Предмет философии. Ранние формы философствования
Организационно-методические указания. Роль и значение дисциплины в подготовке специалиста Предмет философии занимает важное место в подготовке специалиста по программам высшего образования. Здесь рассматриваются как общетеоретические проблемы, так и мировоззренческая составляющая. Рассматривая формы общественного сознания, философия определяет основные методологические принципы научного познания. Особое значение для подготовке специалистов в области управления и юриспруденции имеют темы, связанные с такими формами общественного сознания как мораль, право, нравственность и реализация этих форм в общественной жизни и в деятельности конкретных государственных образований.. Цели изучения дисциплины. Целью изучения дисциплины является систематизация общетеоретических знаний и мировоззренческих подходов путем рассмотрения логики развития общественных процессов в системе человек - природа - общество. Задачи изучения дисциплины. Ознакомление студентов с логикой развития историко-философского процесса. Рассмотрение истории как логики в классической философской традиции, а также критики классического подхода к этой проблеме в современной философской мысли. Изучение основных принципов функционирования системы человек - природа - общество и формирования основных форм общественного сознания. Выявление значение философских категорий для исследования этой системы. Исследование основных подходов к определению общества и перспектив общественного развития в условиях глобализации общественных процессов Рассмотрение познания как специфической деятельности и роли науки как социального института в процессе познания. Знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в результате изучения данной дисциплины. Знание основных исторических философских школ. Приобретение навыка самостоятельной реконструкции философских систем на основе первоисточников. Приобретение навыка работы с сложными философскими текстами. Аналитические навыки, связанные с возможностью категориального анализа развития системы человек - природа - общество. Навыки связанные с возможностью методологического анализа научных концепций и парадигм и моделей общественного развития.. Основные виды учебных занят ий. Видами учебных занятий являются лекционные и практические занятия, которые в свою очередь проводятся в форме семинаров и коллоквиумов. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины. Базовые темы изучаются на аудиторных занятиях. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение методологически и концептуально связаны с базовыми темами. проверка работы студента по темам, вынесенным на самостоятельное изучение осуществляется на коллоквиумах. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов заочной формы обучения
История философии. Античная философия
Лекция 1. Предмет философии. Ранние формы философствования 1. Предмет философии. Его специфика. Место философии среди других форм познания. Категории мышления и бытия, их взаимоотношение. Предмет философии как отношение мышления и бытия. Отличие философских категорий от научной терминологии. Философия как мировоззренческая наука. Теоретические и практические составляющие философского знания.
2. Ранняя натурфилософия. Общая характеристика. Зарождение натурфилософии. Милетская школа. Понятие первоначала. Стихия как первоначало и элемент. Противоречие всеобщего и особенного как источник развития ранней философской мысли. Пифагорейская школа. Причины определения начала как числа. Предел и беспредельное в пифагорейской традиции. Огонь как первоначало в философии Гераклита. Взаимоотношение огня и логоса в гераклитовском учении.
3. Завершение натурфилософской традиции. Учение софистов о познании. Учение Парменида о бытии. Проблема видимости и мыслимости в апориях Зенона. Философия элейской школы как критика натурфилософского способа мышления. Изменение предмета познания у софистов. Благо как единственный критерий познания. Относительность понимания блага у софистов. Характеристика Платоном учения софистов.
Лекция 2. Философия Платона
1. Учение Сократа о благе и добродетели. Характеристика блага и разума у Сократа. Мудрость как практическая добродетель. Разум как мера добра и зла. Относительность блага и неизменность разума. Учение о познании Сократа. Диалектика как метод познания. Искусство наведения. Этический идеал Сократа. 2.Учение Платона об идеях. Идея как неизменный вид. Взаимоотношение идеи и единичной вещи. Стремление единичной вещи к неизменности и совершенству. Идея как цель существования вещей. Общая характеристика идеалистической философии Платона. Познание как припоминание. Практическое значение познания. Учение Платона о человеческой душе до и после смерти.
3.Учение Платона об обществе и государстве. Этическое значение учения об идеях. Учение о справедливости Платона. Место философа в обществе. Возможность построения общества на разумных основаниях. Общая характеристика идеального политика и идеального общества у Платона.
Лекция 3. Философия Аристотеля
1. Учение Аристотеля о сущности. Критика теории идей Платона. Представление о сущности у различных философов. Сущность как субстрат, как форма и как материя. Сущность как единичная вещь. Суть бытия вещи и определение. Видовое отличие как существенный признак. Учение Аристотеля о возможности и действительности. Движение и его источник. Понятие ума-перводвигателя в философии Аристотеля.
2. Учение о Аристотеля о познании и о месте человека в мире. Классификация наук. Категории возможного и действительного в гносеологии Аристотеля. Ум в возможности и действительности в познании. Понятие умопостигаемой материи в теории познания Аристотеля. Достоинство человека и познание в учении Аристотеля. Понятие раба по природе и человека-политика. Представление об идеальном обществе Аристотеля. Общее и отличное в учениях Платона и Аристотеля об обществе.
3. Общая характеристика философии эпохи эллинизма. Этический характер учений эпохи эллинизма. Смысл жизни и учение о счастье в учении Эпикура. Натурфилософия эпикурейцев и ее связь с их этическим учением. Учение о логосе стоиков и их жизненный идеал. Скептицизм Пиррона и скептицизм поздней и средней Академии. Значение скептицизма для развития философской мысли в эпоху раннего и среднего средневековья.
Философия Нового Времени
Лекция 4.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |