Интеллектуальная собственность на разных стадиях управления инновационным проектом
Рассмотрим детальнее содержание и результаты работы на каждой стадии инновационного проекта. Первая концептуальная стадия, имеющая целью демонстрацию уровня и внедренческого потенциала концепции нового продукта, должна завершиться следующими результатами: • описание концепции; • перечень планируемых технических характеристик и перспективных целей концепции; • предварительные оценки потенциальных препятствий для разработки, производства и сбыта нового продукта. Такие результаты можно получить на основании следующих информационных исследований: поиск и отбор новых идей, которые могут быть положены в основу разработки нового продукта; анализ требований потребителей к продукции данного вида; тенденции развития рынка данной продукции; анализ условий конкуренции на рынке данной продукции. Это патентно-конъюнктурные исследования. Результаты информационных исследований позволяют выявить следующие факторы, определяющие принятие управленческого решения: • разумность основных положений, на которых базируется практическое применение концепции; • значимость концепции для предприятия, в частности, и национальной экономики в целом; • соответствие концепции характеру производственного опыта предприятия, технологическим, ресурсным и временным возможностям; • наличие потенциальных заказчиков; • преодолимость потенциальных производственных и рыночных барьеров. Как отмечалось выше, патентование на первой стадии чаще всего нецелесообразно. Однако бывают исключения. Вторая стадияинновационного проекта — проверка технической осуществимости — имеет целью подтверждение планируемых характеристик нового продукта и отсутствие технических или экономических препятствий к его внедрению, которые не могут быть преодолены. Результатами работы являются: • математические (виртуальные) модели; • стендовые модели или макеты; • характеристики действующих лабораторных моделей; • предварительные планы дальнейшей разработки, включающие в себя оценки затрат на продукт, предполагаемую стратегию маркетинга, оценки экологической безопасности и планов производства. Если первая стадия состоит в основном из информационных исследований, то и в другие стадии такие исследования входят обязательным компонентом, без которого любые эксперименты и расчёты не могут быть достаточными для принятия последующих управленческих решений. На второй стадии проводятся, в частности, следующие информационные исследования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование охраноспособности новых технических решений; исследование экологичности нового продукта; стоимостная оценка технологии производства нового продукта. Факторы для принятия управленческого решения о целесообразности перехода к следующей стадии: • техническая осуществимость; • потенциальная безопасность и экологичность; • оценки возможных затрат; • наличие патентно-правовой охраны; • возможность нарушения чьих-либо патентных прав; • предполагаемая стратегия маркетинга. Решение о патентовании или засекречивании новых технических решений чаще всего впервые принимается после завершения второй стадии. Третья стадияреализации инновационного проекта — разработка имеет целью подтвердить, будет ли новый продукт иметь заявленные параметры (выводы делаются на основе испытаний технического прототипа или опытного технологического процесса). Результатами работы являются: • характеристики основных материалов и комплектующих, необходимых для достижения намеченных эксплуатационных и коммерческих целей; • эксплуатационные характеристики опытного технологического процесса либо технического прототипа, пригодных для воспроизводства в дальнейшем в увеличенном масштабе; • методы производства с указанием требуемых основных материалов и технологических процессов; • условия эксплуатационной безопасности и экологичности; • уточненная стратегия маркетинга с оценкой издержек предполагаемого полномасштабного производства. На этой стадии проводятся следующие информационные исследования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование потенциального спроса и объёма продаж. Факторы для принятия управленческого решения на третьей стадии реализации инновационного проекта: • соответствие полученных эксплуатационных характеристик технического прототипа техническим требованиям; • потенциальная безопасность и экологичность; • оценка затрат на производство опытной партии; • наличие патентно-правовой защиты; • возможность нарушения чьих-либо патентных прав; • возможность зарубежного патентования; • планируемая стратегия маркетинга. По результатам осуществления третьей стадии продолжается патентование новых технических решений, число которых растёт по мере приближения разрабатываемого нового продукта к своему материальному воплощению. Патентная стратегия при формировании портфеля интеллектуальной собственности для инновационного проекта обычно предполагает не один патент, а целый пакет патентов. Среди них и те, что охраняют саму идею, её дальнейшую модификацию, и периферийные патенты на улучшение технологии – «зонтичная» защита. Практика патентования на этапе решения технологических задач, чаще всего характеризующем третью стадию инновационного проекта, свидетельствует о большой вероятности наполнения описаний к изобретениям излишней информацией. Стремясь охарактеризовать патентуемую идею, заявитель предоставляет сведения, выходящие за пределы совокупности существенных признаков изобретения, и разглашает технологические секреты. В то же время наличие неопубликованной скрытой информации (ноу-хау) значительно повышает ценность коммерциализируемой технологии в сочетании с патентами. Нагляднее об этом изложено в разделе 3.9. Четвертая стадияинновационного проекта — подготовка производства и рынка — имеет целью разработку промышленной технологии и оценку рыночной пригодности нового продукта путём производства, испытания, сертификации и пробных продаж опытного образца (опытной партии) и/или технологического процесса. Результатами работы являются: • эксплуатационные характеристики нового продукта и технологического процесса для его производства; • данные о производстве нового продукта; • сертификация нового продукта; • перечень поставщиков материалов, комплектующих, узлов, агрегатов; • данные о производственной и экологической безопасности; • данные о пробных продажах новой продукции; • планы гарантийного и технического обслуживания; • планы производства запасных частей. На четвертой стадии продолжаются информационные исследования, которые проводились на предыдущей стадии инновационного проекта: оценка технического уровня нового продукта: экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование потенциального спроса и объёма продаж. Факторы для принятия управленческого решения о промышленной и рыночной применимости: • приемлемость производственной технологии, а также расчётов соотношения цены и себестоимости, цены и качества; • приемлемость сроков и бюджета монтажных работ; • работоспособность процесса при полномасштабном производстве; • соответствие отраслевым стандартам безопасности, охраны труда и т.п. При наличии экспортного потенциала разработки опытные образцы могут выставляться на выставках, рекламироваться, реализовываться только после зарубежного патентования. Как правило, решение об этом принимается в начале четвертой стадии инновационного проекта.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |