Монографии к курсу «Введение в психологию»
1. А.В.Апраушев. Рукотворение «души». М.: Знание, 1986 (можно найти в Интернете). 2. В.Франкл. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М.: Смысл, 2004 или более поздние издания.
Вопросы к монографии 1: 1. Для чего психологам любых специальностей надо изучать особенности «жестокого эксперимента природы» (как называл А.Н.Леонтьев слепоглухонемоту)? 2. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности у слепоглухонемого ребенка. 3. Почему следует учить слепоглухонемого ребенка человеческим действиям с предметами, ведь он их все равно не видит? Ответ обоснуйте. 4. Способы вовлечения слепоглухонемого ребенка в трудовую деятельность. 5. Место сотрудничества и взаимопомощи в обучении и воспитании слепоглухонемых. 6. Почему слабовидящие глухонемые дети могут отставать в своем развитии по сравнению с тотально слепоглухонемыми? 7. Как познает человек, в том числе слепоглухонемой, суть вещей? 8. Объясните смысл названия данной монографии («рукотворение» души). Вопросы к монографии 2: 1. История возникновения книги «Сказать жизни “Да”». 2. Первые переживания человека, попавшего в концлагерь. 3. «Вторая стадия психологического реагирования» заключенного. 4. Особенности переживания депривации органических потребностей у заключенных. 5. Особенности духовной жизни в концлагере. 6. Проблема внутренней свободы заключенного. 7. Сущность вопроса о смысле жизни. 8. Возможности психотерапии в концлагере. 9. Психология лагерной охраны. 10. Психология освобожденного лагерника.
Примерные вопросы к дифференцированному зачету 1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Место психологии в системе наук. 2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. 3. Краткая история развития представлений о предмете психологии до ее оформления в самостоятельную науку. 4. Предмет и метод классической психологии сознания (В.Вундт, Э.Б.Титченер). 5. Метод интроспекции. Интроспекция и самонаблюдение. Критический анализ метода интроспекции. 6. Общее представление о структурализме и функционализме. Основные свойства потока сознания (У.Джемс). 7. Целостный подход в психологии. Общее представление о гештальтпсихологии. 8. Предмет и методы бихевиоризма. Схема S-R. 9. Развитие объективного подхода к изучению поведения в необихевиоризме. 10. Проблема бессознательного в классическом психоанализе: факты, интерпретации, понятия. 11. Явление установки (щкола Д.Н.Узнадзе). Исследования фиксированных установок. 12. Возможная классификация неосознаваемых явлений в психологии. 13. Общая характеристика гуманистической психологии. 14. Экзистенциальная психология. Логотерапия В.Франкла. 15. Общее представление о когнитивной психологии. Примеры экспериментальных исследований. 16. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе и в работах П.Жане. 17. Понятие высших психических функций (Л.С.Выготский). Их специфика и строение. 18. Экспериментальные исследования ВПФ в школе Л.С.Выготского. 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности человека. 20. Взаимопереходы составляющих деятельности. 21. Потребности, мотивы, эмоции, смысл (краткая характеристика и соотношение). 22. Психика как функциональный орган деятельности. Теоретическое и практическое значение данного положения. 23. Проблема возникновения психики в эволюции. Возможные критерии психического и их оценка А.Н.Леонтьевым. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности в филогенезе. 24. Особенности человеческой психики. Совместная деятельность людей и возникновение сознания в антропогенезе. 25. Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные представления о структуре сознания. 26. Основные положения «неклассической физиологии» Н.А.Бернштейна. Ее психологический смысл. 27. Общее представление о познавательных процессах. Восприятие и мышление: проблема соотношения. 28. «Универсальные» (сквозные) психические процессы: определения и конкретные примеры. 29. Понятие личности в психологии. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, их критерии. Развитие взглядов А.Н.Леонтьева в работах В.В.Петухова и В.В.Столина. 30. Возможная структура личности с позиций культурно-деятельностной психологии. Вопросы для самостоятельной работы 1. Историческое развитие предмета психологии до возникновения психологии как самостоятельной науки. 2. Понятие сознания в интроспективной психологии и в работах Л.С.Выготского (сравнительный анализ). 3. Принцип элементаризма и целостный подход в психологии: сравнительный анализ. 4. Поведение и деятельность (сравнительный анализ психологических категорий). 5. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение). 6. Гуманистическая психология и логотерапия В.Франкла (сравнительный анализ). 7. Школы Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева: проблемы соотношения. 8. Поступок как единица анализа личности. 9. Рецепция и развитие идей культурно-деятельностной психологии в странах Европы и США (по материалам съездов ISCAR); данный вопрос может стать темой (темами) научной (курсовой) работы на первом и последующих курсах. Самоконтроль и текущий контрольосуществляется по вопросам и заданиям семинарских занятий и по вопросам к монографиям и контрольным работам (количество – от 2-х до 4-х в семестр - и план проведения последних определяются в рабочем порядке). Формойитогового контроляявляетсядифференцированный зачет (зачет с оценкой).Итоговая оценка за семестр определяется преподавателем по ответам студента на вопросы к экзамену(в билет включены 2 вопроса), по активности работы студента на семинарских занятиях и качеству выполнения им самостоятельных заданий (контрольных работ, сдачи монографий и пр.). К экзамену не допускаются студенты, не посещавшие лекции и семинарские занятия без уважительных причин, не сдавшие в установленный срок монографий, не писавшие контрольных работ или получившие за них неудовлетворительные оценки. Полезные советы. 1. Поскольку самыми необходимыми книгами для подготовки к занятиям по курсу «Введение в психологию» будут 4 книги (см. ниже список литературы), поэтому их необходимо взять в пользование в библиотеке или приобрести в самом начале семестра. Это следующие учебники и учебные пособия: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 или более поздние издания. 2. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 6-е изд. М.: Смысл, 2008. 4. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999 или М., 2005. Остальные источники могут быть взяты в читальном зале библиотеки или из Интернет-ресурсов. 2. В 2016-2017 уч.г. параллельно курсу «Введение в психологию» преподавателями кафедры общей психологии читается также курс «История психологии в Московском университете» (лекции, 36 часов). Поскольку эти два курса содержат точки пересечения и в несколько иных ракурсах освещают некоторые общие проблемы, при подготовке к экзамену по дисциплине «Введение в психологию» следует использовать и материал, который дается в курсе «История психологии в Московском университете», - и наоборот. 3. Предложенный план работы по курсу «Введение в психологию» представляет собой один из вариантов программы освоения необходимого материала. Поэтому не надо удивляться, если в процессе работы над данной программой в семестре лектор и преподаватели, ведущие семинарские занятия, будут отступать от нее, рекомендовать изучить ту или иную литературу самостоятельно (дома) без специального обсуждения на семинаре или, напротив, предложат в качестве источника иную литературу, не указанную в программе. Вместе с тем желательно проработать в той или иной степени все указанные в программе источники (в том числе дополнительную и факультативную литературу), создав тем самым фундамент для дальнейшего обучения психологии.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |