Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 4. Введение в психологию познавательных процессов и психологию личности



2016-09-15 377 Обсуждений (0)
Часть 4. Введение в психологию познавательных процессов и психологию личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 7. Человек как субъект познания.

Возможные классификации психических процессов. Классификация психических процессов Л.М.Веккера и В.В.Петухова. Специфические познавательные (ощущение, восприятие, мышление) и неспецифические («сквозные») процессы (внимание, память, воображение): основные определения и примеры исследований.

Тема 8. Введение в психологию личности.

Понятие личности в широком и узком смыслах слова. Индивид и личность. «Два рождения личности», их критерии (по А.Н.Леонтьеву). Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности. Разведение понятий «социальный субъект» и «личность» в работах учеников А.Н.Леонтьева (В.В.Петухов, В.В.Столин). Общее представление о структуре личности. Природные предпосылки и социокультурные условия развития личности. Темперамент, роли, способности, характер, потребностно-мотивационная сфера личности (определения и примеры). Общее представление о произвольной и волевой регуляции деятельности. Проблема Я в психологии.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (32 часа)

РАЗДЕЛ 1.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Тема 1. Психология в системе наук

1. Особенности психологии как науки.

2. Место психологии в системе наук.

3. Житейская и научная психология: связь и различия.

4. «Академическая» и практическая психология: проблема соотношения.

Литература (основная)

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания). Лекция 1 (к вопросам 1, 3).

2. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 10-22, 29-48, 50-59 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

РАЗДЕЛ 2.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Семинар 2. Из истории развития представлений о предмете психологии

1. Различные представления о природе и свойствах души как исторически первом предмете психологии.

2. Предпосылки появления психологии как науки о сознании. Р.Декарт и его путь к понятию сознания.

3. Понятие рефлексии в эмпирической психологии Дж.Локка.

Литература (основная)

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988 или более поздние издания. Лекции 2-3 (к вопросам 1, 2, 3).

2. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 87-106 (к вопросам 1, 2, 3).

Дополнительная литература

1. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2008, с. 64-80 (к вопросу 1), с. 100-145 (к вопросам 2, 3).

Семинар 3. Предмет и методы эмпирической и экспериментальной психологии сознания

1. Сознание как предмет исследования в интроспективной психологии. Общее представление о структурализме и функционализме.

2. Свойства сознания (по В.Вундту и У.Джемсу).

3. Метод интроспекции, его сущность, варианты и принципиальные ограничения.

4. Интроспекция и самонаблюдение: проблема соотношения.

Литература (основная)

1. Вундт В. Сознание и внимание// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 95-105 или М., 2005. С. 116-129 (к вопросам 1, 2)

2. Джемс У. Поток сознания// Там же, с. 106-118 или М., 2005. С. 130-144 (к вопросам 1 и 2)

3. Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 126-132 или М., 2005. С. 153-161 (к вопросу 3).

4. Челпанов Г.И. Предмет, методы и задачи психологии// Там же, с. 119-125 или М., 2005. С. 145-152 (к вопросам 1, 3).

5. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 106-122 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

Дополнительная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988 или более поздние издания. Лекции 2-3 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

2. (факультативно) Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2008. Диалог 5.

Семинар 4. Проблема бессознательного в психоанализе и в школе Д.Н.Узнадзе

1. Путь З.Фрейда к понятию «бессознательное». «Предсознательное» и «бессознательное».

2. Методы исследования бессознательного, по З.Фрейду.

3. Школа психологии установки (Д.Н.Узнадзе) и проблема бессознательного.

4. Возможная классификация бессознательных явлений в психологии (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Литература (основная)

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 или более поздние издания. Лекции 5-6 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

2. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 124-133, 239-242 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

3. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 167-180 или М., 2005. С. 203-219 (к вопросу 3).

4. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе// Там же, с. 158-161 или М., 2005. С. 192-196 (к вопросу 1).

5. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни// Там же, с. 151-157 или М., 2005. С. 184-191 (к вопросу 2).

.

Семинар 5. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме

1. Исторические условия возникновения бихевиоризма. Требование объективного подхода в психологии и его понимание Дж.Уотсоном.

2. Поведение как предмет психологии. Схема «стимул – реакция».

3. Понятие «промежуточные переменные» в необихевиоризме. Примеры экспериментальных исследований Э.Толмена.

4. Критический анализ бихевиоризма.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., Изд-во Моск. ун-та, 1988. Лекция 4 (к вопросам 1-4).

2. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 133-138 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2008. С. 268-279 (к вопросам 1, 2, 3).

4. Толмен Э.Ч. Поведение как молярный феномен// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 193-199 или М., 2005. С. 234-242 (к вопросу 3).

5. Уотсон Дж. Бихевиоризм// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 193-199 или М., 2005. С. 234-242 (к вопросам 1-2).

Дополнительная литература

(факультативно; возможный материал для докладов на семинаре) Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека// Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М.: РПО, 1997. С. 172-183 (к вопросу 3).



2016-09-15 377 Обсуждений (0)
Часть 4. Введение в психологию познавательных процессов и психологию личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 4. Введение в психологию познавательных процессов и психологию личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)