Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вузовская лекция. Предназначение и цели лекции



2016-09-16 1217 Обсуждений (0)
Вузовская лекция. Предназначение и цели лекции 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского «Lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей, равно как и его знаменитые последователи М.В.Остроградский, В.О.Ключевской, Т.Н. Грановский. Их лекции были столь блестящи, что отодвинули на второй план учебник.

Основная цель лекции:формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Задачи:

- формирование новых знаний и закрепление предыдущего материала;

- расширение кругозора по изучаемому предмету;

- актуализация опорных знаний и жизненного опыта;

- мотивация к учению и пробуждение интереса к предмету;

- формирование у студентов способностей учиться.

 

Аргументы «за» Аргументы «против»
*Лекция – это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие (расстановка акцентов, рассуждение, объяснение). Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. *Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний за счет сконцентрированной подачи материала, построенного на основе переработки множества учебников, монографий, статей, практического опыта и других источников; *Лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана; *Лекция мотивирует студентов к самостоятельному познанию, расширению своих знаний по предмету; *В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой: - при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция основной источник информации; - новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели; - отдельные темы учебной дисциплины особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором; - по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения; - лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.   *Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше; *Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям; *Лекции нужны лишь тогда, когда мало учебников; *Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора; *Слабая обратная связь со студентами в виду монологичности лекции.  

 

Требования к лекции

· Нравственная глубина содержания лекции и нравственная позиция преподавателя;

· Научность и информативность (современный научный уровень);

· Доказательность и аргументированность;

· Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

· Эмоциональность формы изложения;

· Активизация мышления студентов;

· Постановка проблемных вопросов для размышления;

· Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

· Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

· Доступный и ясный язык;

· Разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

· Использование по возможности и необходимости (целесообразности) аудиовизуальных дидактических материалов, презентаций, а также наглядности (раздаточный материал, записи или схемы на доске или флипчарте, плакаты).

Типы лекций

1. Вводная лекция- знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых и их вклад). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Теоретический материал целесообразно связать с практикой работы специалиста. Предполагается рассказ об общей методике работы студента над курсом, сообщаются требования к экзамену, дается обзор научной и учебной литературы по учебной дисциплине.

2. Обзорно-повторительная лекция -читается в конце раздела, курса. Отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

3. Обзорная лекция– Цель ее – систематизация знаний на более высоком уровне. Материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Рассматриваются также наиболее трудные вопросы экзаменационных билетов.

4. Классическая лекция- читается в высоком темпе (с листа). Студенты записывают основное (что успеют). Содержание лекций высоко научно, составлено из переработки множества источников (особенно монографий и статей). Емкий обзор литературы, изобилие фамилий, сравнительный анализ концепций, подходов, положений – все это характеризует классическую лекцию. Лекция по каждому блоку информации должна иметь проблемные вопросы. Предполагаются, что студенты или слушатели в период самостоятельной работы должны дополнить, расширить конспект лекции, ответить на вопросы, восполнить то, что успели записать.

5. Лекция-объяснение –Это лекция информационного типа, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию. Она предполагаетчтение лекции в умеренном темпе, задиктовку основных позиций (понятий, сущности феномена, его функций, структуры, факторов, особенностей и др.), разъяснение основных положений, четкую (однозначную) терминологию. Ответы на вопросы студентов по всему ходу лекций. Материал строится в основном на учебниках, дополнен монографиями и статьями).

6. Проблемная лекция.В отличие от информационной лекции, на проблемной новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Создав проблемную ситуацию, преподаватель побуждает студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Теоретический материал дается в виде проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые надо обнаружить и разрешить. Процесс познания при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

7. Интерактивная лекция – предполагает постоянный диалог со студентами, постановку проблем, просьбу проиллюстрировать материал примерами, высказать собственное мнение, выдвинуть гипотезу, сделать вывод. Такая лекция чаще всего является проблемной по характеру. Как правило, на таких лекциях студенты очень хорошо запоминают материал.

8. Лекция – дискуссия– это комбинированный вариант проблемной и интерактивной лекций. Предполагает активное включение студентов в обсуждение материала и побуждение их к высказыванию альтернативных мнений. На основе противоречия мнений «рождается истина». Преподаватель подводит студентов к верному выводу.

9. Лекция-визуализация– возникла как результат поиска возможностей реализации принципа наглядности. Способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала. Она представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Это лекции с использованием ТСО (видео-; мультимедиа -; компьютерной техники и т.п.). Частным случаем являетсякино-лекция.Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО.

Варианты проведения различны:

а) теория, а потом демонстрация визуальных средств;

б) кино-демонстрация, а потом поясняющая, обобщающая информация или постановка проблемных вопросов;

в) чередование теории и демонстрации;

г) демонстрация с одновременным комментированием.

Особым случаем лекции-визуализации является не демонстрация наглядного материала, а пробуждение у студентов ярких эмоционально окрашенных зрительных (а также аудиальных, тактильных и др.) образов, иллюстрирующих устную информацию.

Материалы на лекции-визуализации должны:

- обеспечить систематизацию имеющихся знаний (особенно схемы, модели и др.);

- усвоение новой информации;

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

- демонстрировать разные способы визуаизации;

- подкреплять примерами теорию.

Формы наглядности могут быть:

- натуральными (реальные люди, техника, приборы и др.),

- символическими (схемы, модели, логотипы, алгоритмы),

- изобразительными (плакаты, экранные средства, фото, рисунки).

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, четкое планирование времени, разнообразие визуальных средств.

10. Лекция вдвоем –эта разновидность лекции-диспута является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами (возможно представителями различных научных школ). Лекция вдвоем может рассматриваться и в варианте ассистирования одного из студентов преподавателю.

Важно, чтобы:

- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

- втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Достоинства такой лекции:

· актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога преподавателей (ученых);

· создается проблемная ситуация, развертывается система доказательств;

· наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, вырабатывать свой взгляд;

· вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений.

Требования к данному типу лекции:

- у преподавателей должна быть психологическая совместимость;

- развитые коммуникативные умения и толерантность;

- они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

11. Лекция - пресс-конференция.Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся.

Такую лекцию можно проводить:

· в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы, установки, возможности;

· в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

· в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

12. Интроспективная лекция – вариант обзорной или обзорно-повторительной лекции. Но материал рассматривается в обратной исторической хронологии исследования проблемы.

13. Лекция с заранее запланированными ошибками.

Предполагается, что такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию. Она призвана:

1) активизировать внимание студентов;

2) развивать их мыслительную деятельность;

3) формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и др.

Дается в том случае, если материал студентам отчасти знаком. Перед студентами ставится задача по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях. В конце лекции их назвать и обосновать. На таких лекциях студенты могут запомнить ошибочную информацию. Поэтому к проведению таких лекций надо относиться очень осторожно. Мы не являемся сторонниками такого типа лекций.

План-конспект лекции

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Поэтому студенты должны конспектировать материал лекции. Задача преподавателя – дать студентам возможность осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать.

Поэтому план-конспект лекции преподавателя при всем его творческом своеобразии, должен отвечать ряду дидактических требований.

Требования к плану-конспекту лекции:

Должен быть легко читаемым;

Логично построенный план;

Иметь четкий понятийный аппарат (выделить в тексте);

Содержать лаконичный обзор литературы, взглядов, концепций;

Второстепенные сведения должны быть исключены или вынесены на отдельные листы, равно как и примеры;

Целесообразно построить план схематично (на 5- 7 страниц);

Отдельные блоки, понятия, функции и др. должны быть выделены в тексте (цветом, размером или расположением);

Запас информации должен быть, как минимум, двоекратным;

Содержать проблемные вопросы;

Хорошо спланирован по времени.

Предполагать использование различных методов и приемов передачи знаний студентам.

Структура плана-конспекта

Тема и цель лекции;

Тип лекции;

Время (2 или 4 учебных часа);

План лекции (2-4 пункта);

Список рекомендуемой основной литературы 3 - 7 источников;

Конспект (содержание) материала по разделам;

Проблемные вопросы и комментарий к ним;

Выводы.

Содержательная структура плана-конспекта:

Введение (актуальность) – два-три абзаца;

Обзор литературы по теме, анализ концепций, подходов;

Рассмотрение сущности феномена (обязательно с понятийным аппаратом);

Функции, структура, факторы, условия, особенности, механизмы действия и др.

Отдельно на полях лекции дать методические указания: указать методы и методические приемы изложения материала, используемую наглядность, примеры и то, что надо дать студентам под запись и др.



2016-09-16 1217 Обсуждений (0)
Вузовская лекция. Предназначение и цели лекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вузовская лекция. Предназначение и цели лекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)