Л А Б О Р А Т О Р Н А Я Р А Б О Т А 3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ
Ц Е Л Ь Р А Б О Т Ы - экспериментальное определение амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик типовых динамических звеньев, построение по экспериментальным данным логарифмической амплитудной и фазовой характеристик, а также амплитудно-фазовой характеристики звена с проверкой значений экспериментальных и теоретических характеристик для данных частот. 3.1. краткие сведения из теории Частотные характеристики систем (звеньев) заключают в себе полную информацию о динамических свойствах так же, как и дифференциальные уравнения и передаточные функции, которыми они описываются. Частотные характеристики вытекают из комплексного коэффициента усиления W(jw) системы (звена), который может быть представлен в виде: (3.1) где A(w) = |W(jw)| – модуль комплексного коэффициента усиления; j(w) – аргумент комплексного коэффициента усиления; P(w) и Q(w) – действительная и мнимая части комплексного коэффициента усиления соответственно. Изменение модуля и аргумента комплексного коэффициента усиления в функции частоты w, представленное в виде годографа на комплексной плоскости, называют амплитудно-фазовой характеристикой (рис. 3.1). Модуль А(w) и аргумент j(w) комплексного коэффициента усиления как функции частоты представляют собой две частотные характеристики – амплитудно-частотная и фазо-частотная. Действительная P(w) и Q(w) мнимая части комплексного коэффициента усиления представляют собой вещественную и мнимую частотные характеристики. Каждая из этих характеристик может быть определена через другие частотные характеристики ; ; (3.2) ; .
Одним из достоинств применения частотных характеристик является возможность их экспериментального получения. Эксперимент заключается в следующем. На вход системы (звена) подается синусоидальный сигнал определенной частоты w (рис. 3.2): . Рисунок 3.2. К определению частотных характеристик. Через некоторое время, необходимое для протекания переходного процесса (рис.3.2), элемент войдет в режим установившихся вынужденных колебаний. При этом, выходная величина y(t) будет изменятся по гармоническому закону с той же частотой w, но с отличающейся амплитудой Ym и со сдвигом по оси времени (рис. 3.2): , (3.3) φ - фазовый сдвиг между входным и выходным сигналами, градус. Повторяя такой эксперимент при фиксированном Xm для различных значений частоты (от 0 до ), можно установить, что амплитуда Ym и фазовый сдвиг φ выходного сигнала конкретного элемента зависят от частоты воздействия. Подавая гармоническое воздействие на вход различных элементов, можно убедиться, что величины Ym и φ зависят также от типа и параметров элемента. Следовательно, зависимости амплитуды Ym и сдвига фаз φ от значений частоты w могут служить характеристиками динамических свойств элементов. Так как амплитуда выходного сигнала Ym зависит еще от амплитуды входного сигнала Xm, то целесообразно при описании передаточных свойств элементов рассматривать отношение амплитуд Ym/Xm. Зависимость отношения амплитуд выходного и входного сигнала от частоты называют амплитудной частотной характеристикой (АЧХ). Зависимость фазового сдвига между входным и выходным сигналами от частоты называют фазовой частотной характеристикой (ФЧХ). В данной работе определяются частотные характеристики для апериодического, реального дифференцирующего и колебательного звеньев. 3.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Собрать схему получения частотных характеристик звеньев согласно рис. 3.3. В качестве исследуемого звена (блок W(p)) использовать модель апериодического звена с параметрами k = 0.7, T = 1.2 c. Амплитуду входного синусоидального сигнала установить равной единице: Xm = 1. 2. Изменяя частоту входного сигнала в заданных пределах измерить и занести в таблицу 3.1. значения амплитуды Ym и сдвига по оси времени для каждого значения частоты. Измерения амплитуды Ym и сдвига по оси времени выполняются после окончания переходного процесса - когда амплитуда выходного сигнала Ym становится постоянной. Рис. 3.3. Схема получения частотных характеристик динамических звеньев.
Таблица 3.1.
При выполнении моделирования необходимо для каждого диапазона частот задавать свое время моделирования tмод (Stop time)- табл. 3.1. 3. Выполнить моделирование и получить частотные характеристики для реального дифференцирующего звена с параметрами k = 0.8, T = 0.6 c. Результаты занести в таблицу 3.1. 4. Выполнить моделирование и получить частотные характеристики для колебательного звена с параметрами k = 0.7, T = 0.5 c, ξ = 0.5. Результаты занести в таблицу 3.1 5. По полученным данным рассчитываются частотные характеристики A(w), j(w) - используя формулу (3.3), а также ; ; . Результаты занести в таблицу 3.2. Таблица 3.2.
6. Построить экспериментальные частотные характеристики исследуемых звеньев: амплитудную частотную характеристику, фазовую частотную характеристику, действительную и мнимую частотные характеристики, амплитудно-фазовую частотную характеристику, логарифмические частотные характеристики. 7. Вывести соотношения для частотной характеристики каждого из исследуемых звеньев, взяв за основу выражения для их передаточных функций. Рассчитать и построить теоретические кривые амплитудно-частотной, фазочастотной, логарифмических амплитудной и фазовой характеристик, а также вещественной и мнимой на одних графиках с экспериментальными кривыми (результаты расчета свести в таблицу вида табл. 3.2). Сравнить их. 3.3.СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА 1. Краткое описание задачи и метода исследования. 2. Схема получения частотных характеристик. 3. Результаты эксперимента, сведенные в таблицу. 4. Результаты расчета по экспериментальным данным, сведенные в таблицу. 5. Выведенные соотношения для теоретического построения частотных характеристик. 6. Результата расчета по теоретическим данным, сведенные в таблицу. 7. Графики теоретических и экспериментальных кривых частотных характеристик. 8. Выводы о работе.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |