Западная философия XIX–XX вв
Позитивистская философия. «Первый позитивизм» (О.Конт; Дж. Милль; Г.Спенсер). «Второй позитивизм» – эмпириокритицизм. Концепции Р.Авенариуса и Э.Маха. Неокантианство. Марбургская школа неокантианства. Г.Коген: анализ трех кантовских «Критик». Этический софиализм Когена. П.Наторп, основные идеи. Фрайбургская (Баденская) школа неокантианства. В.Виндельбанд и Г.Риккерт – основные философские идеи. Неогегельянство. Гегельянство в Англии и США (Дж. Д. Стерлинг; Ф. Брэдли; Дж. Ройс). Неогегельянство в Германии. Обогащение корпуса сочинений Гегеля, их новые издания Г.Глокнером и Г.Лассоном. Р. Кронер как исследователь философии Канта и Гегеля. Неогегельянство в Италии. Б. Кроче и Дж. Джентиле. Прагматизм. Ч.С.Пирс: «принцип Пирса» и «методы закрепления веры». У. Джемс: «радикальный эмпиризм» и попытки обоснования религиозной веры. Дж.Дьюи: бихевиористское толкование познания; прагматизм как инструментализм. Философия жизни. Отличительные особенности «философии жизни». А.Шопенгауэр как предтеча «философии жизни». Учение Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Этика пессимизма и сострадания. Ф.Ницше: жизнь и сочинения; учение о переоценке ценностей, понятие ressentiment (озлобленность, зависть); тезис о «смерти Бога»; учение о «вечном возвращении», принцип «воли к власти». А.Бергсон: понятия «жизнь», «творческая эволюция», «длительность». Интеллект. Инстинкт. Интуиция. В.Дильтей как основатель философской герменевтики. Философия жизни О.Шпенглера. Идея кризиса европейской жизни и европейского духа. Феноменология. Э. Гуссерль как основатель феноменологического направления. Основные проблемы, понятия и принципы феноменологии Гуссерля. Влияние феноменологии Гуссерля на развитие философии XX века. Психоанализ и его философское содержание. З.Фрейд и рождение психоанализа. Концепция бессознательного психического. Сознание – предсознательное – бессознательное. «Оно» – «Я» – «сверх-Я» как стороны новой структурной модели психики. Неофрейдизм: К.Г. Юнг и учение о коллективном бессознательном и архетипах; взгляды Э. Фромма и К. Хорни. Неотомизм. Э. Жильсон и обновление учения Фомы Аквинского. Ж.Маритен и неотомистское учение о бытии, о моральном и поэтическом опыте. Неотомистские философские концепции мира, человека, Бога, их развитие во второй половине XX в. Экзистенциализм. Провозвестники экзистенциализма: Л.Шестов, Н.Бердяев, М. Де Унамуно. Влияние творчества Ф.М.Достоевского. Немецкий экзистенциализм: основные понятия философии К. Ясперса; Мартин Хайдеггер и его «Бытие и время» (1927). Работы 20-30-х гг. «Грехопадение» 1933 г. Поздние работы Хайдеггера. Основные проблемы и понятия философии Хайдеггера. Французский экзистенциализм: Жан-Поль Сартр и его сочинения «Бытие и ничто» (1943), «Критика диалектического разума» (1960; 1985). Художественные и литературно-критические сочинения Сартра. Альбер Камю о проблеме существования и его абсурдности. «Миф о Сизифе» (1942). Тема «Бунтующего человека» (1951). Философское и литературное творчество Габриеля Марселя. Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма. «Венский кружок» (М. Шлик, Р. Карнап), борьба против «метафизики» и философских «псевдопроблем». Аналитическая философия. Дж. Э. Мур и поворот к реализму. Б. Рассел как философ, логик, общественный деятель. Л.Витгенштейн: 1) понятия и проблемы «Логико-философского трактата»); 2) «Философские исследования» и новое учение о сущности языка. Философия как логика науки у Р. Карнапа, Г. Райла, Дж. Остина. Основные черты и понятия неопозитивизма К. Поппера и его «критический рационализм». Принцип фальсификации. Философские дискуссии последних десятилетий ХХв. Современная «критика» разума и поиски новой модели рациональности. М. Фуко и критика «логоцентризма». «Деконструктивизм» Ж. Деррида. «Этика ответственности» Х. Йонаса. Философия коммуникативного разума и «этика дискурса» (К.О. Аппель, Ю. Хабермас). «Теория справедливости» Дж. Роулса. Рекомендуемая литература 1. Асмус В.Ф. Античная философия – М.: 2000. 2. Асмус В.Ф. Платон – М.: 1975. 3. Антология даосской философии – М.: 1994. 4. Асмус В.Ф. Иммануил Кант – М.: 1973. 5. Бергсон А. Творческая эволюция – М.: 1998. 6. Богомолов А.С. Античная философия – М.: 1985. 7. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления – М.: 1978. 8. Бердяев Н.А. Философия свободного духа – М.: 1994. 9. Буддизм. Словарь – М.: 1992. 10. Васильева Т.В. Афинская школа философии – М.: 1984. 11. Губман Б.Л. Кризис современного неотомизма. Критика неотомистской концепции Ж. Маритена – М.: 1983. 12. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения – М.: 1980. 13. Гулыга А.В. Шеллинг – М.: 1982. 14. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте – М.: 1990. 15. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. – М.: 1990. 16. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. 17. Гайденко П.П. Иерархический персонализм Н.О. Лосского / Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция – М.: 1995. 18. Грузенберг С. Артур Шопенгауэр: личность, мышление и миропонимание. СПб., 1912. 19. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе (пер. с англ.). – М.: Изд-во политической литературы, 1991. 20. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. – М.: 1985. 21. Данцев А.А. А.Ф.Лосев – Москва – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. 22. Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1 – 4 – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1994–1997. 23. Древнекитайская философия. Т. 1-2 – М.: 1972-73. 24. Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума» – М.: 1990. 25. Емельянов Б.В. Любутин К.Н., Русаков В. – М.: Саранчин Ю.К. История русской философии – Екатеринбург– Москва: 2005. 26. Жильсон Э. Философия и теология – М.: 1995. 27. Зубов В.П. Аристотель– М.: 1963. 28. Зинченко Г.А. Дж. Локк – М.: 1988. 29. Западно-европейская философия XVIII в. –М.: Высшая школа, 1986. 30. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. – Л.: 1991. 31. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.: Издательство Магистр, 1996. 32. История философии/Под ред. В.М.Мапельман и Е.М.Пенькова – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. 33. История философии. Запад–Россия–Восток. Книги I–IV– М.: 1995–1998. 34. История марксизма-ленинизма. Часть 1. Марксизм в период формирования массовых социалистических партий II Интернационализма (70-е – 90-е годы XIX века) – М.: Изд-во политической литературы, 1990. 35. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока – М.: 1961. 36. Ильин И.А. Сочинения в 2 т. – М.: 1993-1994. 37. История философии в СССР. Т.1 – 5. – М.: Наука, 1968 – 1985. 38. История современной зарубежной философии: компаративистский подход – Санкт-Петербург: 1997. 39. Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма – М.: 1995. 40. Каменский З.А. История философии как наука – М.: 1992. 41. Краткий очерк истории философии/Под ред. М.Т.Иовчука, Т.И.Ойзермана, И.Я.Щипанова – М.: Мысль, 1981. 42. Кессиди Ф.Х. Сократ – М.: 1988. 43. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии – М.: 1997. 44. Китайская философия. Энциклопедический словарь – М.: 1994. 45. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. – М.: Высшая школа, 1989. 46. Кант и кантианцы – М.: 1978. 47. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга – М.: 1990. 48. Лапин Н.И. Молодой Маркс – М.: 1986. 49. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев – М.: 1983. 50. Любченко В.С. Основные этапы развития философской мысли. Части I–II. – Ростов н/Д: «Пегас», 2001. 51. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма – М.. 1995. 52. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения – М.: 1978. 53. Ляткер Я.А. Декарт – М.: 1975. 54. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. 55. Любченко В.С. Русская философия XIX в. – Ростов н/Д: Пегас, 2002. 56. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика – М.: 1979. 57. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница – М.: 1973. 58. Мамардашвили М. Картезианские размышления – М.: 1993. 59. Марксистская философия в XIX веке. Книги первая и вторая – М.: Наука, 1979. 60. Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность – М.: 1974. 61. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. 62. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики» – М.: 1984. 63. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии – М.: 1990. 64. Мееровский Б.В. Томас Гоббс – М.: 1975. 65. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм – М.: 1968. 66. Михайлов Ал. В. Мартин Хайдеггер: человек в мире – М.: 1990. 67. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии – М.: 1988. 68. Нарский И.С. Давид Юм – М.: 1973. 69. Нарский И.С. Лейбниц – М.: 1972. 70. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма– М.: Мысль, 1974. 71. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса – М.: 1989. 72. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея – М.: 2000. 73. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика – М.: 1995; 74. Русская философия: Словарь/Под общ.ред. М.А.Маслина – Москва: Издательство «Республика», 1999. 75. Сартр Ж.-П. Избранные произведения – М.: 1992. 76. Соколов В.В. Средневековая философия – М.: 2001. 77. Столяров А.А. Патрология и патристика – М.: 2001. 78. Степанянц М.Т. Восточная философия – М.: 1997; – М.: 2000. 79. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма – М.: 1993. 80. Степанянц М.Т. Философские аспекты суффизма – М.: 1987. 81. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. 82. Соколов В.В. Спиноза – М.: 1977. 83. Свасьян К.А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона; 84. Торчинов Е.А. Даосизм – СПб.:1998. 85. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме – М.: 1977. 86. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга. Две концепции культуры – М.: 1989. 87. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура – М.: 1992. 88. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук – М.: 1977. 89. Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии – М.: 1995. 90. Французское Просвещение и революция – М.: 1989. 91. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины – М.: 1990. 92. Франк С.Л. Реальность и человек. – СПб.: 1997. 93. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность – М.: 1995. 94. Хайдеггер М. Время и бытие – М.: 1993. 95. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии– М.:1991. 96. Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996 97. Шохин В.К. Первые философы Индии – М.: 1997. 98. Шестов Л. Сочинения в 2 т. – М.: 1993. 99. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. – М.: 1993-1998. 100. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» – М.: 1993. 101. Юнг К.Г. Архетип и символ – М.: 1991. 102. Ясперс К. Смысл и назначение истории – М.: 1991.
Темы рефератов 1. «Милетская» и «элейская» школы в ранней древнегреческой философии. 2. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии. 3. Античная атомистика. 4. Жизнь и философствование Сократа. 5. Платон: жизнь и сочинения. 6. Аристотель как философ и ученый. 7. Философия поздней античности: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. 8. Плотин и его школа. 9. Патристическая философия в средневековой Европе. 10. Период схоластики в средневековой европейской философии. 11. Древняя и средневековая китайская философия. 12. Древняя и средневековая индийская философия. 13. Арабо-мусульманская философия в Средние века. 14. Философия эпохи Возрождения, Микель Анджело, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский. 15. Натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Коперник, Дж.Бруно. 16. Социально-философские идеи и концепции эпохи Возрождения. Н.Маккиавели. 17. Христианские гуманисты эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский, Томас Мор. 18. Мишель Монтень и его философское творчество. 19. Философия природы и наука Нового времени. 20. Учение о человеке в философии Нового времени. 21. Рационализм и эмпиризм Нового времени. 22. Выдающиеся европейские философы XVII века: жизненный путь, основные идеи, сочинения (по выбору): -Фрэнсис Бэкон; -Томас Гоббс; -Джон Локк; -Бенедикт Спиноза. 23. Рене Декарт: единство науки и философии. 24. Готфрид Вильгельм Лейбниц: философское учение, вклад в науку. Путь от механицизма к динамической картине мира. 25. Философия французского Просвещения: онтологические, гносеологические, антропологические аспекты. 26. Выдающиеся мыслители французского просвещения: жизненный путь, основные идеи, сочинения (по выбору): - Ф.Вольтер; - Ж.-Ж.Руссо; - Д.Дидро; - П.Гольбах; - К.Гельвеций. 27.Немецкая классическая философия как особое философско-культурное образование. 28.Выдающиеся представители немецкой классической философии: жизнь, сочинения, этапы творческого пути (по выбору): - И.Кант; - И.Г.Фихте; - Ф.В.Й.Шеллинг; - Г.В.Ф.Гегель; - Л.Фейербах. 29.Философия марксизма в XIX веке. 30.Марксистская философия в СССР. 31.Русская философия XVIII века. М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев. 32.Славянофильство и западничество в творчестве русских мыслителей XIX века. 33.В.С.Соловьев – выдающийся философ России XIX века. 34.Выдающиеся философы России первых десятилетий ХХ века: жизненный путь, основные идеи, сочинения (по выбору): - Павел Новгородцев; - Николай Бердяев; - Иван Ильин; - Лев Шестов; - Павел Флоренский; - Семен Франк; - Николай Лосский. 35. Позитивистская западная философия XIX века, её первый и второй этапы. 36. Неопозитивизм первой половины ХХ века как третья историческая форма позитивизма. 37. Неокатианство в европейской философии. 38. Неогегельянство в Европе и США. 39. Прагматизм: Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи. 40. Философия жизни: от А.Шопенгауэра до О.Шпенглера. 41. Феноменология Э.Гуссерля и её влияние на развитие философии ХХ века. 42. Фрейдизм и неофрейдизм. 43. Экзистенциализм в философии ХХ века. 44. Неотомизм как обновленное учение Фомы Аквинского. Неотомисткие концепции мира, человека, Бога в ХХ столетии. 45. Отношение в науке и технике в философии ХХ века. Антитеза сциентизма и антисциентизма. 46. Современные споры по проблемам либерализма, прав и свобод человека, социальной справедливости, правового государства.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Воспитание и школа в античном мире. Воспитание в гомеровскую эпоху (IX – VIII в. до н.э.). Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах: воспитание в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимназии, эфебия), воспитание в Спарте (доминирующая роль военно-физического воспитания). Воспитание и обучение в Древнем Риме. Развитие и усложнение ремесленного обучения. Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания (Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель и софисты в Древней Греции; Сенека, Цицерон, Квинтилиан в Древнем Риме). Идея гармонического сочетания умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими недостатками. Христианство и его концепция идеала человека. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья.Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание. Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли. Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.) Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Зарождение школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини). Цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма Роттердамского, М. Монтеня и др. Гуманизм и новый взгляд на физическое воспитание и образование детей с физическими недостатками и отклонениями в умственном развитии. Первые опыты создания школ для глухонемых детей (П. Понсе, П. Бонне, Д. Бульвер и др.). Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.) Контрреформация и практика воспитания в иезуитских школах. Изменения отношения к детям с отклонениями от нормы в физическом и умственном развитии. Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Крещение Киевской Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «учения книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы и отражение в них вопросов физического воспитания. Отношение к людям с различными физическими и умственными недостатками. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание. Развитие школы в русском централизованном государстве XVII в.: элементарное обучение и школа повышенного типа. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве. Педагогические взгляды Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию новых учебных книг. Вопросы физического воспитания в их трудах. Становление педагогики как науки в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. Развитие школьного образования. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии). Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. Отражение в ней вопросов физического развития человека. Ступени возрастного развития человека в школьной системе по Я.А. Коменскому. Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы, правила и методы обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя. Последующее развитие теории и практики воспитания в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка. Содержание и методы воспитания и образования. Идея рабочих школ и ремесленного обучения. Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Периодизация детства. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Забота о физическом развитии. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в последующем теории «свободного воспитания». Проекты реформ народного образования в период французской революции конца XVIII в. Пробуждение интереса к воспитанию аномальных детей. Социально-педагогические идеи американских просветителей (Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин и др.). Школа и педагогическая мысль в России XVIII в. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления методики профессионального образования. Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. Реформаторские идеи И.И. Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства. М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского университета с гимназией при нем. Учреждение Петербургской комиссии народных училищ и деятельность Ф.И. Янковича. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ. Педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 1890-х гг.). Развитие различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей к практической деятельности как элемент общего образования. Отражение в педагогике и школьной практике концепции неогуманизма (В. Гумбольт). Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания; практическая педагогическая деятельность. Забота о воспитании умственно-отсталых детей. Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю. Создание И.Ф. Гербартом основ научной педагогики. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания детей. Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Основные виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования. Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования. Идеи Х. Манна о постановке школьного дела и организация им подготовки учителей. Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). Постепенное оформление дефектологии как отрасли педагогической науки на стыке собственно педагогики и медицины. Деятельность Э. Сегена. Последующее выделение в самостоятельные науки сурдопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, тифлопедагогики. Роль В. Гаюи и Л. Брайля в разработке вариантов рельефного шрифта для слепых и в дальнейшем развитии тифлопедагогики. Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIX в.).Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных заведений1828 г., усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. XIX в. Педагогические институты при университетах. Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания. Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Г. Редкин и др.). Школьные реформы 1860-х гг. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг. ХIХ в. Распространение церковно-приходских школ. Деятельность С.А. Рачинского. Развитие педагогического образования. Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский). Их отношение к физическому воспитанию. Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального воспитания, его программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Подготовка к трудовой деятельности. Влияние К.Д. Ушинского на развитие методики обучения в народной школе (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, и др.). Индустриальное развитие России во второй половине XIX в. и усиление внимания к профессионально-техническому образованию. «Операционное» производственное обучение по Д.К. Советкину. Разработка «Общего нормального плана промышленного образования» по идеям И.А. Вышнеградского. «Основные положения о промышленных училищах» 1888г. как государственный документ, действовавший до 1917 г. Деятельность Е.Н. Андреева, С.А. Владимирского, П.И. Устинова в области профессионально-технического образования. Мысли Л.Н. Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей в Ясной Поляне. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX – начале XX вв.Основные направления развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт); «трудовая школа» (Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель); педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи); «экспериментальная педагогика» (В.А. Лай, З. Мейман и др.); педология (Э. Торндайк, С Холл, А. Бине) и ее влияние на развитие всех отраслей педагогики и школы. Создание новых школ педагогами-реформаторами (С. Редди, У.Бегли, Г.Литц, Г. Шаррельман, М. Монтессори, О. Декроли, Г.Винекен и др.). Место в них физического воспитания и трудовой деятельности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |