РОССИЯ В XIX В. КРИЗИС САМОДЕРЖАВИЯ И ПОПЫТКИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО. НАЧАЛО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
(Два семинарских занятия) Семинар 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКЕ. КРИЗИС САМОДЕРЖАВИЯ И ПОПЫТКИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО
Цель и задачи семинарского занятия: Рассмотреть проявления кризиса российского самодержавия в XIX в. Показать половинчатый характер русских реформ – от реформ к контрреформам. Охарактеризовать изменения в геополитическом положении Российской империи в первой половине ХIХ века (трансформация внешнеполитического образа государства от «Спасителя Европы» до «Жандарма Европы»). Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России в первой половине XIX в. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
План и регламент семинарского занятия:
Учебно-материальное обеспечение семинара: - Презентации по теме. - Плазменный телевизор и компьютер. - Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п. Темы докладов и сообщений: 1. Политический портреты Александра I. 2. Движение декабристов – попытка изменения политического устройства Российской империи. 3. М.М. Сперанский – проект реформы государственного управления. 4. Политический портрет Николая I. 5. Крымская война 1853 – 1856 гг. (причины, ход, итоги). 6. Золотой век русской культуры.
Основная литература: 1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 213 – 238, 266 – 275. 1. Дополнительная литература: 1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009. 2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011. 3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.68-72. Рекомендуемая литература по теме: 1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания. 2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010. 3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010. 4. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010. 5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания. 6. Российские самодержцы 1801-1917 гг. - М, 1994 и др. издания. 7. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. С.Н. Валка. -М.; Л., 1961. С. 86-100, 143-152, 222-231 и др. издания. 8. Судьбы реформ и реформаторов в России. - М., 1999 и др. издания. Интернет-источники: 1. http://decemb.hobby.ru/-Музей декабристов. На сайте размещены новости, мемуары, алфавитный указатель, статьи, фото-галерея и др. материалы
Задания для самостоятельной работы (выполняется в тетради в виде конспекта): 1. Выписать даты основных исторических событий: учреждение министерств, закон о «вольных хлебопашцах», Тильзитский мир, Отечественная война, русско-турецкая война, русско-шведская война, выступление декабристов, царствование Николая I, Крымская война, Кавказские войны, Венский конгресс. 2. Дать краткую характеристику историческим личностям:. М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, С.С. Уваров, М.И. Кутузов, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, П.И. Багратион, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Ушаков. 3. Дать определения следующим историческим понятиям: Государственный совет, министерства, конституция, республика, ограниченная монархия, реформы, революция, либерализм, консерватизм, III отделение, негласный комитет, военные поселения, ассигнация. Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий): 1. Александр I правил в период: а: 1801 – 1825 гг. б: 1825 – 1855 гг. в: 1805 – 1825 гг. г: 1855 – 1881 гг. 2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был: а: Г.А. Потемкин б: М.М. Сперанский в: А.Х. Бенкендорф г: Е.Ф. Канкрин 3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля: а: республика б: конституционная монархия в: самодержавная монархия г: сословно-представительная монархия 4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России: 1: Сенат 2: Земский Собор 3: Боярская Дума 4: Государственная Дума 5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а): а: разработка проектов отмены крепостного права б: внешняя разведка в :политический сыск и борьба с государственной изменой г: координация действий министерств 6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем: а: западники б: евразийцы в: патриоты Отечества г: славянофилы 7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории: 1: Д.В. Давыдов 2: С.С. Уваров 3: П.Д. Киселев 4: М.М. Сперанский а: участник Отечественной войны 1812 г б: реформатор государственной системы в период правления Александра I в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I г: автор «теории официальной народности» 8. Последовательность исторических событий: а: Первая Мировая война б: Крымская война в: Русско-японская война г: Отечественная война с Наполеоном 9. Название программы декабриста П. Пестеля: а: «Конституция» б: «Русская правда» в: «Статут» г: «Зеленая книга» 10. Министерства были созданы в России: а: при Иване Грозном б: при Петре I в: при Екатерине II г: при Александре I 11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал: а: освобождение крестьян от крепостной зависимости б: отмену «заповедных лет» в: право государственных крестьян покупать новые земли г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика 12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество: а: Д.И. Фонвизина б: А.С. Пушкина в: А.И. Солженицына г: М.А.Булгакова 13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг: а: М.И. Кутузов б: П.С. Нахимов в: В.И. Чапаев г: Г.К. Жуков 14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя: а: И.П. Павлов б: А.П. Чехов в: Н.И. Пирогов г: И.М. Сеченов 15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название: а: хованщина б: бироновщина в: аракчеевщина г: ежовщина
Семинар 9.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |