Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Немного о терминах «конституция», «слой» и «острое психическое состояние» 3 страница



2016-09-16 257 Обсуждений (0)
Немного о терминах «конституция», «слой» и «острое психическое состояние» 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Те же изменения настроения, которые сопровождают предменструальный период, могут возникать у Alumina в виде длительной послеродовой депрес­сии. При этом более выраженными могут быть не суицидальные импульсы, а порывы убить ребенка, что может вызывать ужас и глубокое чувство вины у несчастной матери Alumina,

В реперториуме Кента Alumina не отмечена ни в рубрике « Стремление к обществу» ни в рубрике «Отвращение к обществу», и я также не могу здесь сказать ничего определенного. Некоторые пациентки Alumina стремятся к людям во время периодов депрессии, другие избегают общества. Одна паци­ентка Alumina жаловалась на сильное чувство отвращения к себе и зыражен-ное желание никого не видеть и ни с кем не общаться. После приема препа­рата эти ощущения прошли.

 

Неистовство

Гомеопат должен вспоминать об Alumina, когда он сталкивается с сочетанием спутанности мышления с неистовыми мыслями и действиями. Временами Alumina может проявлять неистовство по отношению к себе, иногда — по отношению к другим. Alumina может быть подвержена внезапным вспышкам ярости, хотя чаще она направляет их не на людей, а выражает свой гнев хлопаньем дверей, битьем посуды или громкими проклятиями. Впрочем, обыч­но пациентка Alumina это тихая, вежливая особа, ненавидящая гневливую часть своейнатуры (Кент: «Тихий нрав»). Часто гомеопату необходимо в значитель­ной степени завоевать доверие пациентки, прежде чем она признается в нали­чии у нее приступов ярости. Пациентка Alumina нередко будет жаловаться на гневливость, однако чаще всего не расскажет сама о том, что она подвержена разрушительным импульсам, если ее специально об этом не спросить. (Кстати, то же самое можно сказать о сексуальных и яростных импульсах у Hyoscyamus и Platina.) Только когда она увидит, что гомеопат вовсе не шокирован этими нещами, она бывает в состоянии рассказать о своих странных порывах. Одна пациентка Alumina призналась, что, когда она испытывает гнев, ей кажется, словно она источает яд. Другая пациентка временами чувствовала, что могла бы убить, и представляла, как она отрубает головы своему мужу и ребенку. Почти все разрушительные мысли Alumina как по поводу убийства, так и само­убийства связаны с режущими, колющими или рубящими предметами. Пациен­тки Alumina обычно довольно чувствительны и обладают достаточным самокон­тролем, чтобы сдержать свои порывы, но они очень тяжело переживают их и, вероятно, в конце концов могут перейти и к активным действиям.

Alumina можно легко перепутать с Sepia, так как пациентка этого типа также склонна к разрушительным мыслям по отношению к любимым людям, особенно в предменструальный период, а также к ощущению прогрессирую­щего ухудшения способности думать. Однако интеллектуальная и эмоциональ­ная патология Alumina более серьезна, чем у Sepia. Пациентка Sepia редко подходит к границе реальной психической болезни, совсем не склонна к суи­цидальным импульсам, у нее нет зацикленности на режущих и колющих пред­метах. Никогда у Sepia не бывает ощущений нереальности, переживаемых Alumina. Ну и кроме того, субъекты Sepia в целом обладают гораздо более здоровыми и целостными преморбидными личностными чертами.

Тревога

Учитывая наличие ментальной и эмоциональной нестабильности у пациен-

тов Alumina, неудивительно, что им присуща тревожность. Alumina — край­не тревожный тип, склонный к фобиям и паническим атакам. Типичен страх сойти с ума и связанный с ним страх поддаться импульсу самоубий­ства или убийства. Могут иметь место и любые другие страхи. Часто встреча­ется страх встречи с людьми, особенно с группами людей, который можно наблюдать у большинства пациентов, страдающих выраженной тревожнос­тью. Страхи Alumina часто приводят к бессоннице. Пациентка лежит по ночам без сна, одолеваемая навязчивыми мыслями о завтрашних заботах или мучительным беспокойством о каких-либо предстоящих в ближайшем будущем делах. Из-за затруднений мышления, характерных для Alumina, даже мелкая проблема типа написания поздравительной открытки может вызвать мучительную тревогу, а малейшее изменение в ее окружении или ежедневного распорядка может привести к панике. Такая пациентка не склонна к рискованным предприятиям, типа путешествий во время отпуска, если только с ней не будет очень сильного и надежного партнера, но и тогда подобный отдых будет слишком большим стрессом для нее.

У одной моей пациентки Alumina был очень сильный страх неудачи, из-за чего она была крайне педантичной и редко отваживалась предпринимать что-то, выходящее за рамки ее рутинных ежедневных обязанностей.

Как и у других типов, склонных к дезинтеграции мышления (Argenttim nitricum, Mercurius, Nitricum acidum, Phosphoricum acidum), при тревоге у Alumina имеется склонность к спешке (Кент: «Предрасположенность к спеш­ке»). Обычно это выражается в бесцельной и практически бесплодной суетли­вости вследствие выраженной ментальной спутанности. Чем больше она спе­шит, тем меньше способна преодолевать спутанность — образуется порочный круг.Нередко подобный процесс заканчивается обращением к психиатру по поводу «нервного срыва». Спешка Alumina часто сочетается с желанием убе­жать, спастись, хотя чаще пациентка не осознает этого желания.

Внешность

Я видел не так много пациенток Alumina, поэтому мои замечания по пово­ду внешности этого типа носят скорее пробный характер. Большинство из них отличаются выраженной худобой, осунувшимися лицами и морщинами междубровей. Волосы иногда темные, иногда светлые, причем почти всегда очень длинные. (Подобное описание напоминает Sepia, что еще больше усиливает возможность спутать эти лекарства. Однако в отличие от Sepia кожа у Alumina обычно бледная.)

Anacardium

Сущность: добро против зла.

Это редкий конституциональный тип, и мои наблюдения можно вооспри-нимать только как предварительные наброски, так как они основаны: всего на нескольких пациентах. Однако основные характеристики Anacavrdium очень драматичны, и их сложно не заметить, если пациент достаточно доверяет гомеопату, чтобы открыться перед ним и рассказать о них. ССтарые книги по Materia Medica подчеркивают раздвоение воли пациента Anacardium (Кент: «Противоречивые стремления», «Чувствует, словно у него две воли»). На основании своих наблюдений могу сказать, что» здесь имеет место разделение между нормальной чувствительной личностью и остро контрастирующей с ней извращенной или «демонической» суб-лично-стью, пытающейся овладеть индивидуумом и заставляющей его совершать непристойные действия (Кент: «Злая воля навязывает ему неистовые и не­пристойные поступки, а добрая воля удерживает от этого»). В репер ториу-ме содержится множество характеристик «злой» стороны Anacardium (злобность, паранойя, жестокость, бесчувственность, склонность к ручатель­ствам и буйству). Однако те пациенты Anacardium, которые встречались мне, довольно успешно сдерживали все попытки демонической стороны навязать свою волю, хотя порой их доброй воле приходилось выдерживать нешуточную борьбу со своим «противником» (поражает сходство этой си­туации с классическими описаниями одержимых бесами людей).

Наиболее частое навязчивое желание, которое я наблюдал у пациентов Anacardium, — желание сквернословить и выкрикивать непристойности на сексуальные темы. Один из моих пациентов был довольно интеллигентным молодым человеком, очень интересовавшимся духовной жизнью. Он посто­янно практиковал медитацию и хорошо разбирался в мистической филосо­фии. Эта «духовная» сторона ярко контрастировала с другой стороной,

которая присутствовала в нем с рождения. Еще когда он был ребенком, все в семье считали его странным. Он очень долго ходил на горшок, лишь в десять лет согласившись перейти на обычный унитаз. Кроме того, он все время подсматривал за женщинами в туалете, вид которых являлся для него основным стимулом сексуального возбуждения. Возможно, это имело место и на момент нашего разговора (хотя он избегал говорить на данную тему). Но основной его жалобой были приступы навязчивого желания выкрики­вать непристойности находящимся рядом людям. Усилия по преодолению этого желания выражались в том, что он начинал говорить с видимым напряжением, губы напряженно сжимались, тогда как брови его почти постоянно были нахмурены.

Этот молодой человек был достаточно образован и умен, чтобы рацио­нально объяснить свои симптомы и не испытывать по их поводу чувства вины. Однако другой пациент Anacardium ужасно стыдился своей «темной стороны». Он был гораздо менее интеллигентен и не мог разумно объяс­нить себе источник своих навязчивых мыслей и желаний, выражавшихся примерно так же, как и у первого пациента. Когда я впервые встретился с ним, он был крайне измучен постоянной внутренней борьбой'и боялся сойти с ума. Он также признался, что эти навязчивые желания непристой* ностей возникали у него всегда, насколько он мог вспомнить, однако d последнее время они резко обострились после стресса, связанного с разво­дом. Под действием препарата влияние извращенной части его натуры по­степенно стало ослабевать, хотя и не исчезло полностью (во всяком случае, до того времени, когда он перестал ходить ко мне).

Божественное вдохновение

Разделение внутри личности Anacardiim еще более впечатляет, когда оно про­ходит не между демонической и нормальной половиной, а между половиной демонической и божественной. Недавний мой пациент являл собой типичный пример классического разделения между добром и злом внутри человека. Это был вежливый, довольно нервозный молодой человек, обратившийся за помо­щью по поводу «эмоциональных проблем». Сначала он пожаловался на частые приступы депрессии и суицидальные мысли. После этого он сказал, что боится женщин, которые, по его мнению, постоянно пытаются манипулировать им, отчего он стал их избегать. Он сказал, что боится и секса, при этом считая секс чем-то низменным и грязным. На этой стадии в его рассказе не было ничего специфического, подобные жалобы могли возникнуть у любого конституцио­нального типа, особенно если они явились следствием сексуального насилия в

детском возрасте, так как это часто приводит к депрессии и суицидальным мыслям, а также к страху перед полом человека, осуществившего насилие и отвращением к сексу вообще. Однако после этого мой пациент заговорил на религиозные темы. По его словам, очень близок к Богу, «призван Богом», чтобы нести свет людям. Контраст между депрессией с суицидальными мыслями и божественным вдохновением наводил на мысль о том, что подобие следует искать среди конституциональных типов, относительно склонных к душевным болезням. Пациент далее рассказал мне, что несколько лет назад у него был «нервный срыв», когда он чувствовал себя «окруженным духами» (Кент: «Ил­люзии — видит мертвецов », « Иллюзии — видит бесов (дьявола)»). После этого, по его словам, он стал ощущать, что половину его личности захватил дьявол, а половина осталась божественной (Кент: «Иллюзии — чувствует себя раздвоен­ным»). Он ощущает, что один из духов ведет и охраняет его, однако другие заставляют его совершать непристойности. Я осторожно начал извлекать из него более подробную информацию, изо всех сил стараясь дать понять, что я вполне разделяю его картину мира и вовсе не удивлен и не шокирован тем, что он говорит. Он сказал мне, что, идя по улице, он с трудом удерживает себя от желания начать выкрикивать непристойности и богохульства в лицо прохожим. У него также возникали фантазии, будто он обливает прохожих бензином и поджигает их. Когда он проходил мимо кого-то на улице, некий голос нашеп­тывал: «Поцелуй его!» Контраст между божественным и демоническим очень тяжело переживался пациентом. Этот контраст вызывал у него страх вечной погибели души, и любое малейшее моральное решение было для него равно­значно смертельной борьбе двух сил за обладание волей пациента. Например, когда он работал водителем такси и проезжал мимо человека, явно ждущего запаздывающего такси, в его душе шла страшная борьба — проехать мимо или «украсть» чужого клиента. Ему казалось, что любое его действие очень значи­мо и может либо спасти, либо погубить его душу и, более того, любое событие в его жизни, даже малейшая деталь, по его мнению, либо поднимало его ближе к небу, либо толкало в ад.

Я назначил этому пациенту Anacardium ЮМ, и несколько недель спустя он сказал, что непристойные импульсы свелись к очень слабым мыслям, которые стало очень легко подавлять, а его депрессия прошла. Он по-прежнему остал­ся поглощенным вопросами борьбы добра и зла, однако это перестало сопро­вождаться такими мучительными переживаниями и больше приблизилось к реальности. Подобные пациенты могут никогда не стать полностью психичес­ки нормальными, однако при помощи подобного лекарства они могут стать нормальными настолько, насколько это возможно, и избежать тех крайних проявлений, к которым в силу своей конституции предрасположены.

Неистовство

Я никогда не сталкивался с пациентами Anacardium, чьи буйные порывы вышли бы из-под контроля, но теоретически это может случиться. Кент поместил Anacardium в несколько буйных рубрик, что ясно говорит о том, что пациенты Anacardium не всегда могут сдерживать свои импульсы. Мой экс-таксист говорил, что ему хочется научиться кричать на женщин, попут­но заметив, что женщины, по его мнению, уважают кричащих на них муж­чин. Это заявление навело меня на мысль, что подобный человек вполне способен на значительные проявления жестокости, если бы его контакт с реальностью еще немного ослабел.

Паранойя

Кент поместил Anacardium в несколько параноидальных рубрик, включая «Ка­жется, что его преследуют». Явное свидетельство подобных проявлений я уви­дел лишь в навязчивом страхе женщин у описанного выше пациента. Многие склонные к душевной болезни конституциональные типы склонны к паранойе, и, по-видимому, Anacardium — не исключение. Мягкие формы тревоги часто можно увидеть у пациентов Anacardium в форме недостатка уверенности в себе (Кент: «Недостаток уверенности в себе»). Один пациент, отреагировавший на это лекарство, на первом приеме признался, что обычно очень боится гово­рить в группе людей, за исключением ситуаций, когда он чувствует божествен­ное вдохновение. В этих случаях он, наоборот, испытывал полную уверен­ность (Кент: «Мания»).

Ментальная затуманенность

Большинство моих пациентов Anacardium жаловались на некоторую степень спутанности мышления. Некоторые жаловались на очень плохую память (Кент: «Забывчивость»), другие говорили, что им трудно сконцентрироваться на чтении или даже на просмотре телепередач. Вряд ли это можно считать удивительным, учитывая конфликт, происходящий внутри психики Anacardium, Состояние мышления этого препарата напоминает разруху после гражданской войны. Двое моих пациентов Anacardium были достаточно здо­ровы психически и не имели психотических симптомов. Основным психичес­ким симптомом этих двух пациентов была страшная борьба с нерешительнос­тью по поводу жизненных трудностей. Один пациент обратился ко мне ис­ключительно по поводу сильных переживаний, связанных с необходимостью

принять важное решение. Ранее он работал коммивояжером, что его не удов­летворяло, однако, когда он нашел подходящий вариант новой работы, его захлестнула волна нерешительности и мучительной тревоги. Весь его вид гово­рил о сильных переживаниях и о том, как ему трудно сделать выбор, он говорил с гримасой страдания на лице. Подобную интенсивность пережива­ний, связанных с обсуждением своих проблем, можно увидеть у Аигит, одна­ко у Аигит нет такой нерешительности, кроме того, мой пациент не был очень уж депрессивен. По его словам, трудности с приемом решений у него были всегда. Он собирался жениться и уже был помолвлен, но его постоянно одолевают мысли о том, что, может быть, ему встретится «еще кто-то», с кем у него будет «настоящее родство душ». Он был довольно энергичным моло­дым человеком, с весьма серьезными интересами. Сначала я дал ему Natrum muriaticum, но лекарство не сработало. Затем он сказал мне, что ребенком нередко целыми ночами не спал и молился Богу, чтобы тот не оставил его и не отдал его душу дьяволу. Это навело меня на мысль о необходимости данно­го лекарства, и я, учитывая его нерешительность, дал ему Anacardium 10M. Препарат значительно уменьшил его переживания и позволил ему принять ряд рациональных решений по поводу своего будущего. У меня был еще один случай, когда единственным показанием к назначению Anacardium помимо нескольких слабых физических симптомов была страшная нерешительность, сопровождаемая мучительными переживаниями. Создается впечатление, что более здоровые личности Anacardium все равно остаются раздираемыми двумя силами, однако здесь это выражается скорее в трудности принятия решений, нежели в ощущении битвы добра со злом.

Внешность

Я видел слишком мало пациентов Anacardium, чтобы судить об их внешнос­ти, однако одним из общих для них признаков является довольно напря­женное лицо, отражающее внутреннюю борьбу. Во внешности обычно отра­жается интенсивность психических процессов, в частности это можно уви­деть по глазам пациента.

Argentum nitricum

Сущность: импульсивное, эксцентричное мышление.

 

Argentum nitricum — одно из тех лекарств, которые студенты-гомеопаты изу­чают в числе первых; это известное лекарство при фобиях и предэкзаменаци­онном синдроме. Его постоянно и щедро раздают при этих состояниях, во многих случаях без особого эффекта. На самом деле Argentum nitricum, как и любой препарат, устраняет сильную тревогу или агарофобию только при совпадении конституциональных черт. Можно сказать, что этот тип встречает­ся не столь уж часто, а большинство случаев, в которых его безрезультатно назначают, следует лечить более распространенными конституциональными лекарствами, например Sepia или Arsenicum album.

Эксцентрик

Чтобы идентифицировать Argentum nitricum, гомеопат должен понять странности этого типа. Есть странные или эксцентричные проявления инди­видуума Argentum nitricum, которые видны почти сразу, особенно у пациен­тов-мужчин. В большинстве случаев пациенты Argentum nitricum очень от­крыты и приветливы (почти как Phosphorus) и не пытаются скрывать свою эксцентричность во время приема. Как у всех истинных эксцентриков, их «заскок» преимущественно относится к ментальной, интеллектуальной сфе­ре, нежели к сфере эмоций. Здоровый ум индивидуума Argentum nitricum обычно отличается остротой и склонностью к рассмотрению вопросов со многих сторон, нежели к более распространенному прямолинейному, ра­циональному подходу. Такой ум легко находит связь между различными явлениями, которая останется скрытой для среднего интеллекта, например между ценой на кофе и состоянием окружающей среды. Чем более субъекты Argentum nitricum здоровы психологически, тем более ценными могут быть

подобные умозаключения. По мере того как психика Argentum nitricum слабеет, их поступки имеют все меньше смысла, а блестящий ум трансформи­руется сначала в эксцентричность, а затем и в бред. (Сходную деградацию молено наблюдать у некоторых индивидуумов Sulphur.)

Большинство субъектов Argentum nitricum относятся скорее к интеллекту­альному, чем к эмоциональному типу. Другими словами, они живут больше головой, чем чувствами. Мир, в котором они существуют, мир их мыслей может быть странным и восхитительным, похожим на Страну чудес, в кото­рую попала Алиса. Большинство представителей типа Argentum nitricum с удовольствием открывают людям мир своего интеллекта. Они часто интере-суются^чУм-то необычным, нетрадиционным; предметами, находящимися на острие интеллектуального поиска и имеющими значение для будущего, такими, как колонизация космоса, биоритмы или водные роды. Их восхи­щают подобные предметы, и они склонны с энтузиазмом делиться со всеми своими изысканиями. Их детский восторг заражает и повышает настроение гомеопата подобно тому, как ему передается искрящаяся радость довольно­го Phosphorus. Эксцентричность Argentum nitricum особенно заметна у муж­ской половины этого типа. Большинство женщин Argentum nitricum, кото­рых мне приходилось лечить, были людьми более интеллектуального, неже­ли эмоционального склада, однако у них не отмечалось той эксцентрично­сти, которая так характерна для мужчин. Поэтому женщин Argentum nitricum может быть труднее выявить. У них также отмечаются характерные для этого лекарства страхи и импульсивность, однако в целом они выглядят гораздо более «нормальными», чем мужчины.

Психика Argentum nitricum имеет все сифилитические (меркуриальные) ха­рактеристики. Быстрое восприятие, но недостаточная устойчивость; для них свойственно перескакивать с одного фокуса интересов на другой. В самой лучшей форме — это психика, вмещающая громадное количество разносто­ронних знаний, глубоко изученных и вполне надежных. В худшей — это хао­тическое нагромождение поверхностной информации, которая совершенно бесполезна (Кент: «Неспособен концентрировать внимание»).

Ключевой чертой Argentum nitricum является непредсказуемость. Кент гово­рил, что представители этого типа «иррациональны, они совершают странные поступки и приходят к странным умозаключениям». У здорового индивидуу­ма подобная иррациональность принимает форму импульсивности — человек, совершенно не задумываясь о реакции окружающих, говорит то, что его занимает в данную минуту, или делает то, что ему захотелось сделать. Субъек­ты Argentum nitricum часто бывают остроумны и могут внезапно сотворить каламбур из только что услышанных слов. Игривость этих людей иногда напо-

минает поведение Phosphorus, однако она имеет более интеллектуальный отте­нок. Даже манера одеваться у пациентов Argentum nitricum носит оттенок нетрадиционности. Некоторые из моих пациентов этого типа носили одежду немыслимо ярких, «цирковых» расцветок, весьма резко контрастировавших с традиционным для англичан консерватизмом. (Как правило, цвета эти были со вкусом подобраны, что свидетельствует о чувстве стиля и эстетическом вос­приятии — это была своеобразная эстетика безумия.) Один из моих пациентов Argentum nitricum действительно работал клоуном, выступая на площадке в парке. Он пришел ко мне прямо в цирковом костюме, и его наряд удивитель­но напомнил мне одежду других моих пациентов этого типа.

Нестабильность психики

Как и у других преимущественно интеллектуальных типов, патология у Argentum nitricum обычно проявляется в первую очередь на ментальном, а не на эмоциональном уровне (Кент: «Преобладают интеллектуальные черть^, эмоции поражаются в ограниченной степени»). Первым признаком психичес­кого неблагополучия у Argentum nitricum является учащение и странность интеллектуальных импульсов. Даже относительно стабильные индивидуумы Argentum nitricum иногда подвержены странным порывам, которые им самим кажутся иррациональными. Например, школьный учитель Argentum nitricum может почувствовать внезапное желание написать на доске неприличное слово или вылить чернильницу на голову ученику. В подавляющем большинстве слу­чаев эти импульсы подавляются, хотя иногда они бывают настолько мощными, что для их подавления требуется напряжение всей воли человека.

Один из импульсов Argentum nitricum очень распространен и является характерным симптомом этого типа. Это импульс броситься с высоты при взгляде вниз, будь то высотное здание или мост. Импульс может быть на­столько мощным, что человек сознательно начинает избегать соответствую­щих мест из страха, что он действительно прыгнет (Кент: «Импульс прыг­нуть с высоты»). Этот импульс возникает на фоне полного отсутствия суи­цидальных стремлений и достаточно необъясним как для пациента, так и для гомеопата. И это один из тех странных импульсов, к которым пред­расположены субъекты Argentum nitricum.

Неудивительно, что склонность к такого рода порывам иногда воспринима­ется самим человеком как умопомешательство. У многих пациентов такие им­пульсы возникают лишь изредка и легко подавляются. В этих случаях гомеопат может получить лишь общее представление об импульсивном характере паци­ента, тогда как более конкретные импульсы либо отсутствуют, либо пациент о

них не говорит. (В подобных случаях оправданы прямые вопросы о наличии у человека каких-либо странных мыслей или порывов.) Однако при более глубо­кой патологии характерные импульсы становятся все выраженнее, вызывая у пациента страх сойти с ума (Кент: «Страх умопомешательства»).

С нарастанием патологии, мышление Argentum nitricum начинает работать все хуже. Концентрация затрудняется, пациент путает слова, память стано­вится все более дырявой и замутненной. Человек обычно понимает, что теряет умственные способности, и это повергает его в панику. В результате мысли начинают в беспорядке толпиться, налезая одна на другую, возника­ет ощущенке1юстоянной спешки (Кент: «Спешит при ходьбе»). Когда паци­ент Argentum nitricum чувствует нервозность, он начинает спешить, как Lachesis или Medorrhinum.

По мере того как мышление Argentum nitricum все более приобретает хао­тичный характер, основной проблемой становится страх. У индивидуумов Argentum nitricum могут возникать все разновидности страхов. Особенно характерен тревожный страх при взгляде вверх на высотные здания. Многие пациенты Argentum nitricum испытывают это ощущение в той или иной сте­пени, даже когда их психика находится в относительно стабильном состоя­нии, так что этот симптом, когда он обнаруживается, является надежным подтверждением выбора лекарства. Некоторые пациенты не могут точно сказать, из-за чего они при этом чувствуют тревогу, но многие говорят о страхе того, что здания могут на них обрушиться. Это ощущение отражает шаткость и ненадежность основы психики таких пациентов (как и у пациен­тов Thuja сны о падении отражают чувство вины и страх наказания).

Еще один распространенный страх этого препарата — клаустрофобия (хотя при клаустрофобии Natrum muriaticum бывает показан гораздо чаще, чем Argentum nitricum). Здесь у пациента тоже может возникать ощущение, что стены падают на него — в целом этот страх достаточно близок к страху высотных зданий.

Находясь в состоянии постоянного страха, пациент остро переживает ощущение небезопасности мира, что может стать началом параноидальных состояний (Кент: «Страх людей»). Я вспоминаю одного весьма классическо­го пациента Argentum nitricum, молодого человека, который так нервничал при разговоре со мной, что останавливался на полуслове каждые несколько секунд, напрягая все свое сознание, чтобы продолжить. Если кто-то прохо­дил мимо двери, он пугался, что нас могут подслушать, внезапно останав­ливался и выглядывал за дверь в сильном волнении. После приема Argentum nitricum ЮМ он стал гораздо спокойнее и мог уже не прерываясь говорить о себе, не боясь, что1 его могут подслушать. Его паранойя развилась из

вполне реалистичной мысли о том, что, если люди узнают о хаосе, творя­щемся в его голове, они могут счесть его странным и отвернуться от него. У этого пациента имелась также еще одна черта, которую я сам встречал только у нескольких пациентов Argentum nitricum, черта, отмеченная во второй степени в реперториуме Кента — ощущение сильных угрызений сове­сти (Кент: «Тревога — с чувством вины»). Он постоянно извинялся, что отнимает у меня время и постоянно говорил, что он плохой человек. (Час­тично это было связано с имевшими место в прошлом беспорядочными сексуальными связями.)

Агарофобия — другой характерный для Argentum nitricum страх. Она мо­жет проявляться мягко, в виде тревоги на очень открытой местности или более сильной, не позволяющей ему выйти на улицу. (Агарофобия часто встречается у людей, которые чувствуют, что сходят с ума — открытое про­странство вызывает у них ощущение уязвимости и выставления своих про­блем напоказ.) Страх неотвратимой смерти у пациентов Argentum nitricum иногда может проявляться как страх болезни (ср. Arsenicum album).

Argentum nitricum — одно из основных лекарств при тревоге перед каким-либо событием (Кент: «Тревожное ожидание перед свиданием»). Словно и без того шаткая психика пациента не может справиться с неопределеннос­тью, связанной с невозможностью предвидеть, как обернется предстоящее дело или событие. Событие может быть совсем незначительным, например встреча со старым другом или визит к врачу по поводу несущественной проблемы. Однако воображение Argentum nitricum склонно к бурным фан­тазиям по этому поводу, постоянно рисуя наихудший итог. Подобно Lycopodium, Argentum nitricum может почувствовать сильную тревогу, если ему покажется, что от него чего-то ждут, или если ему действительно пред­стоит что-то сделать. В подобных ситуациях тревога может достигать край­ней степени, сочетаясь с сердцебиением и поносом. Близко к этой тревоге и характерное ожидание неудачи, часто не имеющее реальной почвы, по крайней мере у наиболее здоровых представителей типа Argentum nitricum* В таких случаях поддерживающая реплика от друзей может принести ог­ромное облегчение, что указывает на весьма сильную впечатлительность, также связанную с недостатком психической стабильности.

Когда страх достигает степени паники, субъекты Argentum nitricum часто становятся очень несчастными и могут отчаянно умолять о помощи и поддер­жке тех, на кого они надеются. В сочетании с неуравновешенной, непредска­зуемой природой психики Argentum nitricum эти люди могут ожидать от дру­гих абсолютно нереальных вещей и надеяться, что те могут спасти их от них самих. Искренним отчаянием и страстными призывами о помощи они напо-



2016-09-16 257 Обсуждений (0)
Немного о терминах «конституция», «слой» и «острое психическое состояние» 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Немного о терминах «конституция», «слой» и «острое психическое состояние» 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)