иного субъекта политической жизни с его уровнем политической культуры, может выступать политическая система, ее отдельные звенья, различные группы людей и отдельные индивиды.

К политической культуре с точки зрения ее содержания относят:

□ знания о политике, о ее проявлениях в различных сферах, знакомство с фактами, интерес к ним;

□ политические интересы, способности и потребности тех или иных субъектов власти, носителей политической культуры;

□ оценку политических явлений, событий, партий, движений и отдельных личностей, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть;

Таблица 68. Политическое сознание

 

□ эмоциональную сторону политических позиций (любовь к родине, ненависть к врагам, отношение к руководителям страны и т. д.); □ способность эффективно участвовать в политической деятельности, выражая действиями собственную эрудицию, позицию, волю; образцы политического поведения, признанные в данном обществе и определяющие характер поведения гражданина в рамках политической жизни.

Политическая культура выполняет в обществе важные функции: воспитательную, познавательную, информационную, коммуникативную, регулятивную, защитную. На основе ряда признаков политическую культуру делят на виды (табл. 69).

Наиболее распространенными типами политической культуры называют: патриархальную, подданническую и активистскую.

Патриархальная политическая культура распространена в достаточно примитивных обществах.

Подданническая политическая культура предусматривает ограниченное участие в политической жизни. Чаще говорится о тоталитарно‑авторитарной модели политической культуры.

В тоталитарном или авторитарном государствах политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, одноканально, сверху, государством. Населению внушается представление о преобладании государственных интересов над интересами отдельных людей или социальных групп. В подданнической политической культуре к числу важнейших ценностей относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство. В СССР населению предлагалась следующая модель поведения – «раньше думай о Родине, а потом – о себе».

Политическое информирование при формировании подданнической культуры осуществляется дозированно и монопольно регулируется властью. Действует политическая цензура. В СССР по любому значимому вопросу характер информации определялся органами агитации и пропаганды ЦК КПСС. Утвержденная точка зрения распространялась всеми средствами массовой информации. Плюрализм в информационной сфере появился лишь во второй половине 1980‑х гг.

Для политического языка в тоталитарно‑авторитарном обществе характерны категоричность, шаблонность, стандартность и скудость, использование понятий, содержание которых далеко не всегда связывалось с реальной жизнью: враги народа, нерушимый блок коммунистов и беспартийных, развитой социализм, единство партии и народа, «жить стало лучше, жить стало веселее» и т. д.

Таблица 69. Виды политической культуры

 

Политическая культура тоталитарного общества формировалась на безальтернативной основе. Отстаивать другие точки зрения, высказывать сомнения в существующем жизнеустройстве и просто задавать вопросы, неудобные для официальной пропаганды, было небезопасно. В этих условиях очень небольшая часть граждан оказывалась в рядах диссидентов (инакомыслящих), носителей оппозиционной, альтернативной политической культуры. Большая часть населения, понимая, что от нее ничего не зависит, участвовала в политической жизни формально. При взаимодействии с внешней средой тоталитарно‑авторитарная культура отличалась низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью и даже агрессивностью. Неприятной проблемой для советской пропаганды была протокольно‑процедурная обязанность полностью публиковать официальные выступления лидеров западных государств, посещавших СССР с официальными визитами.

Либерально‑демократическая или активистская политическая культура связана с активным участием граждан в политической жизни.

Политическое сознание и ценности общества формируются децентрализованно, многоканально, из разных источников. Считается, что при обеспечении интересов отдельных граждан, социальных групп решается задача защиты интересов общества и государства.

Основными ценностями выступают: права человека, свобода, плюрализм (многообразие) во всех сферах жизни общества, демократия, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, гражданское общество, экология и т. д.

Политическое информирование ведется на альтернативной основе. Прямой политической цензуры нет, но свобода слова и печати определяется финансовой состоятельностью источников политической информации и доступом к средствам массовой информации, особенно телевидению. Информационное пространство быстро меняется благодаря системе Интернет. С 1994 по 2000 г. число пользователей Интернета увеличилось с 13 млн до 300 млн человек.

Политический язык и политическое поведение отличаются разнообразием.

Политическая жизнь в странах с преобладанием либерально‑демократической модели политической культуры отличается динамизмом, активностью граждан, стабильностью при своевременном политическом реформировании.

Основные типы политической культуры не дают полного представления о реальном разнообразии политической жизни в современном мире. Поэтому в политологии выделяется понятие политической субкультуры, каждая из которых отличается своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением определенных групп людей в сфере политики.

Политическая субкультура Запада ориентирована на либерально‑демократические ценности и нормы. В современных западных странах (США, Канада, Европа) в политической культуре преобладают: развитое гражданское самосознание; политическая состязательность и относительная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным) формам политического поведения; требовательность электората (избирателей) к политикам и властям.

Таблица 70. Политическая культура

 

На территории бывшего СССР можно встретить самые разные политические субкультуры. В Латвии, Литве, Эстонии местные элиты пытаются подражать западным государствам. Формированию западной политической культуры здесь способствуют исторические традиции. Крепостное право в Прибалтике было ликвидировано еще при Александре I, в первой четверти XIX в. Здесь получило развитие индивидуальное крестьянское хозяйство (хуторская система). Высоким был образовательный уровень населения. Последующее пребывание в составе СССР (1940–1990 гг.) частью населения рассматривалось как время неиспользованных возможностей для более быстрого социально‑экономического развития. Политическим элитам прибалтийских государств удалось воспользоваться перестройкой, повести за собой население, в том числе под лозунгом достижения более высокого качества жизни.

Таблица 71. Сколько в России верующих? (млн человек)

 

Данные С. Филатова, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН (Аргументы и факты. 2006. № 11).

В среднеазиатских республиках местные элиты также опирались на «пережитки прошлого», элементы прежнего традиционного уклада жизни. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и особенно в Туркмении получила распространение патриархально‑подданническая политическая культура. Административная власть здесь полностью преобладает над представительной и судебной. В роли арбитров выступают харизматические лидеры, которые не допускают реальной политической конкуренции. На территории России также наблюдается многообразие политических субкультур: Москвы, Санкт‑Петербурга, национальных республик – субъектов РФ, северного, центрально‑черноземного, южного, урало‑сибирского и дальневосточного регионов. На территории России можно выделить городскую и сельскую, религиозно‑политические, этно‑политические, молодежную и другие политические субкультуры.

Так, для российской молодежной политической субкультуры, носителями которой выступает преимущественно учащаяся, особенно студенческая молодежь, характерно переплетение многих элементов. Для значительной части молодежи характерно критическое отношение, оппозиция в отношении какой бы то ни было власти. На протяжении последних 15 лет высшее руководство страны немало говорило о проблемах молодежи, особенно перед очередными выборами. Однако ни дешевых кредитов для решения жилищного вопроса, ни достойного размера стипендий, ни нормальных размеров пособий на детей, ни содействия в трудоустройстве, ни реальной реформы военной службы российская молодежь так пока и не дождалась. При фактическом отсутствии продуманной государственной молодежной политики за молодежь ведут борьбу самые различные политические силы. В результате складывается впечатление о политической неразборчивости, «внушаемости», эклектичности во взглядах молодых людей. Эмоциональное восприятие политической жизни российского общества порождает как политическую апатию в форме неучастия в выборах (абсентеизм), так и участие в деятельности экстремистских организаций.

Для политической культуры россиян наиболее характерными общими чертами являются: политическая лояльность и подданническое отношение к государству; политическая наивность, доверчивость; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям, идеологизированность; ограниченность личных притязаний на власть и ориентация на нормы коллективистской морали; правовой нигилизм.

 



2016-09-16 471 Обсуждений (0)
Российская политическая элита: происхождение, характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская политическая элита: происхождение, характерные черты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)