Основные термины и понятия. • Предложение
• Предложение • Закон предложения • График предложения • Величина предложения • Неценовые факторы предложения • Изменения в предложении • Эластичность предложения
РЫНОК И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ
В главах 6 и 7 мы дали характеристики двум главным действующим лицам в экономике — производителю и потребителю. В них объяснялись возможности, интересы и закономерности поведения участников обмена — каждого в отдельности. Теперь сведем их вместе и покажем, как они взаимодействуют, с помощью какого механизма им удается достигать взаимного согласия и, в конце концов, совершать обмен. Роль такого координационного механизма выполняет рынок. Поэтому в этой главе мы намерены объяснить, как осуществляется рыночная координация, каков механизм достижения равновесия между спросом и предложением, какую роль выполняет цена, какие условия необходимы для нормального функционирования рынка, а также решить ряд других вопросов. В этой главе объясняется суть рыночного саморегулирования и его основные функции. Уяснение этих вопросов открывает возможности и для лучшего понимания логики и задач рыночной трансформации экономики.
8.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНКА Сущность рынка
Понятие "рынок" используется в разных значениях. Так, практически в каждом населенном пункте есть место, которое называют рынком: жителям известно, что там происходят регулярные встречи продавцов и покупателей. Экономисты, однако, в термин "рынок" вкладывают несколько иное содержание, не акцентируют внимание на географических координатах обмена. Рынок — прежде всего категория обмена, его характеристика. Но этого еще мало для определения сущности рынка. Ведь обмен происходит и в централизованно-плановой экономике, но его содержание, формы, характер, порядок существенно отличаются. В централизованно-плановой экономике основные параметры обмена регламентируются государством. Такую связь рыночной никак не назовешь. 118 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
Рыночная связь, устанавливаемая между продавцом и покупателем, имеет ряд отличительных черт: ■ равноправное положение участников. Это означает, что ни продавец, ни покупатель не должны обладать возможностями внеэкономического принуждения контрагента к вступлению в отношения обмена. Конечно, сделка может принести кому большую, а кому и меньшую выгоду или даже убытки, но вступление в нее носит добровольный, свободный характер; ■ применение принципа экономической выгоды в качестве основного критерия целесообразности вступления в рыночную связь. Можно выделить три основных правила, которыми руководствуются участники обмена: 1) обмен должен приносить выгоду; 2) каждый стремится совершить сделку с возможно большей выгодой для себя; 3) лучше совершить сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от нее; ■ полная экономическая ответственность участников за свои действия. Если свобода — это одна сторона рыночного положения субъекта, то полная самоответственность — другая. Когда экономический субъект выбирает контрагента отношений без принуждения, по собственной воле, то, естественно, сам должен нести ответственность за правильность своего выбора, за всю совокупность своих действий;
Сферу обмена можно представить как движение двух встречных потоков: товаров и денег. В качестве товаров могут выступать как конечные продукты и услуги, так и ресурсы. Поэтому рынок регулирует движение конечных товаров и услуг, потребителями которых выступают домохозяйства, а производителями — предприятия, и товаров-ресурсов — труда, капитала, земли, предпринимательских способностей, которые поставляют на рынок домохозяйства, а покупают предприятия. Наглядно это можно представить схемой кругооборота товаров и денег (рис. 8.1).
Функции рынка
Уже при рассмотрении кругооборота товаров и денег можно обнаружить те функции, которые свойственны рынку: 1. Доведение конечных товаров до потребителей. Поскольку современное производство основано на разделение труда, то абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для "чужого" потребления. Именно рынок служит тем мостом, через который продукт поступает от производителя к его потребителю. 2. Обеспечение производства ресурсами. Домохозяйства, будучи собственниками (индивидуальными или объединенными) большинства трудовых ресурсов, капитала, земли и предпринимательских способностей, реализуют свое право на рынке, что приносит им соответствующие доходы. Предприятия, приобретая ресурсы, несут издержки. 3. Установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям. Поскольку производитель работает, как правило, не на заказ, а ориентируется на свои собственные.представления о том, что необходимо производить и сколько, он всегда рискует. Только после того, как товар приобретен покупателем и продавец полностью компенсировал свои издержки, он может с уверенностью сказать: "Мой выбор был правильным". Если в предположениях допущена ошибка, рынок или не принимает такое количество товара или не возмещает производителю всех затрат. Поэтому положение товаропроизводителя в обществе во многом определяется положением его товара на рынке. 120 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
5. Согласование интересов продавца и покупателя, координация их действий. Через эту функцию осуществляются все остальные. Поэтому посвятим ей весь следующий параграф.
8.2
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |