Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В орнаментальные мотивы



2016-09-15 1483 Обсуждений (0)
В орнаментальные мотивы 0.00 из 5.00 0 оценок




Растительные мотивы издавна занимают в текстильном рисунке доминирую­щее положение. Поэтому об использовании указанных мотивов в орнаменталь­ных композициях и пойдет прежде всего речь. К тому же все то, о чем будет говориться ниже, почти целиком остается справедливым для животных мотивов в орнаментальных композициях, для натюрмортов и пр.

Творческий процесс преобразования растительных форм в орнаментальные образы текстильного рисунка следует рассматривать как три последователь­ных этапа:

трансформация природных натурных форм в орнаментальные мотивы;

организация среды фона;

построение раппортных рисунков.

Если первые два этапа являются действительно преобразующими, то тре­тий, заключительный, касается скорее принципов построения раппортного рисунка, а не преобразования самих мотивов.

Трансформируя растительную форму в орнаментальный мотив текстиль­ного рисунка, надо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности пластический образ мотива природы. По сути дела все пла­стические преобразования растительной формы совершаются главным образом во имя эстетических критериев. Но при создании орнаментального образа, предназначенного для текстильного рисунка, важно помнить и о том, что последний должен быть практически выполним в условиях производства. Другими словами, при преобразовании мотива природы нужно обязательно учитывать технологические возможности производства.

Итак, каким образом выбирать растительный мотив, на какие его особен­ности следует обращать внимание, как и что рисовать, какими средствами, каким образом перерабатывать и переосмысливать конкретные натурные фор­мы, как эти формы эффективно и разнообразно использовать в различных композициях?

В первую очередь надо отметить, что в любом творческом процессе худож­ник всегда стремится к определенным художественным обобщениям явлений и предметов объективного мира. Творческий процесс всегда связан с абстра­гирующей работой мышления, фантазией, воображением. Анализ и обобще­ние — вот две формы диалектического процесса познания и отображения яв­лений действительности.

Современная теория искусства выделяет два пути художественного обоб­щения в искусстве.

 

Первый путь обобщения является изобразительным, поскольку отображе­ние жизни реализуется через конкретно-предметные образы мотивов и пред­метов. Наиболее убедительно выступает этот путь художественного обобщения в живописи и других изобразительных видах искусства. Должное место отво­дится ему и в декоративно-прикладном искусстве.

Когда конкретно-предметный образ растительного мотива достаточно четко сохраняется в зарисовке с натуры, художник, несмотря на большую или меньшую условность, идет по пути изобразительного обобщения.

Правда, изобразительный путь художественного обобщения в искусстве текстиля имеет некоторые особенности. Здесь мы зачастую имеем дело не с простым отображением внешнего облика ветки дерева или какого-либо иного объекта; нередко художника привлекает лишь отдельная деталь мотива, например фактурные образования на коре дерева, ритмический узор камня или среза дерева. Не изображая форму растительного мотива как таковую, худож­ник тем не менее идет по пути изобразительного обобщения, передавая лишь узор, ритм фактуры в отрыве от несущей поверхности. Казалось бы, сами по себе такие чисто орнаментальные образования, к тому же дополнительно пре­образованные художником, окончательно теряют свои изобразительные качест­ва и превращаются в абстрактные сочетания линий. Но это только внешнее впечатление. По существу художник, идя путем изобразительного обобщения, интерпретирует лишь малознакомые, непривычные формы.

Второй путь обобщения принципиально отличен от первого: явления объек­тивного мира выражаются не через конкретные изобразительные формы, а лишь опосредованно, через эмоциональные ассоциации, основанные на наблю­дении и жизненном опыте. Данный путь художественного обобщения — неизо­бразительный, он характерен более всего для музыкальных произведений, од­нако находит широкое применение и в декоративном искусстве, в частности в искусстве текстильной орнаментики.

По природе своей окружающий художника мир орнаментален. Эту орна-ментальность легко обнаружить в беспорядке разбросанных кустов, несущих­ся облаках, коре деревьев, прожилках листьев и т, д., и т. и. Не случайно Врубель неоднократно обращал внимание на то, что художник, если он настоя­щий, подлинный художник, должен чувствовать в природе орнамент. И, есте­ственно, каждый художник, работающий в области декоративно-прикладного искусства, должен обладать соответствующими качествами в наивысшей степени. Очень важно, чтобы он мог в наблюдаемом мотиве уловить самое харак­терное в пластической форме, осознать орнаментальный смысл узоров, чтобы он был в состоянии представить орнаментальный мир природы как бесконечную цепь орнаментальных образов.

В отличие от всех других художников, художник-орнаменталист обязан чувствовать, видеть, активно воспринимать орнамент, предполагать и угадывать его в мире природы даже там. где для непосвященного глаза — лишь гладкая поверхность.

Говоря об орнаментальности, мы прежде всего имеем в виду ритм. Именно благодаря различным ритмическим движениям самих мотивов, элементов в общей структуре каждого мотива художник-текстильщик способен в первую очередь отличать один мотив от другого.

 

Обратимся к рис. 74 — 76. Изображенные здесь растительные мотивы (ли­неарное графическое решение) не являются механической копией натурных растительных мотивов, хотя вполне четко передают их образ. Художник идет по пути изобразительного обобщения растительных форм, причем сознательно выбирает ограниченные графические изобразительные средства, позволяющие в лаконичной форме выразить самое характерное.

Анализируя эти рисунки, нетрудно видеть ритмическое чередование отдель­ных элементов мотивов через зрительно одинаковые или разные интервалы, зрительно одинаковые или разные масштабы элементов.

Говоря об орнаментальности, мы также имеем в виду пластическую форму мотивов, красоту, выразительность и убедительность линий, рисующих эту форму. Заметим, далеко не всегда уместно отказываться от мелких деталей, придающих силуэту большую орнаментальность; нередко именно форму, ви­доизмененную мелкими элементами, дополненную ими, и целесообразно пока­зать в рисунке.

Таким образом, видеть, чувствовать орнамент в любом мотиве природы (в том числе и растительном), раскрыть и выявить ритмическую организацию элементов мотива, активно и остро трактовать пластическую форму их очер­таний — вот необходимые условия создания орнаментального образа этого мо­тива.

Теперь необходимо остановиться на другой задаче, которую практически решает художник в процессе декоративного этюдирования растительных моти­вов,— на композиционном рисовании мотивов по памяти и представлению. Конечно, термин «композиционное рисование» весьма условен, поскольку в любом творческом рисунке решаются не только чисто изобразительные, но и композиционные задачи. Но при рисовании растительных мотивов компози­ционным моментам (число изображаемых элементов, их размеры, расстояния между ними, наклоны и повороты) должна отводиться значительно большая роль. В частности, независимо от того, сколько элементов в мотиве (напри­мер, листьев на ветке), художник вправе сам определить количественную сторону, по своему усмотрению изобразить эти элементы большего или мень­шего размера.

Не стараясь точно скопировать природный мотив, художник но существу преобразует ряд натурных характеристик мотива; при этом он стремится к тому, чтобы добиться большей убедительности и композиционной слаженности всех элементов.

Более того, художник может допустить свободное обращение не только с размерами изображаемых элементов, не только с расстояниями между ними и их числом (например, он может мелкоузорные формы сделать крупноузор­ными); разрешаются изменение пропорций отдельных элементов (удлинение или укорачивание их), деформация самих форм для придания им выразитель­ности, остроты.

В процессе декоративного этюдирования большая роль отводится графи­ческим выразительным средствам. В этой связи уместно еще раз вспомнить о взаимосвязи формы и содержания. Если содержанием произведения искус­ства является отраженная в нем действительность, эстетически и идейно осмысленная художником, то форма применительно к конкретному произведению.

В декоративном этюдировании линеарному рисунку принадлежит особая роль, поскольку линия наиболее остро передает все нюансы изменения пла­стических форм, особенности пластических переходов одних элементов в дру­гие, ритмическое распределение этих элементов. Скупость линеарного графи­ческого языка невольно заставляет обращать главное внимание на те особен­ности мотива, которые представляют наибольшую ценность для орнаменталь­ной композиции.

Упомянутая скупость, лаконичность линеарного рисунка одновременно обусловливают определенные трудности, особенно заметные при незначитель­ном практическом опыте художника. Имеется в виду возможность появления известной сухости, жесткости, схематизма в зарисовках. Во избежание этого рекомендуется прежде всего максимально передавать нюансы изменений в характере пластической формы. Практика свидетельствует о том. что вначале следует делать акцент на натурных зарисовках, а затем переходить к более активной трансформации форм. При самом внимательном отношении к натур­ной форме, к любым ее самым незначительным изменениям зарисовки тем не менее нужно делать смело и быстро, причем лучше с одного мотива серию зарисовок.

Нельзя забывать очень важное правило выполнения рисунков: смотреть на модель долго, изучать внимательно, а рисовать быстро, но принципу «посмот­рел, понял, запомнил — быстро нарисовал по памяти».

Быстро наносить линии на бумагу необходимо по той причине, что только в этом случае линия может быть определенной, категоричной или легкой, тре­петной.

Перейдем далее к рассмотрению различных способов трактовки раститель­ных мотивов.

При линеарной трактовке различают три возможных решения:

применение тонких линий одинаковой толщины (в рисунках, тонких, как правило, по орнаментике, небольшого масштаба). Следует помнить, что масш­таб рисунка диктует выбор толщины линий: чем масштаб больше, тем линия должна быть толще;

применение толстых линий одинаковой толщины (когда рисунку нужно придать активность, напряженность, монументальность);

применение линий разной толщины. Такое решение обладает большими изобразительными и выразительными возможностями и вместе с тем является наиболее трудным. Важно подчеркнуть, что наличие в одном рисунке линий более чем трех толщин лишает его в известной степени ясности и лакониз­ма. И еще: линии одной толщины должны объединяться, образовывая в рисун­ке свой узор: этот узор должен восприниматься цельно в известном смысле он должен противостоять узору линии другой толщины. Другими словами, рисунок, в котором используются линии развоя толщины, можно рассматри­вать как композицию из линий разной толщины.

Линеарное решение начинает играть особую роль в том случае, когда используется неизобразительный способ художественного обобщения (рис. 77).

Пятновая трактовка мотивов (рис. 78) способствует максимальному силуэт­ному обобщению форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что касается линеар-но-пятновой трактовки мотивов (рис. 79 и 80), она широко практикует­ся при изображении са­мых разнообразных моти­вов природы, в том числе и растительных. Пятна вне зависимости от того, что они изображают (от­дельные элементы мотива, участки фона), необходи­мо организовать в еди­ный узор, интересный сам но себе, по силуэту и рит­му. Не менее важно, чтобы линии орнаменталь­но логически связывались с ритмически разбросан­ными пятнами, чтобы те и другие соединялись в це­лостный графический об­раз.

В декоративном этюди-ровании пятно целесооб­разно использовать как подкладку под линеарное решение мотива (напри­мер, серый тон).

И, наконец, трактовка мотивов с применением цветных линий и пятен. Примеры соответствую­щих решений см. на рис. 81.

Вернемся теперь к рис. 76. На нем изображен фрагмент сосны. Акцент сделан на динамическом развитии формы, усилен эффект движения эле­ментов мотива.

У художника, естест­венно, может возникнуть потребность смягчить, сгладить динамику моти­ва, приводя все элементы последнего к некоторому определенному единству в части поворотов в прост­ранстве масштабных соотношений и пр.

В зарисовках, представленных на рис. 79, 82—85, разрабатывается тема разных деревьев в различной графической интерпретации. Так, на рис. 82 стволы лип трактуются достаточно реально и в то же время обобщенно, с характерными для них пластическими движениями. Наоборот, лиственные кроны деревьев интерпретируются здесь более условно и до некоторой сте­пени метафорично. Еще более активно стилизуется форма деревьев на рис. 79 и 83, где благодаря фантазии художника реальные формы переосмыслива­ются в необычные орнаментальные образы. А на рис. 84 и 85 художник основное внимание уделяет не столько пластическим особенностям ствола, ветвей, сколько орнаментальному узору коры деревьев.

Если на рис. 84 кора трактуется довольно реалистично и ее изображение в значительной степени соответствует характеру мотива природы, то на рис. 85 узор коры — это сказочный фантастический узор. Здесь свободные орнамен­тальные разработки коры, по разному трактованные на различных участках, затейливо переплетаются с контуром ствола, с условно обозначенными листвой и облаками.

Из небольшого числа приведенных рисунков отчетливо видно, каким слож­ным является процесс преобразования (трансформации) растительных моти­вов, как зачастую трудно установить, что в мотиве подлежит преобразованию, в чем суть этих преобразований.

Внешний облик (реальный образ) мотива, если последний состоит из не­скольких элементов, зависит от формы этих элементов, их размеров, от того, как они ориентированы в пространстве, на каком расстоянии располагаются один от другого.

Назовем все перечисленные характеристики элементов параметрами.

Если параметры одинаковы или почти одинаковы (например, зерна в коло­се пшеницы — различные трансформации этого мотива см. на рис. 86), то имеем в целом структуру, которая представляет собой статическую систему. Для мотивов природы это довольно редкое явление. В тех же растительных мотивах чаще композиционные связи между элементами строятся на контраст­ных отношениях (на любой ветке листы разного размера, в естественном со­стоянии они всегда расположены на разных расстояниях один от другого, по-разному ориентированы в пространстве). Следовательно, структура боль­шинства растительных мотивов представляет собой динамическую систему.

Сравним рис. 87 и 75. На рис. 87 дана серия зарисовок на тему «цве­тущие травы». Выбранные художником параметры таковы, что во всех случаях отчетливо видны статические системы. Иначе преобразован растительный мо­тив, изображенный на рис. 75. Благодаря всемерному усилению динамической организации листьев налицо острая динамическая система.

Наличие двух противостоящих структур, определяющих организацию эле­ментов в мотиве природы (его реальном образе), и обусловливает возможно­сти и принципы трансформации. При этом трансформация мотива иногда ка­сается всех параметров, а иногда только некоторых из них.

Предположим, по одному из параметров в мотиве природы элементы недо­статочно четко отличаются один от другого. В данном случае необходимо принципиально решить, что целесообразнее: изменить соответствующий параметр для усиления похожести элементов или их различия. Но какое-то изменение обязательно, поскольку любая неопределенность в композиции мотива неизбеж­но делает рисунок для текстильного орнамента каким-то вялым, невыразитель­ным.

На рис. 88, а представлен мотив акации, элементы этого мотива — стручки с семенами. В принципе они разного размера, по-разному ориентированы в пространстве, расположены на различном расстоянии один от другого. Следо­вательно, перед нами динамическая система элементов.

Трансформировать мотив можно, как уже говорилось, в двух направле­ниях.

Во-первых, допустимо приближение системы к статической путем преобразования одного или многих параметров элементов мотива. Так на рис. 88.6 все стручки изображены строго вертикально (признак статики), но остались прежними разные размеры, разные расстояния между элементами, которые продолжают выражать идею динамики. На рис. 88, в и г усиливаются признаки статики, поскольку элементы при одинаковом вертикальном или горизонтальном положении характеризуются одинаковыми размерами и одинаковыми расстояниями между ними.

Во-вторых, допустимо усиление эффекта динамики. На рис. 88.д элементы сохраняют одно и то же положение (признак статики), но усилен контраст в размерах элементов (признак динамики). Л на рис. 88,е мы имеем пол­ностью динамическую систему.

Как видим, композиционные связи между элементами мотива в части од­них параметров могут преобразовываться в статическую систему, а в части других параметров — в динамическую. Вопрос о том, какой параметр и в ка­ком направлении целесообразно преобразовывать, решает художник, основываясь на изучении и анализе мотива природы, на своем личном опыте и ин­туиции.

В любом случае главными критериями должны оставаться композицион­ная логика и художественная целесообразность.

Особо следует остановиться на трансформации пластических характеристик формы мотива, внешних его очертаний (если речь идет об одиночной форме).

Дело в том. что для зрительного восприятия формы важнейшее значе­ние имеют те ее участки, где она претерпевает значительные изгибы и из­ломы и пр. Эти участки прежде всего и представляют собой объект для пре­образования, которое заключается в поиске наиболее напряженных, экспрессив­ных движений. Но — и это важно подчеркнуть еще раз — усиление динами­ческого состояния формы путем выявления ее асимметрии, неравномерности изгибов, не является единственным путем трансформации. Для текстильного рисунка представляет безусловный интерес и обратное преобразование, когда динамические признаки превращают в статические. Обычно любое ракурсное положение формы позволяет достигнуть динамической напряженности, в то время как распластанное фронтальное положение вызывает ощущение статики. В качестве примера на рис. 89 даны различные трансформации мотива зон­тичных растений. В одних случаях в) художник «увидел» мотив ста- тичным — фронтальные положения, в других случаях (г) очевидна динамичность мотива — ракурсные положения.

При создании текстильного орнамента часто требуется более активная переработка природных форм, когда последние частично или полностью теряют свои изобразительные черты, превращаясь в условный орнаментальный образ, в образ абстрактного порядка (см. с. 44).

Мотив природы в этом случае является лишь темой для орна­ментального сочинения. Однако даже когда образ решается в аб­страктной форме, он должен иметь отдаленное сходство с первоис­точником в части пластических и ритмических структурных особен­ностей. Указанные особенности — та первооснова, без которой не­возможно истинное творчество, истинное новаторство, реали­зуемое неизобразительными способами художественного обоб­щения.

Мотив природы или его отдельные черты, выбранные художни­ком, всегда должен оставаться главным источником новых художе­ственных идей, реализованных или в изобразительном плане, или в абстрактной форме.

Конечно, неизобразительный путь художественного обобщения является более высоким этапом художественного творчества, когда от художника требуются более серьезная художественная подго­товка, способность к абстрагированию и ассоциативному мышле­нию.

Очень часто художник сталкивается с необходимостью исполь­зовать и изобразительный, и неизобразительный способы одновре­менно; это, кстати, является характерной особенностью искусства текстиля.

И все же когда возможно использование неизобразительного художественного обобщения в процессе декоративного этюдирова-ния? Например, в тех случаях, когда мотив имеет интересную фак­туру, любопытные внутренние или внешние рельефы, и т. п. Худож­ник, акцентируя внимание зрителя не на внешнем облике мотива, а лишь на некоторых орнаментальных характеристиках, свободно преобразованных в новые ритмы, разрабатывает новый орнаменталь­ный образ, воссоздающий некоторые преобразованные особенности мотива.

В качестве некоторой иллюстрации к только что сказанному укажем на приводившиеся ранее студенческие рисунки на тему «мох» (см. рис. 77).

Рассматривая принципы трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колористи­ческие характеристики природных мотивов также подлежат опреде­ленному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Природа с ее богатейшей гаммой цветов дарит человеку самые разнообразные впечатления, но естественный цвет растительных мотивов порой очень трудно использовать непосредственно в

текстильном рисунке. По­этому этюдирование с на­туры практически всегда сопровождается декора­тивным переосмыслением мотива природы (чтобы последний отвечал требо­ваниям, предъявляемым

к текстильному рисунку).

 

 

 

 

 

Этюдирование расти­тельных цветочных моти­вов может осуществлять­ся в условном цвете, за­ранее избранном колори­те (например, в подчерк­нуто холодной или, наобо­рот, насыщенной гамме), в сочетании определенных родственных или родст­венно-контрастных цве­тов. Интерпретирован­ный подобным образом мо­тив приобретает декора­тивную условность.

Иногда при выполне нии этюда с натуры ак­цент делается на усиление хроматического контра­ста между цветами, точ­нее — на разложение ло­кального цвета на соста­вляющие его оттенки. Взаимодействие хромати­ческих контрастов, выя­вленных в локальном цве­те предмета, делает их более звучными. А благо­даря легкому или весьма энергичному усилению хроматических оттенков локальные цвета начина­ют восприниматься как цветная мозаика.

Некоторые приемы, способствующие декоративному переосмыслению цвета природных мотивов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1.

По теме каждого растительного мотива (травы и полевые цветы, отдель­ные небольшие ветки деревьев и кустарников, камни, ракушки, фрагменты коры, поперечные срезы деревьев, овощей и т. д.) следует выполнить не­сколько живых, острых рисунков, ставя задачу постепенного сокращения гра­фических средств (линий).

Упражнение 2.

Выбрать мотив (фрагмент дерева или кустарника), который требует транс­формации для усиления динамических связей между элементами. Трансфор­мировать элементы мотива для придания им динамической напряженности. Выполнить серию зарисовок, выявляющих статическое состояние элементов в мотиве.

Графические средства тушь, чернила, перо, палочка, фломастер. Реше­ние — линеарное.

Упражнение 3.

Аналогично упражнению 2, по в качестве мотивов использовать мотивы трав.

Упражнение 4.

Выявить орнаментальность фактуры и структуры коры разных деревьев (липы, березы, сосны, ели). Объект трансформации фрагмент ствола дерева.

Решить ту же задачу, использовав ритмический рисунок древесных грибов, камней, раковин, поперечных срезов деревьев, овощей (капусты, свеклы), увеличенные под микроскопом фактуры разных поверхностей.

Упражнение 5.

Посредством трансформации реального образа дерева изобразить его крону,

использовав условную орнаментацию внутренней формы и контурных силуэт­ных очертаний. Создать сказочный опоэтизированный образ.

Упражнение 6.

Аналогично упражнению 5, но применять 1—2 хроматических цвета.

Упражнение 7.

Трансформировать растительный многоэлементный мотив таким образом, чтобы динамическая система связей между элементами превратилась в стати­ческую.

Упражнение 8.

Трансформировать пластическую форму одиночных растительных мотивов (злаков, цветов, цветущих трав, шишек и т. п.). Проанализировав и изучив структурные особенности внешней формы мотива, создать орнаментальные образы, гиперболизирующие натурную форму, дополненные элементами фан­тастики.

Упражнение 9.

Выполнить натурные зарисовки на тему «древесные грибы», «срезы ово­щей». Первичные зарисовки дополнительно трансформировать, основываясь на ассоциативных впечатлениях от ритмических узоров реальной формы. Соз­дать новые орнаментальные образы, использовав при этом неизобразительные способы.

Упражнение 10.

По существу аналогично предыдущим, но в зарисовки вводится один хрома­тический цвет. Здесь целесообразно использовать два решения:

1) хроматический цвет фона наносится гуашью на провощенную бумагу (равномерно или с некоторой вибрацией холодных и теплых оттенков). Затем по такому фону выполняется рисунок графическими ахроматическими сред­ствами путем «обнажения» белого фона (например, специально заточенной твердой палочкой) или нанесением по фону узора темного цвета. Цвет такого узора уместно брать родственным к цвету фона;

2) фон бумаги белый или серый. Хроматический цвет наносится плоскостно.

Хроматический цвет не следует брать очень сильной насыщенности.

Глава 2

Принципы трансформации

форм животного мира

в орнаментальные мотивы

Мотивы животного мира представляют для орнаментального искусства боль­шой интерес, причем рисование с натуры этих мотивов, процесс их транс­формации характеризуются некоторыми особенностями.

Наброски с натуры целесообразно делать многочисленные, но кратковре­менные: сначала по 10—15 мин, а затем сокращая время работы до 3 мин и менее. Очень существенным обстоятельством при этом является приобрете­ние навыков работы по памяти и представлению. Нужно, не копируя формы, изучать ее, стараться запомнить ее характерные черты, чтобы потом попы­таться обобщенно изобразить их по памяти длинной, как обычно говорят, линией (ведь модели здесь движущиеся, постоянно меняющие свое положение).

Несколько зарисовок птиц по памяти и представлению дано на рис. 90, а - д.

Понятно, приобретение практических навыков по изображению представи­телей животного мира средствами линеарной графики не является конечной целью для художника-орнаменталиста. деятельность которого связана с созда­нием текстильного рисунка. Это лишь первый этап общения с миром при­роды, с мотивами животного мира. Не менее важны преобразование, транс­формации форм животного мира в орнаментальные мотивы. И опять, как и в случае использования растительных мотов, закономерна постановка вопро­са: что можно и следует преобразовывать в орнаментальные мотивы и каким образом?

Предметом пластических преобразований животного мотива могут быть очертания его формы и тот орнаментальный образ, который лежит в основе этой формы (кожный покров, оперение и т. п.). Нужно суметь по-особому увидеть мотив животного мира, выявить орнаментальность исследуемого объ­екта, причем не просто выявить, а раскрыть орнаментальную структуру по­верхности, почувствовать, понять ее даже там, где она выступает завуалиро­ванно.

Возможности преобразования формы мотива имеют определенные пределы. Птица должна оставаться птицей, несмотря на те преобразования, которые пре­терпела ее форма в процессе декоративного этюдирования. Вместе с тем не­обходимо указать и на принципиальное различие задач, которые встают пе­ред художниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства (в частности, искусства текстиля).

В изобразительном искусстве при изображении любого животного задача художника сводится по существу к выделению типичных индивидуальных черт конкретного объекта.

В декоративно-прикладном искусстве выявление типичного идет несколько по-другому. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике теряют свой смысл. Поэтому в процессе преобразования мотива животного мира кон­кретные индивидуальные черты объекта (портретные) становятся лишними, просто ненужными; в результате та же конкретная птица может превратиться как бы в птицу вообще.

Именно в этом в значительной степени скрывается смысл орнаментальных преобразований мотивов животного мира.

В процессе декоративного этюдирования природная форма (натурная) приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (здесь очень важно четко представлять, для чего такое нарушение допускается). Правдивость изображения с натуры, обязательная в изобрази­тельном искусстве, может сочетаться с элементами мифической условности, дви­жение может стать занятным и забавным, хотя в известном смысле и не­естественным.

Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказоч­ности, фантастичности.

В качестве примера обратимся к изображенным на рис. 91 (см. с. 180) и 92 (см. с. 182) представителям семейства пернатых, которые практически утратили свои обыденные черты и превратились в поистине сказочных птиц забавных по своей пластической форме.

В процессе преобразования форм животного мира в условные орнамен­тальные изображения широкое распро­странение получил аппликативный спо­соб (с использованием окрашенной или цветной бумаги). Уже сам по себе ука­занный способ предопределяет наиболь­шую степень обобщения и, кроме того, условную геометризацию природных форм.

Принципиально важно, чтобы при трансформации реальных образов из мира животных всемерно подчеркива­лось гуманистическое начало, что­бы трансформированные образы были немножко очеловеченными и одухо­творенными. Когда пластические преобразования силуэтной формы мо­тива или отдельных его частей, не­смотря на нарушение анатомического строения и деформацию объекта, на­правлены на выявление образного начала, они становятся вполне допу­стимыми, иногда даже необходимыми. В частности, правомочны и оправданы сильное преувеличение в части про­порций и усиление динамичности в изображении барана, показанном на рис. 93 (см. с. 182).

Рассматривая принципы трансфор­мации мотивов животного мира в ор­наментальные образы, надо обратить внимание и на то, что объемную про­странственную форму объекта в боль­шинстве случаев целесообразно пре­образовывать в плоскостную. Получае­мый при этом рисунок преобразовыва­ется в последующем на ткани в ор­наментальный узор текстильного рисунка.

Не случайно в процессе преобра­зования мотивов животного мира в плосткостные орнаментальные изобра­жения очень широко применяется так называемый аппликативный способ с использованием окрашенной или цвет­ной бумаги. Использование этого спо- соба уже само по себе предопределяет наибольшую степень обобщения природ­ных форм, условную геометризацию элементов и лаконизм изображения.

Сначала делается зарисовка с натуры, почти скрупулезная, острая. Переда­вая сходство внешнего образа, следует достигать выразительности пластики объекта, элементов его орнаментации. Одновременно с передачей каких-то характерных черт формы объекта нужно также обращать внимание и на такие подробности в природной форме, как орнамент оперения птицы, рисунок на крыльях бабочки и т. д. Так, подобная зарисовка с натуры индюка при­ведена на рис. 94 (см. с. 184). По сути дела это первый этап работы, а за­тем аппликативным способом выполняется обобщенное и стилизованное изобра­жение (рис. 95, см. с. 184).

Повторим еще раз: авторская зарисовка объекта с натуры является отправ­ным звеном, первым и очень важным этапом в декоративном этюдировании животного мира. Конкретная зарисовка в своем идеале должна выражать острым лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы, намечать принцип внутренней ее орнаментации. Затем работа над зарисовкой вступает во второй этап, где реальный образ преобра­зуется и трансформируется в более условный, орнаментальный. Второй этап и представляет собой интерес прежде всего в творческом отношении. Задача художника на данном этапе — используя в качестве первоисточника реальный образ природы (из мира животных), перевоплотить его путем трансформации в образ «второй природы», организованный по законам красоты орнаменталь­ного искусства.

Наряду с аппликативным, успешно может быть применен и другой, чисто графический способ обобщения природных форм. В этом случае графически плоскостно трактуются отдельные детали или форма в целом; что касается пространственной характеристики, она частично или полностью заменяется плоскостной.

Условное преобразование формы средствами графики или аппликации пред­ставляет интерес уже потому, что приближает художника к выполнению тре­бований, которым должен отвечать текстильный рисунок. Здесь имеются в виду активное и лаконичное обобщение формы, акцентирование и выявление самых характерных ее особенностей, отказ от пространственных характеристик мотива и фона, стилизация форм.

Подчеркнем, что выполнение этих требований может быть обеспечено спо­собом аппликации, посредством цветного графического решения, а также с помощью линеарного рисунка.

Способы выражения формы при декоративном этюдировании животного мира являются по существу своему внешним средством, средством для выра­жения определенного содержания. В то же время, как указывалось выше, более существенной, более принципиальной стороной преобразования мотивов животного мира является выражение их образного содержания. В данном случае следует прежде всего говорить об одухотворенности и некотором оче­ловечивании создаваемого образа, о внесении в создаваемые образы элементов забавных и сказочных, порой приводящих к фантастическому неправдоподо­бию, о мифической условности образов и т. д. Именно внесение таких эле­ментов, упоминавшуюся ранее гуманизацию образов животного мира следует

рассматривать как основу метода декоративного этюдирования, позволяющую художнику-орнаменталисту создавать сказочный мир красоты и доброты. А ис­пользование в рисунке в большей или меньшей степени утрированных деталей или искаженных движений и нарушения пропорций становится возможным и даже необходимым для создания нового условного образа в плане текстиль­ного рисунка.

Выше шла речь о возможности пластических преобразований животного мира, когда основной упор делается на трансформацию очертаний формы. Но несравненно более широкие горизонты открываются перед художником при решении внутренней орнаментации тех или иных форм — ведь кожный покров многих представителей мира животных природа орнаментировала необыкно­венно богато и разнообразно. Чтобы этот удивительный орнаментальный мир превратился в произведение искусства, необходимо прикосновение к нему руки человека, его творческое переосмысление худ



2016-09-15 1483 Обсуждений (0)
В орнаментальные мотивы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В орнаментальные мотивы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)