ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ, ПОЛЕЗНЫЕ ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГОВОИ ГРУППЫ
В данной части представлены знания и техники, которые могут быть полезны начинающему свою практику тренеру. Именно ведущий, его личность в совокупности с профессиональными знаниями и опытом является средством изменения участников тренинга. Содержание данной части ориентировано в первую очередь на личность читателя и несет в себе определенный потенциал изменений. Вы можете отнестись к ней как к исследованию новой территории, территории понимания автором описанного ниже содержания. Надеюсь, оно и вам окажется полезным.
Глава 6 МИР И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ «Однажды пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы донести до жителей свое учение. Один из встречавших пророка сторонников обратился к нему с такими словами: "Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы как ослы и не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих людей". Пророк выслушал его и ответил благосклонно: "Ты прав!" Вскоре другой член общины с сияющим от радости лицом подошел к пророку: "Господин! Ты в благословенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и открыть сердца твоему слову". Мухаммед благосклонно улыбнулся и опять сказал: "Ты прав!" "О господин, — обратился тогда к Мухаммеду его спутник, — одному ты говоришь, что он прав. Другому, который утверждает обратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же черное быть белым". Мухаммед ответил: "Ни один из них не сказал мне ничего ложного, а всего лишь неполную правду. Каждый видит мир таким, каким он хочет его видеть. Зачем мне им возражать"»*. ТЕРРИТОРИИ И ИХ КАРТЫ Объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Джордж Келли Каждый человек уникален, имеет свои ценности, убеждения и представления. Каждый человек по-своему воспринимает и осмысливает окружающий мир. То, что для одного человека кажется хо- ' История описана в книге Пезешкиана Н. Торговец и попугай. — СПб.: Единение, 1995.
рошим, возможно, для другого таким не является. Можно сказать, что люди во многом отличаются именно тем, как они осмысливают и интерпретируют окружающий мир и собственный опыт. Если два человека похожи, то это скорее не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, а потому, что события имеют для них приблизительно одинаковое психологическое значение. С чем это связано? Хорошим примером того, как человек осмысливает окружающий мир, является составление географических карт. Мы живем в огромном мире, и для того, чтобы лучше в нем ориентироваться, люди научились создавать его карты. Есть карты стран, городов, автомобильных дорог и множество других. При этом все они имеют избирательный характер. На картах помечается только самое важное и необходимое в соответствии с тем, для чего они составлены. Этим определяется точность, достоверность и полезность различных карт. Бесполезно пользоваться картой автомобильных дорог Франции, если вы находитесь в России. Но даже если вы будете идти по местности, руководствуясь правильно выбранной, но старой картой, то вы можете не найти необходимого вам объекта, так как, возможно, он уже не существует. Или вы рискуете столкнуться с чем-то, чего нет на вашей карте, потому что это нечто появилось после того, как она была составлена. Внутренний мир человека так же огромен, как и внешний мир. Социальную жизнь человека наполняет множество объектов, людей, вещей и событий, с которыми он сталкивался. И для того чтобы хоть как-то в нем ориентироваться, каждый человек создает свои «Карты» этого мира. Человек вынужден упрощать этот мир для того, чтобы его осмыслить. Начиная с первых дней жизни, осваивая окружающий мир и сталкиваясь с различными ситуациями, человек отмечает их на своих «Картах мира». У него появляются Карты семейных взаимоотношений, Карты общения со сверстниками и др. Они включают описание различных ситуаций, с которыми он сталкивался, и описание «тропинок» выхода из них. Тем самым формируется его собственное представление о мире, его «Модель мира», в которой он и живет [30]. Таким образом, можно сказать, что Территория — это реальный мир вокруг нас, а Карта (или Модель мира) — это представления человека об этом мире. Но никакая Карта не может всесторонне
отразить Территорию, да и предназначение у нее другое. Какого рода Карты человек имеет, зависит от того, что он замечает и куда идет. В течение жизни каждый человек обращает внимание только на те аспекты мира, которые его интересуют, и игнорирует другие. Соответственно, и в личных Картах-представлениях различных людей отображено только то, на что они обратили когда-то свое внимание. Нет одинаковых Карт, как нет одинаковых людей. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в представлениях различных людей о мире много схожих элементов. При этом главным остается то, что человек может проживать только свое субъективное отражение «реального мира», только личную Карту этого мира, а не сам мир. Можно даже сказать, что каждый человек живет в отдельном мире — мире собственных представлений. Единственная «реальность», известная любому человеку, это только его субъективная, личная реальность. Различные факты и события, как и весь человеческий опыт, для каждого человека существуют только в его сознании. При этом реальный окружающий мир гораздо более изменчив, чем наши представления о нем, и гораздо богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно него. И причины всех своих успехов и неудач нам следует искать во внутреннем мире. Внешний мир только реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем. Не имеет большого смысла оценивать Карты различных людей как хорошие или плохие. Важно понять, насколько эффективно они позволяют человеку понимать мир, реагировать и выживать в нем. В этом их предназначение. Все человеческое поведение, независимо от того, насколько причудливым оно может показаться, становится осмысленным, когда вы понимаете порождающую это поведение Модель мира данного человека. И если посмотреть вокруг, почитать газету, посмотреть телевизор, то легко обнаружить, что нет недостатка в обедненных Моделях мира. Выбор существует в мире, но, к сожалению, он часто отсутствует в Модели мира отдельных людей. При этом проблемы у человека начинают появляться именно тогда, когда он забывает, что его представления о мире — это не более чем его Карта этого Мира, а не сам мир. Но именно в том, что
мы можем проживать только свою «Карту», есть одно, но значительное преимущество. Оно заключается в том, что если человека что-либо не устраивает в жизни, если он хочет произвести какие-либо изменения, то ему не надо менять окружающий мир, а достаточно для начала изменить свое представление о нем и о себе. Работая в группе, ведущему следует помнить о том, что нет одинаковых представлений о мире, как нет одинаковых людей. И Ваша Модель мира не является универсально-истинной. Вы, конечно, можете свято верить, что Объективная Реальность — это именно то, как вы воспринимаете мир, но в любом случае Реальность другого человека — это нечто, происходящее именно в его голове, независимо от того, согласны вы с этим или нет. И если вы хотите помочь другому человеку, то для начала вам необходимо понять, как именно он воспринимает мир. Будьте гибким. Встречайте каждого участника в его Модели мира, и вам удастся избежать его отрицательного отношения и сопротивления в работе. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА Большинство людей действительно считают, что они видят именно то, на что смотрят, и видят это нечто именно таким, каким оно является. Это убеждение часто порождает множество недоразумений и проблем. Если изучить движение глаза при рассматривании незнакомого объекта, то можно заметить, что глаз человека при этом движется не спонтанно и хаотически. Работу глаза можно сравнить с движением узкого луча прожектора или ощупыванием предмета слепым. Первоначально внимание привлекается к тем деталям, которые так или иначе узнаются, которые имеют в Модели мира данного человека какое-то соответствие. И только потом человек рассматривает все остальное, если оно его еще ин-
тересует. Предложите различным людям с завязанными глазами на ощупь и за минимальное время определить, какой предмет находится перед ними. Если вы выберете сложный предмет, то, возможно, вы удивитесь тому, на что он может быть похож для этих людей. Неудивительно, что при рассматривании картин с неопределенным содержанием различные люди видят разное. Известная история произошла в Соединенных Штатах в октябре 1938 года. Театральный актер и режиссер Орсон Уэллс сделал радиопостановку в форме сенсационных новостей о вторжении марсиан, покоряющих Землю. Таким образом, он всего лишь хотел перенести действие романа «Война Миров» своего однофамильца в современность. Несмотря на многочисленные предупреждения о том, что это всего лишь спектакль, в различные службы стали раздаваться звонки очевидцев (!), наблюдающих НЛО и марсиан. Страну охватила паника. Десятки тысяч людей поверили в реальность события и видели то, чего НЕ БЫЛО. Способность достраивать образ по отрывочным элементам — это фундаментальная способность восприятия человека. Но, к сожалению, человек часто склонен видеть то, чего нет на самом деле. Не думайте, что смысл вашего сообщения группе однозначно определяется теми словами, которые вы произносите. Другие люди все равно будут достраивать свой смысл к тому, что вы им сказали. И если вас не поняли, то не стоит упрекать в этом других. Попробуйте понять, как нужно было сказать иначе, и скажите по-другому. КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ Как известно, человек воспринимает информацию посредством пяти органов чувств. У кого-то, возможно, их шесть и более! Но наука выделяет только пять, а именно: зрение, слух, обоняние (запахи), вкусовые ощущения и кинестетические ощущения, включающие в себя: а) тактильные ощущения (осязание, кожная чувствительность);
б) внутренние ощущения (мышечные, ощущения в желудке, тепло и т. п.). Для удобства в практике обоняние, вкусовые и кинестетические ощущения объединяют в один сенсорный канал — кинестетический. Таким образом, можно сказать, что человек получает информацию через три сенсорных канала, которые представляют соответствующие репрезентативные системы (системы представления информации): □ визуальную — все то, что мы видим; □ аудиальную — все то, что мы слышим; □ кинестетическую — все то, что мы чувствуем (включая запахи, вкус, тактильные и внутренние ощущения). Однако в реальной жизни человек часто предпочитает какую-то из этих систем. Одному человеку для того, чтобы лучше понять и запомнить информацию, ее необходимо услышать.Другому легче запомнить то, что он видит.Если это текст, то ему лучше один раз прочитать, чем три раза услышать. А третий человек предпочитает чувствовать. Если он что-то видит, то ему обязательно необходимо потрогать! Для него «не потрогал и не прочувствовал» — это все равно, что не видел и не слышал. Существует еще один тип людей. Этим людям для того, чтобы запомнить, необходимо логически выстроить информацию. Даже визуально они лучше воспринимают материал в виде схем, таблиц и т. п. Таким образом, большую часть людей по их предпочтениям восприятия информации можно разделить на аудиалов, визуалов, ки-нестетиков. Это не означает, что если человек «типичный» визуал, то он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть ему больше нравится. Аудиалу больше нравится слушать. Кинестетику больше нравится чувствовать. При этом если человек любит слушать музыку, это не обязательно должно означать, что у него главная система представления — аудиальная. Человек может слушать музыку ради тех чувств, которые возникают при этом. Предпочтение человеком одной репрезентативной системы остальным накладывает на него вполне определенный отпечаток, который можно заметить по тем или иным внешним проявлениям.
Для визуалов важно, чтобы было красиво. Как правило, они очень большое внимание уделяют своей внешности, даже в ущерб удобствам. Для кинестетиков важно, чтобы было вкусно и удобно. Типичному кинестетику более важно, чтобы одежда было удобной. Красота на втором плане. Нередко кинестетики имеют излишний вес. Аудиалам нравится говорить (и слушать в том числе свой голос). Очень часто типичный аудиал имеет хорошо поставленный голос. Они могут говорить часами, даже ни о чем. А теперь главное: каждый человек имеет свой активный базовый словарь слов и понятий, которым он пользуется при общении и понимании мира. И если человек в большей степени предпочитает воспринимать мир через определенный канал восприятия, то, как правило, и в разговоре он чаще употребляет соответствующие слова-предикаты. Например, человек, предпочитающий воспринимать мир через визуальный канал, в разговоре чаще употребляет слова-предикаты, относящиеся к визуальной системе представлений, такие как «яркий», «представьте», «посмотрите на это шире» и т. п. Если вы хотите облегчить понимание вас, послушайте, какие слова чаше употребляет человек, и используйте их. Употребляйте предикаты, относящиеся к той же репрезентативной системе. Предлагайте визуалу — посмотреть, аудиалу — послушать. Обратите внимание кинестетика на то, что он чувствует или мог бы почувствовать. 6.4. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ (Особенности формирования Модели мира) Можно метафорично сказать, что всю информацию, как внешнюю, так и внутреннюю, человек пропускает через своеобразные «фильтры», изменяющие ее содержание. Рассмотрим некоторые из них. Физиологический фильтр. Человек воспринимает окружающий мир посредством органов чувств. Мы видим, слышим и чувствуем. Но при этом мы ограничены чувствительностью наших органов чувств, как ограничен диктофон чувствительностью своего мик-
рофона или видеокамера чувствительностью своего объектива. Мы не можем слышать инфразвук и ультразвук, видеть свет, находящийся в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне. Хотя это тоже элементы реальности, которые в той или иной степени могут различать иные живые существа. Ограниченность чувствительности органов чувств можно условно назвать физиологическим фильтром, исключающим часть информации. Возможно, что нам не очень-то и нужно то, что мы не можем увидеть или услышать. Но тогда следует забыть и про абсолютную уверенность в том, что наше восприятие мира объективно. Мы все всегда что-то не видим, а что-то не слышим. Фильтр-исключение. Но самое интересное человек проделывает именно с той частью информации, которую он может воспринимать. Восприятие человека нельзя сравнить с видеокамерой, записывающей все, что попадает в ее объектив. Мы воспринимает окружающий мир избирательно, исключая не интересующую нас в данный момент информацию. Например, находясь среди множества разговаривающих людей, мы можем выделять и слушать только нужный нам голос. При этом, выбирая что-то одно, мы вынуждены отказаться (исключить) что-то другое. В этом особенность любого выбора. Из бесконечного объема информации человек более склонен замечать то, что подтверждает его предварительные представления, и часто не обращает внимания на факты, которые ставят эти представления под сомнение (или искажает эти факты). Способность исключать ненужную часть информации облегчает восприятие и позволяет справляться с трудностями, но, к сожалению, она нередко и ограничивает его. Например, если человек считает, что с ним поступили несправедливо, но при этом исключает собственное поведение, вызывающее такую реакцию окружающих, то этим он ограничивает свои возможности для понимания данной ситуации, а соответственно и возможность ее изменения. Точно так же и ведущий группы, который исключает в своем восприятии откровенную скуку на лицах участников, как реакцию на его работу, ограничивает как свой опыт и свои возможности для развития, так и возможности для развития участников тренинга. Фильтр-искажение. Человек способен не только исключать ненужную часть информацию, но и искажать оставшуюся (изменять, упрощать, подстраивать и т. п.). Искажению может подвергаться
как восприятие внешней информации, так и восприятие собственного опыта. Без данной способности мы не могли бы вспоминать прошлое, мечтать и планировать будущее. Любая картина является примером искажения действительности. Более ярким примером искажения действительности может являться способность проживаниясоответствующих чувств при рассматривании фотографий прошлого. Но нередко человек воспринимает как реальность свои мысли, фантазии и предположения. В этой способности реализуются многие его психологические защиты. Как было сказано выше, из бесконечного объема информации человек более склонен выбирать то, что подтверждает его предварительные представления. И даже если информация не совсем соответствует ожидаемой, то человек нередко все же воспринимает ее как ожидаемую, соответственно (неосознанно!) подстраивая и искажая ее. И наконец — обобщение. Это очень хорошая способность человека, позволяющая соотносить различные события, людей, ситуации и способы действия. Но в некоторых случаях она также может ограничивать его. Обобщать можно по-разному. Пример обобщения. Ребенок замечает, как взрослый поворачивает дверную ручку, прежде чем открыть дверь. Затем ребенок сам учится поворачивать данную ручку, чтобы открыть дверь. Затем он обобщает этот опыт, учится узнавать различные ручки и открывать другие двери. Возможность человека обобщать свой опыт позволяет один раз научиться открывать дверь, и этого будет достаточно, чтобы он мог в различных ситуациях воспроизводить это действие. Или другой пример обобщения. Предположим, ребенок заходит на кухню, притрагивается к горячей плите и обжигается. Ребенок может сделать различные обобщения, в том числе: □ никогда не следует прикасаться к горячей плите; □ никогда не следует прикасаться к кухонным плитам вообще; □ никогда не следует заходить на кухню; □ наконец — никогда не следует заходить в комнаты, в кото
В зависимости от того, какое именно обобщение сделает данный ребенок, он может в той или иной степени ограничить свой будущий опыт и свои возможности, по крайней мере до тех пор, пока он не изменит сложившееся убеждение. Описанные выше фильтры каждый человек использует как по отдельности, так и в совокупности. Как для того, чтобы справляться с трудностями, так и для того, чтобы ограничить себя. Можно представить, что человек смотрит на мир через маленькое окошко, ограниченное физиологическими возможностями восприятия. И эту малую часть он воспринимает как действительность, не забывая при этом что-то исключить, оставшееся — исказить и с чем-то обобщить, приписав соответствующие свойства. Конечно же, каждый делает это по-своему. Перефразируя слова Дж. Бьюдженталя', можно сказать, что каждый человек является архитектором собственной действительности. Он постоянно переделывает реальность, более или менее приспосабливая ее к своим нуждам. В результате вышесказанного можно сделать, по крайней мере, два вывода: □ нет одинаковых представлений о мире, как нет одинаковых людей; □ каждый человек в каждый момент времени делает выбор только в пределах тех альтернатив, которые он сам выстроил для себя в течение жизни. При этом человек всегда делает наилучший выбор, но только из имеющихся у него вариантов в данный момент. Понятия «Модель мира», «Карты и Территории» рас- сматриваются во многих тренингах, так или иначе рабо- тающих с личностью участников и их представлениями. Важно дать человеку понимание того, что мир, в кото-ром он живет, — это не более чем отражение реального мира в его представлениях. Реальный мир гораздо шире и богаче. Да и сам человек — это в первую очередь то, как он себя воспринимает. Он, и только он, может изме-нять созданное им самовосприятие.
. 1 Бьюдженталь Д. Наука быть живым. — М.: Независимая фирма «Класс», 199S.
Глава 7 РАППОРТ И ПОДСТРОЙКА Под раппортом обычно понимается отношение, построенное на взаимном доверии и признании. Можно сказать, что раппорт представляет собой общение с другим человеком на основе его собственной Модели мира и включает в себя личную заинтересованность и «сопереживание». Способность формировать раппорт как с группой в целом, так и с ее отдельными участниками является необходимым навыком ведущего. Каждый человек уникален. Мы по-разному воспринимаем окружающий мир, оцениваем свое поведение и поведение окружающих людей. И для того чтобы установить раппорт с другим человеком, необходимо признать его взгляд на мир, подстроиться к его Модели мира. Признание взгляда на мир другого человека вовсе не означает безоговорочное согласие с его ценностями и убеждениями, оно лишь показывает ваше согласие с возможностью существованием иной Модели мира и уважение ценностей и убеждений данного человека. Если внимательно посмотреть вокруг, то легко заметить людей, находящихся в состоянии раппорта. Они сидят или стоят в схожих позах, как бы отражая друг друга. Если один из них меняет позу, то и другой как-то «пересаживается», следуя за ним. Через некоторое время их позы снова синхронизируются, и каждый из них снова может видеть в другом подобие себя (как собственное зеркальное отражение). Если вы сможете услышать, что и как они говорят, то вы заметите, что и в речи они как бы подражают друг другу. Скорее всего, они разговаривают, придерживаясь примерно одинаковой громкости, у них будет схожий темп речи. Если в некоторые моменты один из них перейдет на шепот, то и другой, скорее всего, ответит тихо.
Всем своим поведением они сообщают друг другу: «я такой же, как ты», «я понимаю тебя». Люди, продолжительное время находящиеся в состоянии раппорта, заимствуют из Моделей мира друг у друга схожие элементы. Они используют схожие «любимые» жесты, разговаривают, используя одни и те же любимые слова и фразы, подобным образом выстраивают предложения, соответственно выставляют интонации. Во всем своем проявлении они показывают другим и в первую очередь самим себе, что они — «родственные души» [24; 31]. Для того чтобы сформировать раппорт, необходимо подстроиться (присоединиться) к внутреннему миру человека через его внешние проявления. ПОДСТРОЙКА Модель мира человека, его индивидуальность во многом раскрываются в его поведении, общении, речи, мимике, позах и жестах. Как уже было сказано выше, подстройка — это заимствование (копирование) поведения другого человека, для того чтобы повысить его бессознательное доверие к вам. Она подразумевает такую гибкость поведения, которая позволяет установить контакт с человеком на основании его Модели мира, а не путем навязывания ему своей. Иными словами, если вы хотите, чтобы вас понимали и вам доверяли, то общайтесь с другим человеком на его «языке», во всех его проявлениях. Подстраиваясь к человеку, вы: □ можете лучше его понять, «прочувствовать» его эмоциональное состояние, войти в эмоциональный резонанс с ним; □ показываете подсознанию этого человека, что вы его понимаете, что вы для него «свой» и вам можно доверять. Но подстройка — это не просто копирование и подражание. Точное, буквальное копирование очень быстро распознается и может быть расценено как неуважение и передразнивание. Очень хорошее сравнение приводит Л. М. Кроль в книге «Человек-оркестр». Автор метафорично сравнивает человека, в совокупности всех его
частей и проявлений, с оркестром, отмечая, что человек конгруэнтен, если все его части играют одну и ту же партитуру1. В данной метафоре подстройка к другому человеку означает подстройку к его музыке. При этом вам, с «вашим оркестром», не надо копировать и в точности исполнять то же, что и ваш партнер. Лучше, если вы будете дополнять его музыку своим звучанием. Фальшь, стремление одних инструментов выделиться над другими, невписывание в общее звучание не останется незамеченным и разрушит раппорт. В конечном итоге все зависит от того, насколько вы хороший дирижер. И этому можно учиться. Подстройка — это достаточно сложный и «утонченный» процесс, облачающийся в каждом конкретном случае во множество индивидуальных особенностей и проявлений. Его можно разделить на подстройку к языку тела, подстройку к речи и подстройку к дыханию.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |