Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монографии к курсу «Введение в психологию»



2016-09-15 517 Обсуждений (0)
Монографии к курсу «Введение в психологию» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. А.В.Апраушев. Рукотворение «души». М.: Знание, 1986 (можно найти в Интернете).

2. В.Франкл. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М.: Смысл, 2004 или более поздние издания.

 

Вопросы к монографии 1:

1. Для чего психологам любых специальностей надо изучать особенности «жестокого эксперимента природы» (как называл А.Н.Леонтьев слепоглухонемоту)?

2. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности у слепоглухонемого ребенка.

3. Почему следует учить слепоглухонемого ребенка человеческим действиям с предметами, ведь он их все равно не видит? Ответ обоснуйте.

4. Способы вовлечения слепоглухонемого ребенка в трудовую деятельность.

5. Место сотрудничества и взаимопомощи в обучении и воспитании слепоглухонемых.

6. Почему слабовидящие глухонемые дети могут отставать в своем развитии по сравнению с тотально слепоглухонемыми?

7. Как познает человек, в том числе слепоглухонемой, суть вещей?

8. Объясните смысл названия данной монографии («рукотворение» души).

Вопросы к монографии 2:

1. История возникновения книги «Сказать жизни “Да”».

2. Первые переживания человека, попавшего в концлагерь.

3. «Вторая стадия психологического реагирования» заключенного.

4. Особенности переживания депривации органических потребностей у заключенных.

5. Особенности духовной жизни в концлагере.

6. Проблема внутренней свободы заключенного.

7. Сущность вопроса о смысле жизни.

8. Возможности психотерапии в концлагере.

9. Психология лагерной охраны.

10. Психология освобожденного лагерника.

 

Примерные вопросы к дифференцированному зачету

1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Место психологии в системе наук.

2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

3. Краткая история развития представлений о предмете психологии до ее оформления в самостоятельную науку.

4. Предмет и метод классической психологии сознания (В.Вундт, Э.Б.Титченер).

5. Метод интроспекции. Интроспекция и самонаблюдение. Критический анализ метода интроспекции.

6. Общее представление о структурализме и функционализме. Основные свойства потока сознания (У.Джемс).

7. Целостный подход в психологии. Общее представление о гештальтпсихологии.

8. Предмет и методы бихевиоризма. Схема S-R.

9. Развитие объективного подхода к изучению поведения в необихевиоризме.

10. Проблема бессознательного в классическом психоанализе: факты, интерпретации, понятия.

11. Явление установки (щкола Д.Н.Узнадзе). Исследования фиксированных установок.

12. Возможная классификация неосознаваемых явлений в психологии.

13. Общая характеристика гуманистической психологии.

14. Экзистенциальная психология. Логотерапия В.Франкла.

15. Общее представление о когнитивной психологии. Примеры экспериментальных исследований.

16. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе и в работах П.Жане.

17. Понятие высших психических функций (Л.С.Выготский). Их специфика и строение.

18. Экспериментальные исследования ВПФ в школе Л.С.Выготского.

19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности человека.

20. Взаимопереходы составляющих деятельности.

21. Потребности, мотивы, эмоции, смысл (краткая характеристика и соотношение).

22. Психика как функциональный орган деятельности. Теоретическое и практическое значение данного положения.

23. Проблема возникновения психики в эволюции. Возможные критерии психического и их оценка А.Н.Леонтьевым. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности в филогенезе.

24. Особенности человеческой психики. Совместная деятельность людей и возникновение сознания в антропогенезе.

25. Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные представления о структуре сознания.

26. Основные положения «неклассической физиологии» Н.А.Бернштейна. Ее психологический смысл.

27. Общее представление о познавательных процессах. Восприятие и мышление: проблема соотношения.

28. «Универсальные» (сквозные) психические процессы: определения и конкретные примеры.

29. Понятие личности в психологии. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, их критерии. Развитие взглядов А.Н.Леонтьева в работах В.В.Петухова и В.В.Столина.

30. Возможная структура личности с позиций культурно-деятельностной психологии.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Историческое развитие предмета психологии до возникновения психологии как самостоятельной науки.

2. Понятие сознания в интроспективной психологии и в работах Л.С.Выготского (сравнительный анализ).

3. Принцип элементаризма и целостный подход в психологии: сравнительный анализ.

4. Поведение и деятельность (сравнительный анализ психологических категорий).

5. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

6. Гуманистическая психология и логотерапия В.Франкла (сравнительный анализ).

7. Школы Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева: проблемы соотношения.

8. Поступок как единица анализа личности.

9. Рецепция и развитие идей культурно-деятельностной психологии в странах Европы и США (по материалам съездов ISCAR); данный вопрос может стать темой (темами) научной (курсовой) работы на первом и последующих курсах.

Самоконтроль и текущий контрольосуществляется по вопросам и заданиям семинарских занятий и по вопросам к монографиям и контрольным работам (количество – от 2-х до 4-х в семестр - и план проведения последних определяются в рабочем порядке).

Формойитогового контроляявляетсядифференцированный зачет (зачет с оценкой).Итоговая оценка за семестр определяется преподавателем по ответам студента на вопросы к экзамену(в билет включены 2 вопроса), по активности работы студента на семинарских занятиях и качеству выполнения им самостоятельных заданий (контрольных работ, сдачи монографий и пр.). К экзамену не допускаются студенты, не посещавшие лекции и семинарские занятия без уважительных причин, не сдавшие в установленный срок монографий, не писавшие контрольных работ или получившие за них неудовлетворительные оценки.

Полезные советы.

1. Поскольку самыми необходимыми книгами для подготовки к занятиям по курсу «Введение в психологию» будут 4 книги (см. ниже список литературы), поэтому их необходимо взять в пользование в библиотеке или приобрести в самом начале семестра. Это следующие учебники и учебные пособия:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 или более поздние издания.

2. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 6-е изд. М.: Смысл, 2008.

4. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999 или М., 2005.

Остальные источники могут быть взяты в читальном зале библиотеки или из Интернет-ресурсов.

2. В 2016-2017 уч.г. параллельно курсу «Введение в психологию» преподавателями кафедры общей психологии читается также курс «История психологии в Московском университете» (лекции, 36 часов). Поскольку эти два курса содержат точки пересечения и в несколько иных ракурсах освещают некоторые общие проблемы, при подготовке к экзамену по дисциплине «Введение в психологию» следует использовать и материал, который дается в курсе «История психологии в Московском университете», - и наоборот.

3. Предложенный план работы по курсу «Введение в психологию» представляет собой один из вариантов программы освоения необходимого материала. Поэтому не надо удивляться, если в процессе работы над данной программой в семестре лектор и преподаватели, ведущие семинарские занятия, будут отступать от нее, рекомендовать изучить ту или иную литературу самостоятельно (дома) без специального обсуждения на семинаре или, напротив, предложат в качестве источника иную литературу, не указанную в программе. Вместе с тем желательно проработать в той или иной степени все указанные в программе источники (в том числе дополнительную и факультативную литературу), создав тем самым фундамент для дальнейшего обучения психологии.



2016-09-15 517 Обсуждений (0)
Монографии к курсу «Введение в психологию» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монографии к курсу «Введение в психологию»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)