Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Государственные, унитарные и арендные предприятия



2016-09-16 713 Обсуждений (0)
Тема 3. Государственные, унитарные и арендные предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Государственные предприятия. Унитарные торговые предприятия.

2. Арендные предприятия.

Вопрос 1. Государственные предприятия, унитарные торговые предприятия

В республике Беларусь существуют следующие виды собственности:

- государственная,

- коллективная,

- частная.

В зависимости от этого в РБ существуют различные типы предприятий, основанные на государственной, коллективной и частной собственности.

Государственные предприятия основаны на государственной форме собственности. Государственная собственность является достоянием всех людей данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осуществляют органы государственной власти. В государственной собственности находятся те предприятия, преобразование которых в негосударственные формы нецелесообразно: связь, водоснабжение, энергетика и др.

В Республике Беларусь государственная собственность существует в 2-х формах: республиканской и коммунальной.

Республиканская собственность является достоянием всех граждан Республики Беларусь. К ней относятся: земля, ее недра, республиканские банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и др. имущество. Коммунальная (муниципальная) собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в областях, районах и др. административно-территориальных образованиях. Права собственника здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и т.д.

В 90-е годы в РБ активно начался процесс разгосударствления и приватизации предприятий. Торговые предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами и результатами труда, сами стали нести ответственность за свои решения и действия. На базе коллективной формы собственности образовывались такие предприятия как арендные, кооперативные, акционерные, ассоциации, различные общества и товарищества и др. организации и объединения. Начали складываться рыночные отношения.

Преобразование предприятий происходило путем акционирования, выкупа имущества арендных предприятий, продажи государственных предприятий на аукционах и по конкурсу.

Существенное место в государственной торговле занимает система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы функциональные управления, такие как:

УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
   
УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
   
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ
   
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
 
   
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЯ ЗА РЕКЛАМОЙ
   
УПРАВЛЕНИЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
   
УПРАВЛЕНИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ и другие.

Через эти управления Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство и контроль за деятельностью всех розничных торговых предприятий и организаций на территории республики.

К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся:

- принятие в пределах его компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли;

- разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

- координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли;

- создание и ведение торгового реестра в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

- формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных и товарных интервенций;

- обобщение опыта применения законодательства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию;

- осуществление государственного контроля в области торговли;

- применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

- осуществление мониторинга конъюнктуры внутренней и внешней торговли, распространение полученной информации среди заинтересованных субъектов торговли;

- иные полномочия в соответствии с законодательством.

В непосредственном подчинении Министерства торговли находятся отдельные организации, осуществляющие реализацию товаров народного потребления.

Руководство торговлей на местах осуществляют Миноблисполкомы и Мингорисполком через управление торговли и услуг и управление потребительского рынка Мингорисполкома. В подчинении областных и городских управлений находятся торговые предприятия.

Розничная торговля ведется не только Министерством торговли, но и другими министерствами и ведомствами: Беллегпромом, Министерством здравоохранения, Министерством связи и информации, Министерством внутренних дел, Министерством обороны и другими.

Существует также розничная торговля промышленных предприятий, которая осуществляется через систему ОРСов и фирменную торговлю.

Государственные предприятия подчиненные МТ РБ :ГО «Белресурсы» - управляющая компания холдинга «Белресурсы»,РПО Белторгпрогресс» ,УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов» Министерства торговли Республики Беларусь, Учреждение «Редакция журнала «Гермес».

 

Процесс преобразования предприятий из одной организационно-правовой формы в другую состоит из следующих этапов:

1.Необходимо согласие трудового коллектива (должно проголосовать не менее 2\3 работников).

2.Разрабатываются учредительные документы (Устав или Положение).

3.Проект Устава или Положения обсуждается на собрании трудового коллектива, в случае необходимости вносятся определенные изменения.

4.Определяется ассортимент реализуемой (производимой) продукции.

5.Подаются необходимые документы в исполнительные и распорядительные органы (заявление, учредительные документы, ассортиментные перечни и др.).

6.Исполком рассматривает в течение 30 дней вопрос о выдаче лицензии предприятию и в случае положительного решения выдает лицензию, регистрирует предприятие.

Однако функционирование рыночной экономики имеет и негативные последствия, связанные с решением экономических и социальных вопросов (инфляция, безработица). Поэтому нейтрализацию негативных последствий берет на себя государство. Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей, принимает законы, обеспечивает право собственности, оказывает противодействие неограниченной власти монополий, принимает санкции против некачественных товаров, берет на себя расходы на оборону, здравоохранение и т.д.

Унитарные торговые предприятия– это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных в Республике Беларусь созданы государственные (республиканские или коммунальные) и множество частных унитарных предприятий.
Унитарные предприятия: ТКУП «Универмаг Беларусь»
«Белспецконтракт» .

Вопрос 2. Арендные предприятия

Аренда – имущественный наем, договор, по которому арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное пользование и за определенную плату. Таким образом арендные предприятия – это предприятия, которые возникают в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного или любого другого предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определенного срока.

Арендатор получает временные права собственника, за что и вносит арендную плату. Собственником имущества остается арендодатель. Собственностью арендатора является произведенная (закупленная) продукция, доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Арендное предприятие само определяет организационные формы управления и самоуправления, источники финансирования и самообеспечения, отвечает за обеспечение интересов трудового коллектива, за выполнение принятых на себя договорных обязательств. Арендное предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами.

 



2016-09-16 713 Обсуждений (0)
Тема 3. Государственные, унитарные и арендные предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Государственные, унитарные и арендные предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (713)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)