Необходимость исследований в менеджменте
Давайте вспомним, что такое менеджмент. Как известно менеджмент имеет несколько значений: · управление, руководство, власть; · орган управления, дирекция, административная единица; · особого рода умение и административные навыки; · система научно-практических знаний в области управления. В соответствии с этим менеджер также имеет несколько значений: · административная единица органа управления; · специалист, руководящий работой компании, который умеет создавать специфические отношения в группах сотрудничающих людей для направления их общих усилий на достижение единства целей организации; Успешность работы любой организации напрямую зависит от эффективности менеджмента, который непосредственно влияет на ее состояние в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации: · рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг; · финансовый рынок; · рынок труда; · законодательная и нормативно-правовая база государства, отрасли и т.д. · окружающая природная среда. Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды и заключается принцип адаптивного управления. В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Система управления организациями должна отвечать современным рыночным условиям, обладать высокой гибкостью, позволяющей в процессе производства быстро менять ассортимент изделий (услуг). Итак, система управления предприятием (организацией) должна: · быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда; · учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношению к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги; · учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений; · учитывать изменения структуры издержек производства; · принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды. Различного рода нововведения проявляют себя в организациях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает не только отдельные связи, но и структуру менеджмента в целом. А это, в свою очередь, требует установление и обеспечения новых связей и устранения излишних, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование организаций базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации,что требуетпроведения исследований систем управления с помощью разнообразных методов исследования. Исследования в первую очередь направлены на распознавание проблем и вызывающих их причин, определение сходности проблем и их структур, выявление путей решения. Исследования можно рассматривать и как процесс и как необходимый элемент любой конкретной деятельности, но особенно важно отметить все возрастающую роль исследований в современном менеджменте. В каждой области деятельности нам сопутствует процесс познания, и чем большей информацией мы располагаем, тем большие возможности для управления мы получаем. При получении необходимой информации используется опыт, интуиция, прагматизм и т.д. Однако наиболее предпочтительными являются знания, полученные научным путем, в процессе исследований с использованием современного научного инструментария – разнообразных методов исследования, когда теории и гипотезы проверяются на основе анализа конкретных данных о состоянии той или иной системы управления. Процесс исследования базируется на совокупности методов, предполагающих использование определенных процедур и правил, которые представляют определенные теоретические положения и на основании которых разрабатывается комплексная программа исследования. Исследования, таким образом, помогают выявить, сформулировать и глубже понять проблему, а также отыскать наилучшие варианты ее решения. Как известно, основными составляющими процесса управления являются цели, функции, управленческие решения, модели структуры управления. Сегодня, когда все предприятия и организации являются многоцелевыми, трудно представить процесс управления без исследовательской деятельности. Так, на основании проводимых исследований разрабатывается программно-целевое и стратегическое управление, уточняются и корректируются цели, обновляется миссия организации, совершенствуется ее стратегия. В результате анализа деятельности подразделений организации определяется полный перечень функций управления и управленческих решений, а, следовательно, появляются рекомендации по их совершенствованию. Нельзя забывать и о таком важном элементе системы управления, как ее организационная структура. Процесс совершенствования здесь особенно сложен в силу ее консервативности и меньшей адаптивности к конкурирующей среде. Говорить об оптимизации структур управления невозможно без проведения научных исследований. Только по результатам всестороннего анализа можно разработать конкретную программу по совершенствованию организационных структур с учетом особенностей отрасли и специфики организации. Таким образом, мы видим, что необходимость в проведении исследований возрастает по мере развития и совершенствования управления. Умение проводить исследования и приобретать навыки исследовательской деятельности становится неотъемлемой характеристикой профессионального менеджера.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |