ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСА ГРУППЫ
Существует различные способы организации опроса группы. Дэвид Ли' выделяет следующие. 1. Первый способ заключается в организации опроса в определенной последовательности. При этом каждый участник может предсказать, в какой именно момент, а иногда и на какой вопрос нужно будет отвечать ему. Преимущество данного способа заключается в том, что участник может лучше подготовиться к ответу. Недостаток заключается в том, что сосредоточенные на ожидании своего вопроса участники могут меньше обращать внимания на происходящее в группе. В то же время и ответившие на вопрос участники могут почувствовать расслабление и проявлять меньшую активность в дальнейшем. 1 См.: Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб: Питер, 2001.
2. Следующий способ организации опроса является полной про Преимущество данного способа в том, что он позволяет мобилизовать участников и сконцентрировать их внимание. Недостаток данного метода заключается в том, что в некоторых случаях непредсказуемость того, кого именно спросят следующим, может приводить к волнению участников и повышать общую напряженность в группе. 3. Третий способ опроса заключается в предложении вопроса Предпочтительность данного способа заключается в том, что он позволяет участникам подготовится к ответу и не вызывает тревожности. Отрицательным моментом является то, что отдельные участники могут выпадать из общей работы, и это требует большей гибкости со стороны руководителя. В реальной работе способы организации опроса группы могут изменяться и комбинироваться. ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ В ГРУППЕ Групповая дискуссия является средством для исследования процесса принятия решения группой; развития навыков эффективного поведения и убеждающего воздействия; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе. Кроме того, наблюдение за ходом дискуссии в группах показывает умение участников организовывать свою деятельность, владеть собой, слушать друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, их готовность договариваться друг с другом и идти на компромисс. Нередко во время дискуссии разворачиваются жаркие споры, которые наглядно демонстрируют самим участникам их недостаточную компетентность в общении и
необходимость самосовершенствования в этом. Правильно организованная групповая дискуссия может внести вклад в сплоченность членов группы. Для отработки навыков ведения дискуссии в группе обычно используются различные задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выработать общее групповое решение. При организации групповой дискуссии в группе К. Рудестам! рекомендует дать участникам следующие рекомендации для достижения согласия: 1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. 3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта»,-как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи. 4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений. Проведение дискуссии является эффективным способом активизации группы. Данный ресурс можно в дальнейшем использовать, направляя его на решение других задач. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ Обратная связь является важным элементом психологического тренинга, во многом определяющим успешность самопознания и саморазвития участников, что требует более подробного ее рассмотрения. В тренинговой группе обратная связь должна организовываться и контролироваться ведущим. Для достижения наибольшего эффекта она должна быть насыщенной и конструктивной. 1 См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.
89 Насыщенность (полнота) обратной связи предполагает использование всех форм и видов ее организации. Конструктивность обратной связи подразумевает то, что она должна нести реципиенту реальные сведения о том, как он воспринимается коммуникатором, и даваться в форме, способствующей ее принятию. Для организации конструктивной обратной связи необходимо соблюдение следующих условий: □ описательный характер. В оценочной форме обратная связь либо вовсе не информативна, либо приводит к защитным реакциям, препятствующим ее восприятию; □ неотсроченность. Отсроченная информация менее актуальна и сама может быть искажена фактором времени; □ специфичность. Обратная связь более полезна, когда она относится к конкретному проявлению или действию участника, а не к его поведению в целом; □ релевантность. Обратная связь должна быть релевантна потребностям и коммуникатора, и реципиента. Она может оказаться деструктивной, если не учитываются потребности личности, которой она передается; □ позитивная направленность. Обратная связь должна быть обращена на те поступки, характеристики, проявления личности, которые реально могут быть изменены [30].
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |