Тема – Философия науки и техники
Цель –изучить проблематику философии науки и техники, критериев научного знания, роли интуиции в процессе познания, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого Ключевые понятия– наука, техника, гуманитарное знание, рациональность, научное познание, научные революции, сциентизм, антисциентизм, демаркация, «демонизм техники», профессиональная ответственность ученого, эмпирический и теоретический уровни научного исследования, научно – технический прогресс, фальсификация, парадигма, Вопросы и задания 1. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное и вненаучное знание. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их структура. 3. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности. 4. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника. 5. Сциентизм и антисциентизм (как гуманитаризация знания). 6. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке. 7. Науки «о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания. Литература Основная 1. Философия и методология науки. - М., 2012 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016. 3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2011 4. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996 5. Традиции и революции в истории науки. М., 2015 Дополнительная 1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012 2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2011 3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2014 4. Традиции и революции в истории науки. – М., 2014 5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2013 6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013. 7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002. 8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2016
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Курсовые проекты (работы)/ контрольные работы/ расчетно-графические работы/ учебно-исследовательские работы Учебным планом не предусмотрено выполнение курсовых проектов (работ) и расчетно-графических работ. В целях обеспечения соответствующего контроля уровня усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков при решении конкретных практических ситуаций рабочей программой предусмотрено выполнение студентами письменных контрольных работ, выполнения домашних заданий, написания рефератов. Задачи для решения на практических занятиях и задания для выполнения контрольных работ представлены в приложении к рабочей программе.
Тематика рефератов. 1. Мировоззрение и его основные типы. 2. Философия и мифология в культурной традиции Древнего Востока. 3. Проблема человека в восточной философии. 4. Обыденная мораль как основа религиозно-философской картины мира в классическом конфуцианстве. 5. Идеал нравственной личности в буддистской и христианской традициях (сравнительный анализ). 6. Философы и математики Древней Греции. 7. Учение Платона об идеальном государстве. 8. Философия Аристотеля. 9. Софисты как античные просветители. 10. Этический интеллектуализм Сократа. 11. Аристотель о цели и назначении философии. 12. Пессимистическое миросозерцание позднего стоицизма. 13. Идеал нравственной личности в античной и христианской философских традициях. 14. Христианский аскетизм и категория автаркии в античной нравственной философии. 15. Мотивы античной философии в трудах Августина: критика и преемственность. 16. Полемика Августина с Пелагием по вопросу о свободе воли и природе греха. 17. Боэций как «первый схоласт». 18. Аристотелизм в традиции западноевропейской схоластики. 19. Концепция государственной власти в трудах Фомы Аквинского. 20. Учение об истине в средневековой философии. 21. Жизнь и философские взгляды П. Абеляра. 22. Ф. Бекон и Р. Декарт: родоначальники научной философии XVII века. 23. Социально-политические воззрения философии эпохи Нового времени. 24. Французское просвещение: основные философские идеи. 25. Классическая и постклассическая европейская философия. 26. Философия немецкого идеализма: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. 27. Философия жизни: Ницше. 28. Основные положения марксизма. 29. Немецкая философия: Гегель и его взгляды. 30. Кант – основоположник немецкой классической философии. 31. Особенности русской философии. 32. Западничество, славянофильство: общее и особенное. 33. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. 34. Ф.М. Достоевский как великий прорицатель в России. 35. Нравственно – религиозные поиски в русской философии начала XX в.: Н. Бердяев, П. Флоренский. 36. Категория бытия в философии (Платон, Аристотель, Гегель, Сартр и др.) 37. Понятие «диалектики» в античной философии. 38. Движение и развитие как атрибуты материи. 39. Исторические типы взаимодействия природы и общества. 40. Философская система развития. 41. Категория ценности в философии. 42. Сущность человека и смысл его жизни. 43. Философия науки и техники. 44. Философия, религия, наука. 45. Утопия и теоретическое исследование будущего.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |