Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КООРДИНАЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



2016-09-16 610 Обсуждений (0)
КООРДИНАЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Рыночное равновесие

 

В главах 6 и 7 мы выяснили, что покупатели готовы приобрести, а продавцы готовы продать самые различные товары. Все зависит от их цен. Каким же образом находится именно то количество товара, которое сделает спрос и предложение сбалансированным?

Для поиска ответа на этот вопрос сведем в одну таблицу приведенные ранее условные данные о спросе и предложении молока на городских рынках (табл. 8.1) и проанализируем, как будет складываться соотношение спроса и предложения при различных вариантах цен за 1 л.

 

Таблица 8.1. Рыночный спрос и рыночное предложение молока на городских рынках  
Цена 1 л молока. ДЕ Рыночный спрос на молоко, тыс. л Рыночное предложение молока, тыс. л

 

Начнем свой анализ с самой высокой цены за 1 л — 100 ДЕ. Если на рынке действительно сложится такая цена, то она создаст условия заинтересованности молокозаводов предложить к продаже 220 тыс. л. Но по такой цене покупатели согласны приобрести лишь 80 тыс. л.


Глава 8. Рынок и механизм достижения равновесия 121

 

Это создает избыточное предложение в 140 тыс. л. Перед производителями возникает угроза нереализации значительной части своего продукта. Конкурентная борьба между ними вынуждает снижать цены. Следовательно, избыточное предложение порождает уменьшение цены.

Снижение цены за 1 л до 75 ДЕ несколько улучшает рыночную ситуацию, но не приводит к равновесию спроса и предложения. Такая цена делает невыгодным производить прежние объемы молока, полная компенсация затрат возможна при величине предложения 200 тыс. л. Одновременно, при такой цене, желания и возможности покупателей, выраженные в спросе, возрастут до 110 тыс. л. Избыток предложения сократится до 90 тыс. л, но все еще будет значительным. Это подталкивает к новому снижению цен.

Возможно, стремясь продать товар, продавцы согласятся сразу на очень низкую цену — 25 ДЕ за 1 л. Но тогда возникнет противоположная ситуация. Производители могут предложить лишь 60 тыс. л, тогда как покупатели готовы приобрести 200 тыс. л. Возникнет положение, известное под названием дефицит товаров. Тогда на первый план выдвигается конкуренция между покупателями. Некоторые из них соглашаются заплатить больше, лишь бы получить нужное количество молока. Избыточный спрос на товар ведет к росту цен за его единицу.

Колебания цен в конечном счете приводят к установлению такой цены, при которой спрос и предложение совпадают. Для нашего примера такая цена 50 ДЕ за 1 л молока. По этой цене производители в состоянии произвести и поставить на рынок 150 тыс. л. Ровно столько же хотели бы и в состоянии купить покупатели. Цену единицы продукции, при которой совпадают спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно, количество товара, уравновешивающее спрос и предложение, называют равновесным количеством.

Равновесная цена — это единственная цена из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос. Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена (продавцы или покупатели) будут стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по такой цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же все продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут свои товары.

Аналогичные выводы мы получим и при графическом изображении. Цена равновесия и равновесный объем — это координаты точки пересечения кривых спроса и предложения (рис. 8.2).


122 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

 

Учитывая характер кривых, такая точка может быть лишь одна. Эго подтверждает вывод о существовании единственного устойчивого положения на рынке и стремлении к такому состоянию в случае отклонения цены от равновесной.

Проекция отрезка ВС на ось Q дает избыточное предложение при цене 75 ДЕ за 1 л, а отрезка MN — избыточный спрос при цене 25 ДЕ за 1 л.

Конкурентная борьба, изменяя цены, будет способствовать достижению рыночного равновесия.

 



2016-09-16 610 Обсуждений (0)
КООРДИНАЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КООРДИНАЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)