Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 2. Историческое введение в психологию



2016-09-15 449 Обсуждений (0)
Часть 2. Историческое введение в психологию 0.00 из 5.00 0 оценок




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

кафедра общей психологии

ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ И ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по курсу "Общая психология"

 

 

раздел

 

«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»

для студентов 1 курса дневного отделения

по направлениям подготовки «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения»

 

 

2016/2017 учебный год

 

Составлены кандидатом психол. наук,

доцентом Е.Е.Соколовой

 

Рецензенты:

проф. Б.С.Братусь, доц. В.В.Умрихин

 

 

Москва - 2016

Уважаемые коллеги!

 

Поздравляем вас с поступлением в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова! Отныне начинается новая полоса вашей жизни, связанная с весьма трудным и ответственным делом, – учебой на факультете психологии МГУ, созданном в 1966 году выдающимся отечественным психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903-1979).

Круг предметов психологического цикла открывается дисциплиной «Общая психология». Первый раздел данного курса называется «Введение в психологию». Изучив его, вы будете иметь предварительное представление о психологии в целом, о ее историческом пути и современном состоянии, познакомитесь с основными направлениями и школами современной научной психологии и используемыми ими понятиями, с возможными решениями некоторых важных психологических проблем. В процессе изучения материала настоящего курса вы создадите свой первый научный психологический словарик, в котором будут термины, отражающие разные аспекты деятельности и психики человека (деятельность, действие, операция, мотив, цель, эмоция, значение, смысл, психика, сознание, бессознательное, установка, личность, восприятие, мышление, память, внимание, воображение и пр.). Из-за обилия и сложности нового материала многим из вас будет нелегко, однако при упорной работе по предлагаемой ниже программе можно надеяться на осмысленное усвоение этого материала.

В программе курса две части: вначале представлена программа лекций, затем - план семинарских занятий. Общее количество академических аудиторных часов, выделяемых на лекции по действующему стандарту обучения, - 22 (11 лекций), на семинары – 32 (16 семинаров); предусмотрены также факультативные (элективные) занятия, на которых будут углубленно рассматриваться некоторые вопросы курса (для полноценного усвоения материала их рекомендуется также посещать). К каждому семинарскому занятию дается список источников (отрывков из книг, статей и пр.), которые требуется изучить самостоятельно с целью последующего активного их обсуждения на семинаре под руководством преподавателя. Многие из этих источников объединены для удобства студентов в хрестоматии по курсу «Введение в психологию», которые можно взять на семестр в библиотеке учебной литературы для домашней работы; какие-то источники потребуют посещения вами читального зала; некоторые материалы могут быть взяты из Интернет-ресурсов. Настоятельно рекомендуется делать конспекты изучаемых текстов, которые помогут не только подготовиться к итоговой форме аттестации по курсу Введение - дифференцированному зачету (зачету с оценкой) - в конце семестра, но и понадобятся вам в дальнейшем обучении.

Для более глубокого изучения ряда проблем курса «Введение в психологию» студентам предлагается прочесть две монографии (см. ниже), обратив внимание в процессе чтения на поставленные вопросы к ним. Время «сдачи» монографий определяется в рабочем порядке каждым преподавателем, ведущим семинарские занятия. В течение семестра студентам придется также выполнять контрольные работы по пройденному материалу (от 2-х до 4-х в течение семестра), предусмотрены еще так называемые «коллоквиумы» по определенным разделам курса в качестве промежуточной формы аттестации (2 коллоквиума). В настоящей методической разработке имеются, кроме того, вопросы для самостоятельной работы, размышление над которыми может привести к более углубленному пониманию психологических проблем и создать основу для будущей научной и практической работы в психологии. Без выполнения данных форм отчетности и без сдачи монографий (происходящей во внеаудиторное время) студент не будет допущен к итоговой форме аттестации в конце семестра - дифференцированному зачету (зачету с оценкой). Возможные вопросы к нему представлены в конце настоящей программы.

Желаем вам успешной работы!

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ (22 часа)

Часть 1. Общее представление о психологии как науке

Тема 1. Психология в системе наук.

Трудности определения предмета психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке. Место психологии в системе наук. Житейская и научная психология: связь и различия. Проблема соотношения «академической» и практической психологии. Общая психология как «философия» психологической науки.

 

Часть 2. Историческое введение в психологию

Тема 2. Из истории развития представлений о предмете психологии.

Психология как наука о душе (краткая характеристика представлений о природе и функциях души в творчестве Демокрита, Платона, Аристотеля). Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания. Понятие рефлексии (внутреннего опыта) в эмпирической психологии Дж.Локка. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования. Общее представление о структурализме и функционализме. Свойства сознания (В.Вундт, У.Джемс), примеры их исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Интроспекция и эксперимент. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различия. Критика метода интроспекции. Понятие ассоциации в психологии. Кризис «классической» эмпирической психологии сознания.

Тема 3. Современные проблемы, понятия и направления психологии.

Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н.Узнадзе; примеры экспериментальных исследований фиксированных установок. Возможная классификация неосознаваемых процессов (по Ю.Б.Гиппенрейтер).

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул-реакция». Проблема обусловливания. Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме. Развитие идей объективного подхода к изучению поведения в необихевиоризме Э.Толмена. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Примеры экспериментальных исследований.

Целостный подход в психологии. Краткая история постановки проблемы целостности в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения. Примеры экспериментальных исследований в гештальтпсихологии. Другие школы целостной психологии (Лейпцигская школа, школа К.Левина).

Идиографический и номотетический подходы в современной психологии. Гуманистическая психология, основные представители и идеи. Гуманистическая и экзистенциальная психология. Основные положения логотерапии В.Франкла. Общее представление о когнитивной психологии; примеры экспериментальных исследований. Когнитивная психология и neuroscience.

 

Часть 3. Культурно-деятельностная психология школы Л.С.Выготского – А.Н.Леонтьева – А.Р.Лурии

Тема 4. Основные положения культурно-деятельностной психологии.

Определение понятия «культурно-деятельностная психология», предпосылки и краткая история ее возникновения. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе и в работах П.Жане. Возникновение и развитие культурно-исторического подхода в психологии (Л.С.Выготский). Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации в школе Л.С.Выготского. Примеры экспериментальных исследований ВПФ. Метод формирования как метод исследования ВПФ. Знак и значение. Сознание и жизнь.

Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Необходимость введения категории «деятельность» в психологическую науку. Принцип единства сознания (психики) и деятельности (С.Л.Рубинштейн). Деятельность как единица жизни (А.Н.Леонтьев). Общее представление о структуре деятельности, по А.Н.Леонтьеву. Понятия потребности и мотива. Опредмечивание потребностей. Мотив и мотивировка. Понятия действия и операций. Цель и задача. Взаимопереходы составляющих деятельности. Сдвиг мотива на цель. Превращение мотива в мотив-цель. Эмоции и их роль в регуляции деятельности. Эмоции и смысл.

Психофизиологические функции в структуре деятельности. Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Критика Бернштейном «классической» физиологии. Понятия «рефлекторного кольца», двигательной задачи, сенсорных коррекций, «модели потребного будущего». Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Конкретные примеры. Значение идей Н.А.Бернштейна для психологии.

Проблема соотношения психики и деятельности. Психика как «функциональный орган» деятельности, теоретическое и практическое значение данного положения (конкретные примеры). Проблема соотношения психической и «внутренней» деятельности. Психика как образ и как процесс. Психика и отражение. Понятие «образ мира» в психологии. Психика и мозг. Общее представление о психофизической и психофизиологической проблемах; варианты их решения в истории психологии и в культурно-деятельностном направлении.

Тема 5. Проблема возникновения и развития психики с точки зрения культурно-деятельностной психологии.

Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Понятия абиотических и биотических раздражителей (стимулов), раздражимости и чувствительности, биологического смысла. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук). Проблема развития психики в филогенезе. Психика и эволюция.

Тема 6. Возникновение, развитие и структура сознания.

Необходимость возникновения человеческой психики и сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Ее особенности: социальность, орудийная опосредствованность, продуктивность. Социокультурная обусловленность потребностей и мотивов человека. Понятие «производство потребностей». Целенаправленное человеческое действие как «биологически бессмысленный» акт, имеющий социальный (разумный) смысл. Качественное отличие «средств» у животных и «орудий» у человека. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы).

Структура сознания, по А.Н.Леонтьеву: чувственная ткань, значения и личностные смыслы. Соотношение между образующими сознания. Дальнейшая разработка проблем структуры сознания в исследованиях последователей А.Н.Леонтьева (В.П.Зинченко и др.). Соотношение образующих сознания и подструктур деятельности.



2016-09-15 449 Обсуждений (0)
Часть 2. Историческое введение в психологию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 2. Историческое введение в психологию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)