Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Среднее (полное) общее образование



2016-09-16 378 Обсуждений (0)
Среднее (полное) общее образование 0.00 из 5.00 0 оценок




Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура (базовый уровень) 10 - 11 Просвещение

При использовании других УМК и завершенных предметных линий особое внимание необходимо обратить на соответствие предложенного в учебниках материала требованиям ФГОС.

 

Программно-методическое сопровождение по ФГОС второго поколения: В условиях модернизации содержания образования и введения ФГОС начального общего и основного общего образования второго поколения учебники являются важным средством реализации основных образовательных программ. В Федеральном перечне обозначены учебники, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Все учебники, прошедшие экспертизу на соответствие ФГОС, разделены на две группы: системы учебников и завершенные предметные линии. В таблице №2 представлено следующее программно-методическое сопровождение в образовательном процессе в условиях введения ФГОС второго поколения (Таблица №2): Таблица №2 Класс Программа Учебник Примечание Учебники, принадлежащие к системе учебников (ФГОС второго поколения) 1-2 классы Физическая культура (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская и др.). Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская и др. «Физическая культура. 1-2 класс». Учебник Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» представляет учебник «Физическая культура» для учащихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений. (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров). Входит в систему учебников «Начальная школа XXI века» «Начальная школа XXI века» 1-2 классы Рабочая программа А.П. Матвеева «Физическая культура. 1–4 классы». А.П. Матвеев. «Физическая культура. 1-2 класс» Учебник Учебник написан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре и программой А.П. Матвеева «Физическая культура. Начальные классы». Входит в систему учебников «Перспектива» (издательство «Просвещение»). 3-4 классы Рабочая программа А.П. Матвеева «Физическая культура. 1–4 классы». А.П. Матвеев. «Физическая культура. 3-4 класс» Учебник Учебник написан в соответствии с Федеральным компонентом государственного 8 стандарта общего образования по физической культуре и программой А.П. Матвеева «Физическая культура. Начальные классы». Входит в систему учебников «Перспектива» (издательство «Просвещение»). 1-4 классы Рабочая программа В.И. Лях «Физическая культура. 1-4 классы» В.И. Лях. «Физическая культура. 1-4 класс». Учебник Издательство «Просвещение» представляет учебник «Физическая культура» (В.И. Лях) для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Входит в систему учебников «Школа России» (издательство «Просвещение»). 1-4 классы Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-4 кл. Авторы Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е «Физическая культура. 1-2 классы». Книга 1. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е «Физическая культура. 3-4 классы». Книга 2. Учебник для начальной школы. Учебник является составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баллас»). 1-2 классы Программа курса «Физическая культура» к учебникам В.Я. Барышникова, А.И. Белоусова «Физическая культура». 1-4 классы В.Я. Барышников, А.И. Белоусов (под редакцией М.Я.Виленского). «Физическая культура. 1-2 классы». Учебник Учебники являются составной частью завершённой предметной лини учебников «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»). 3-4 классы. Программа курса «Физическая культура» к учебникам В.Я. Барышникова, А.И. Белоусова «Физическая культура». 1-4 классы В.Я. Барышников, А.И. Белоусов (под редакцией М.Я.Виленского). «Физическая культура. 3-4 классы». Учебник. Учебники являются составной частью завершённой предметной лини учебников «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»). 9 1-2 классы Погадаев Г.И. Физическая культура. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений Г.И. Погадаев. «Физическая культура. 1-2 классы». Учебник Учебники являются составной частью завершённой предметной лини учебников «Классическая начальная школа» (Издательство «Дрофа») 3-4 классы Погадаев Г.И. Физическая культура. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений Г.И. Погадаев. «Физическая культура. 3-4 классы». Учебник Учебники являются составной частью завершённой предметной линии учебников «Классическая начальная школа» (Издательство «Дрофа») . 1-4 классы Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-4 кл. Авторы: В.Н. Шаулин. В.Н. Шаулин. «Физическая культура. 1-4 класс». Учебник Учебник «Физическая культура» (В.Н. Шаулин). 1-4 класс входит в состав УМК по системе Л.В. Занкова (Издательство Корпорация «Федоров»). Авторы УМК: В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назарова, Г.С. Шустиков 5 классы Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы. «Физическая культура. 5-7 классы» / Виленский М. Я. Линия УМК «Лях В. И. (5-9 классы)» Учебник являются составной частью завершённой предметной линии УМК Лях В.И., Виленский М.Я. 5-9 классы (издательство «Просвещение»). Учебник переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Физическая культура. 5–9 классы» (автор – В.И. Лях). 5 классы Матвеев А. П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 5-9 классы. Матвеев А.П. «Физическая культура. 5 класс». Учебник Учебник входит в УМК предметной линии А.П.Матвеева. Учебник переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и 10 рабочей программой «Физическая культура. 5–9 классы» (автор – А.П. Матвеев). Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, вне УМК 1-4 классы Авторская программа по физической культуре Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин «Физическая культура». Учебник Образовательная система «Гармония» - это учебно- методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы. Поскольку все УМК прошли экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения руководителям ОУ и учителям необходимо внимательно проанализировать учебники с точки зрения реализации целей и задач ФГОС второго поколения, обращая внимание на: • содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере как на сильного ученика, так и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным; • содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер; • учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей, развивать творческие способности, самостоятельность, ключевые компетентности учащихся; • в учебниках должны быть задания не только на формирование предметных умений и навыков, но и на получение метапредметных и личностных результатов; • учебники могут использоваться во внеурочной деятельности. Контроль и оценка успеваемости по физической культуре (по В.И.Ляху) Педагогический контроль имеет много сторон. Это и тестирование, и наблюдение за деятельностью учащихся, и оценка овладения ими программным материалом. Здесь мы коснёмся только оценки или учёта успеваемости учащихся. Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели успеваемости — это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно- оздоровительной деятельности. Количественные показатели успеваемости — это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т. п.). Эти показатели определяются результатами развития физических качеств. Количественные показатели, с одной стороны, как бы объективизируют и упрощают оценку успеваемости по физической культуре, а с другой стороны, если учитель ограничивается только ими, ведут к односторонности оценки. Вместе с тем количественные критерии необходимы особенно тогда, когда они выступают как одно из слагаемых общей, всесторонней оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, причин тех или иных достижений и недостатков конкретного учащегося. Учитель должен представлять, 11 что точные количественные критерии важны прежде всего в качестве объективного контроля за ходом физического развития, подготовленности и в какой-то мере за состоянием здоровья, а не только как отметка и свидетельство успеваемости. Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитывающую роль только в том случае, если учитель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определённое время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за определённый период. В отличие от других общеобразовательных предметов особенностями оценки успеваемости по физической культуре являются: • необходимость более полного и глубокого учёта не только психических качеств, свойств и состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья учащихся; • более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно- оздоровительной деятельности, способности использовать знания и физические упражнения, изученные в школе, в нестандартных условиях; • наличие объективных количественных слагаемых оценки, которые позволяют более объективно и точно вести контроль за ходом индивидуального физического развития и подготовленности. Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика. Индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать, можно разделить на две большие группы: телесные и психические. Телесные — это особенности физического развития (длина и масса тела), тип телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный и мышечный). Наиболее внимательного и деликатного отношения к себе при выставлении оценок требуют дети дигестивного (с избыточной массой) и астеноидного (слабого) типа телосложения. В ряде случаев следует обращать внимание на особенности строения тела, костно-мышечного аппарата, также влияющих на овладение отдельными разделами программы или на выполнение нормативов. При оценке успеваемости учащихся не меньшее значение имеет также учёт психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысления заданий учителя, подготовки к ответу, выполнения упражнения. Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы или отдельные детали осваиваемых движений. Эмоциональным, легковозбудимым учащимся следует создать спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Нерешительным, с недостаточно развитыми волевыми качествами учащимся необходимо дать время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надёжную страховку и помощь и т. д. При учёте индивидуальных особенностей учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинство учащегося, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала повышению и дальнейшему развитию интереса учащихся к физической культуре. В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развитием физических способностей оценка успеваемости включает в себя следующие виды учёта: предварительный, текущий и итоговый. Предварительный учёт проводится на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы. 12 Данные предварительного учёта следует фиксировать в специальных протоколах или рабочих тетрадях учителя. То же самое, как показывает опыт школ, целесообразно осуществлять самим учащимся в дневниках самоконтроля, паспортах здоровья. Текущий учёт позволяет учителю получить сведения о ходе овладения учащимся программным материалом. Это даёт возможность оценить правильность выбранной методики обучения. В процессе урока текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: усвоение знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В отдельных случаях учитель суммирует все полученные за занятие оценки в один поурочный балл. Текущая оценка на разных этапах обучения двигательному действию имеет свои особенности. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегчённых условиях. На этапе повторения двигательного действия оно выполняется в более сложных, специально созданных условиях. Наконец, на этапе совершенствования — в условиях соревнований, игры или в усложнённых комбинациях. Итоговая оценка выставляется за усвоение темы, раздела, за четверть (в старших классах — за полугодие), учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за усвоение программного материала, темпы прироста физических способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Критерии оценки успеваемости по разделам программы. При оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности. Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы. С целью проверки знаний используются различные методы. Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками: «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; учащиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях; «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений; «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. Учащийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; «2» — двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко. В число методов оценки техники владения двигательными действиями входят методы наблюдения, вызова, упражнения и комбинированный. Подобными методами оценивается и владение способами и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Учащиеся должны самостоятельно 13 организовать места занятий, подобрать средства и инвентарь, применять их в конкретных условиях, контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. Чтобы правильно и точно оценить уровень физической подготовленности учащегося, учителю следует учитывать два показателя. Первый — исходный уровень подготовленности в соответствии с ныне действующей Комплексной программой физического воспитания. Второй — сдвиги ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. При оценке сдвигов в показателях определённых качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития отдельных двигательных способностей, динамику их изменения у детей определённого возраста, исходный уровень. При прогнозировании прироста скоростных способностей, которые являются более консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. При прогнозировании же показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, силовой выносливости темпы прироста могут быть выше. При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведённых аргументов, поскольку в каждом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определённую трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки. Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все её составляющие. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Учащиеся специальной медицинской группы оцениваются по уровню овладения ими раздела «Основы знаний», умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнения доступных для них двигательных действий. IV. Характеристика ФГОС начального общего и основного общего образования по предмету «Физическая культура» Современное обновление содержания образования связано, прежде всего, с принятием федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности, гуманизация образования и всей школьной деятельности. Структура стандарта также претерпела изменения – она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные общеобразовательные стандарты». Важное место в обновлении содержания образования в условиях введения ФГОС второго поколения, и в частности физкультурного образования занимают требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Требования представляют собой систему обязательных правил к уроку физической культуры, основанных на реализации личностно-ориентированных и здоровьеформирующих технологий, обеспечении повышения качества урока за счет рационально организованного учебного процесса, оценки результатов деятельности обучающихся по предмету, включения разнообразных видов двигательной активности, повышающих интерес к занятиям физической культурой. 14 В ходе занятий по физической культуре дети учатся выбирать наиболее эффективные способы достижения результата, сотрудничать и распределять роли для решения учебной задачи, планировать и действовать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Основные предметные результаты на ступени начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»): 1. формирование представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; 2.овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья, показателей развития основных физических качеств. Основные результаты на ступени основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»): 1. понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2. овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, формирование интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения; 3. освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий 4. освоение умений планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; 5. освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; 6. обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; 7. формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой 8. формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; 9. овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; 10. расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Для обеспечения требований к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС второго поколения в общеобразовательных учреждениях необходимо выполнение следующих условий: 1. Администрация образовательного учреждения должна обеспечить наличие необходимого инвентаря и оборудования для прохождения программы по физической культуре. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.05.2012г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений»). 15 2. Обеспечить образовательное учреждение УМК по предмету «Физическая культура» в соответствии с количеством обучающихся. 3.Регулярно проводить испытания спортивного оборудования с составлением соответствующих актов. 4. Оформить к началу учебного года лист здоровья, в классном журнале в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10. 5. Утвердить к началу учебного года учебную документацию учителя физической культуры. 6. Организовать внутришкольный контроль по предмету «Физическая культура». 7. При составлении расписания учитывать гигиенические рекомендации к расписанию уроков на основе требований СанПиН 2.4.2.2821-10. 8. Обеспечить комфортные условия для занятий в спортивном зале на основе требований СанПиН 2.4.2.2821-10 (температурный режим, освещение, санитарное состояние спортивного зала, раздевалок, санитарную обработку спортивного инвентаря и оборудования). 9. Проводить уроки физической культуры целесообразно на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (требования СанПиН 2.4.2.2821-10) 10. Обеспечить не менее 70% моторную плотность занятий физической культурой на основе требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Предмет «Физическая культура» в соответствии с базисным учебным планом начального общего и основного общего образования (ФГОС второго поколения) изучается с 1 по 9 класс из расчета 3 ч в неделю для каждой параллели. Физкультурно-оздоровительные занятия в условиях Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. Уроки физкультуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не допускаются. К урокам физкультуры учащиеся допускаются при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям. Моторная плотность урока – соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах и должна составлять не менее 70%. На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное игровое оборудование и спортивный инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено, иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей. Все учащиеся, посещающие школу, должны посещать занятия по физическому воспитанию. В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. К основной медицинской группе относят учащихся без отклонений и с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при достаточной физической подготовленности. К подготовительной медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии 16 здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии постепенного усвоения двигательных навыков и умений. Учащиеся подготовительной группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных нормативов при наличии заключения врача. К специальной медицинской группе относят учащихся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе реконвалесценты после перенесенных заболеваний и травм. Специальная медицинская группа подразделяется на подгруппы «А» и «Б». Учащиеся группы «А» занимаются по специальной программе физического воспитания. К группе «Б» относят учащихся, которые по состоянию здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой (ЛФК). Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также учащимся после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются. Гигиеническую гимнастику с целью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышения общего тонуса организма учащихся проводят перед уроками в течение 5-7 минут с музыкальным сопровождением в хорошо проветренном классе. Физкультурные минутки на уроках не должны превышать 2-3 минут. Во время перемен целесообразна организация централизованных радиофицированных физкультпауз. Подвижные игры на переменах должны быть несложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся. В организации внеучебной деятельности учащихся физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе и т.д. Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю. На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника; значительные наклоны головы и шеи вперед, назад в стороны; падение на вытянутые вперед или в стороны руки; сотрясение туловища, передающееся через руки; удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др. Опыт увеличения всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов занятий в неделю, по данным Института возрастной физиологии РАО, снижает острую заболеваемость (в 3-4 раза), приводит к увеличению уровней физической подготовленности и физической работоспособности, уменьшению распространенности курения и увеличению функциональных возможностей у школьников разных возрастов. Одним из сегментов повышения двигательной активности школьников рекомендуется качественная организация самостоятельной деятельности школьников через выполнение домашних заданий по физической культуре Цель домашних заданий - способствовать успешному овладению двигательными навыками, развитию двигательных качеств, выполнению требований учебной программы. 17 В педагогической практике применяются два вида домашних заданий - сквозные и тематические. Сквозные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те же, дифференцируется лишь нагрузка при их выполнении. Они направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения. Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки учащихся к освоению отдельных разделов учебной программы и способствуют развитию двигательных качеств, играющих главенствующую роль при прохождении того или иного учебного материала. Задания по физической культуре имеют свою специфику, которая определяется условиями выполнения заданий и их содержанием. Они должны являться логическим продолжением учебной работы. Содержание их состоит из упражнений, направленных: на развитие основных двигательных качеств; на повторение простейших элементов техники движения. Запрещается давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих специальных условий и страховки. Для успешного применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд обязательных условий: - учащиеся должны знать требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которые они должны достичь в своём возрасте; - учащихся необходимо убедить в практической пользе домашних заданий; - заинтересовать учащихся полученными домашними заданиями; - изучать с учащимися на уроке материал домашних заданий; - обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений; - обучить учащихся правильной терминологии и правильно ей пользоваться при записи домашних заданий; - обязательно сообщать учащимся сроки проверки полученных домашних заданий; - фиксировать домашние задания в рабочих программах. При заданиях на дом учителю необходимо: - тщательно ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно- гигиенических условий; - обращать особое внимание на обеспечение ими мер безопасности во время выполнения упражнений, подготовленность места; - учитывать возможность его выполнения в зависимости от местных условий. Сроки домашних заданий могут быть: - долговременными - на 30 дней и более; - средней длительности - на две недели, на определённую серию уроков, в течение которых проходит обучение тому или иному двигательному действию; - кратковременными - на неделю, до следующего урока. Предлагая выполнить задания на развитие физических качеств необходимо учитывать, какое двигательное качество является определяющим при прохождении раздела учебной программы, а также возможность изменения (лабильности) двигательных качеств. Например, в большей степени подвержена изменениям гибкость, меньшей - быстрота, ещё меньше - сила и выносливость. Поэтому задания на дом должны иметь различный срок. Ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потребностью учащихся. Домашние задания по физкультуре могут задаваться только при условии, если учитель систематически уделяет внимание их проверке, наглядно показывает задаваемые 18 упражнения, рекомендует нагрузку. Домашние задания по физкультуре полезны всем школьникам, в том числе и тем, кто занимается в спортивных секциях, потому что они повышают качество выполнения программы физического воспитания по всем видам физической подготовки. Домашние задания по физической культуре следует выполнять в процессе самоподготовки в качестве активного отдыха. Рекомендуется использование проектно-исследовательской деятельности в рамках самостоятельной, домашней работы. В домашние задания можно включать: упражнения для совершенствования техники движений, закрепления и совершенствования отдельных двигательных навыков и умений, для улучшения осанки и опорно-двигательного аппарата,, развития необходимых физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др.). В качестве домашних заданий, например, можно использовать различные силовые упражнения, выполняемые в положении упора лежа для мышц рук и лежа — для мышц туловища и брюшного пресса; различные виды приседаний (на полной стопе, носках и т.д.); упражнения на равновесие («ласточка» и др.); различные силовые упражнения с резиновым бинтом, эспандером, гантелями и использованием тренажерных устройств; прыжки через скакалку на одной и обеих ногах; упражнения на узкой опоре (на равновесие), оздоровительный бег, функциональные пробы по изучению организма. Вводить домашние задания в учебный процесс нужно постепенно. Вначале учащимся предлагают подготовить простейший комплекс утренней зарядки, физкультурной паузы, выучить упражнения со скакалкой или другим предметом, систематически проделывать ряд упражнений для развития силы мышц верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и т.п. Имеет смысл введение в домашнее задание рекомендаций по недельному двигательному режиму. Нецелесообразно давать какие-либо обширные устные или сложные письменные задания по физической культуре на дом, учитывая, что учащиеся достаточно загружены подобными заданиями по другим предметам. Вместе с тем школьники всегда должны иметь возможность получить дополнительную консультацию учителя по выполнению домашних заданий. Этому способствуют уголки физической культуры, в которых могут размещаться фотомонтажи; списки рекомендуемой литературы по вопросам физического воспитания, имеющейся в кабинете физкультуры или библиотеке; выполнения отдельных упражнений; информация о методиках проведения занятий, их дозировке; необходимой спортивной экипировке и т.д. Важно также, чтобы учитель наглядно показывал задаваемые упражнения, уточнял строгую нагрузку, соответствующую состояние здоровья,



2016-09-16 378 Обсуждений (0)
Среднее (полное) общее образование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Среднее (полное) общее образование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)