Человек и общество. Закономерности общественного развития
1. Общпая характеристика социальных процессов Динамические и статистические закономерности общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек в системе социальных связей. 2. Формационная концепция развития общества. Сущность идеалистического подхода к исследованию общественных процессов. Взаимоотношения государства и гражданского общества. Сущность материалистического понимания истории. Понятие способа производства и общественно экономической формации. Понятие социальной революции. Перспектива построения бесклассового общества в марксистском учении.
3. Цивилизационная концепция общественного развития. Философия жизни о культуре и цивилизации. Цивилизация как единство культурных приоритетов. Геополитический фактор в цивилизационных отношениях. Евразийство и цивилизационная теория. Возможность сближения цивилизаций и информационное общество. 4. Глобальные проблемы современности. Понятие “конца истории” в классической философии. Исчерпаемость энергетических ресурсов и теория Д.Рикардо. Экологическая и демографическая ситуация в современном мире. Процесс глобализации и иерархия производства в современном мире. Идеологические последствия энергетического кризиса. Глобальные проблемы и их причина в современной философии. Взаимосвязь техники, метафизики и современного кризиса. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
Лекция 10. Человеческое предназначение и свобода 1. Сущность человека и его предназначение. Сущность человека в античной философии. Практика аскезы как путь совершенства. Христианское представление о соборности и историческом предназначении человека. Критика христианства Ф.Ницше. Тезис о смерти бога и его значение для осмысления человеческого предназначения.
2. Свобода и необходимость, свобода и ответственность в классической и постклассической философской мысли. Фаталистические представления о человеческой судьбе в античности. Свобода и греховность в средневековой традиции. Сущность ренессансного гуманизма. Гуманизм и мораль. Свобода и ответственность в учении экзистенциалистов. Подлинное и неподлинное существование. Гуманистическая мораль и свобода в философии XX в.
3. Право и мораль как формы общественного сознания. Понятие объективного и субъективного духа в философии Г.Гегеля. Право и мораль как формы объективного духа. Государство как примирение общественных закономерностей и человеческой свободы. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах
Планы семинарских занятий ТЕМА 1. Философия и мировоззрение 1. Определение мировоззрения. Значение мировоззрения в жизни человека. 2. Простейшие формы общественного сознания: мифология. Символ и его отличие от понятийного мышления. 3. Взаимоотношение философии и мировоззрения. Практическое значение философии. 4. Предмет философии в его классическом понимании.
Литература. 1. Алексеев, П.В. Философия : учебник. Рек. НМС / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект : Велби, 2006 .— 604с. — (Классический университетский учебник) .— ISBN 5-98032-278-7. 2. Ильенков Э.В. Диалектика и мировоззрение. // Там же. Ст..345-365. 3. Ильенков Э.В. Учиться мыслить. .// Там же. Ст. 43-45. 4. Ильенков Э.В. Философия и молодость.// Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991, ст.18-29. 5. Канке, В.А. История философии : Мыслители, концепции, открытия : Учебное пособие / В.А. Канке .— М. : Логос, 2003 .— 430,[1] с. : табл .— Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-94010-248-4 6. Канныкин, С. В. Философия. Часть 1. Древний Восток - Немецкая классическая философия : Курс лекций / С. В. Канныкин .— Старый Оскол : ООО "ТНТ", 2005 .— 384с. — (Тонкие наукоёмкие технологии) .— Библиогр.: с. 379-381. 7. Канныкин, С. В. Философия. Часть 2. Систематическая философия : Курс лекций / С. В. Канныкин .— Старый Оскол : ООО "ТНТ", 2005 .— 312с. — (Тонкие наукоёмкие технологии) . 8. Лосев А.Ф. Логика символа. // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. ст. 247-275. 9. Лосев А.Ф. История философии как школа мыслить.// А.Ф. Лосев Философия. Мифология. Культура. 10. Радугин, А.А. Философия : Курс лекций. Учеб.пособ. / А.А.Радугин. Гос.комитет РФ по высш.обр. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М. : Центр, 2004 .— 333с. — (alma mater) .— Библиогр.: с.325-333 .— ISBN 5-88860-050-4 : 61-82 11. Титов, В.Ф. Философия : Учеб. пособие; рек. МО РФ / В.Ф.Титов, И.Н.Смирнов .— М. : Высшая школа, 2003 .— 318с. — ISBN 5-06-004224-3 : 59-80 12. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : Учебник. Рек. МО РФ / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов и др. — М. : ИНФРА-М, 2005 .— 519с .— (Высшее образование) 13. Философия. Ч.1. : История философии : Учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попова, проф. А.Н. Чумакова .— 2-е изд.перераб. и доп. — 2003 .— 374с .— (Студенту) .— Библиогр.:369-371с. — ISBN 5-7975-0120-1 : 74-80.
История философии. Античная философия . 2.1 Понятие начала в философии досократиков ( 2 часа ). 1. Учение милетской школы о начале. Проблема единства мира в античной натурфилософии.. 2. Гераклитовский логос как неизменная подвижность противоположностей. Мир как огонь и как логос. Натурфилософское понимание ума у Гераклита. 3. Космологическое учение пифагорейцев. Натурфилософские основания их учения. 4. Космология элеатов: причины двоякого определения космоса у Парменида. Апории Зенона их значение для критики натурфилософского понимания действительности
Литература.
3. Жмудь М. Древние пифагорейцы СПб. 1994.
8. Черняк В.Ф. мифологические истоки научной рациональности.//ВФ 1994 N 9 ст.37-52. Поздние натурфилософы. Сократ. Софисты
1. Учение Демокрита и Анаксагора. 2. Учение софистов о добродетели и истине 3. Учение Сократа о добродетели и истине.
Библиографический список
1. Асмус,, В. Ф. Античная философия : Учебное пособие / В. Ф. Асмус ; Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова .— 3-е изд. — М. : Высшая школа, 2005 .— 402с. — (История философии) .— Библиогр.: с.398 .— ISBN 5-06-003049-0.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |