Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек и общество. Закономерности общественного развития



2016-09-16 346 Обсуждений (0)
Человек и общество. Закономерности общественного развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Общпая характеристика социальных процессов

Динамические и статистические закономерности общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек в системе социальных связей.

2. Формационная концепция развития общества.

Сущность идеалистического подхода к исследованию общественных процессов. Взаимоотношения государства и гражданского общества. Сущность материалистического понимания истории. Понятие способа производства и общественно экономической формации. Понятие социальной революции. Перспектива построения бесклассового общества в марксистском учении.

 

3. Цивилизационная концепция общественного развития.

Философия жизни о культуре и цивилизации. Цивилизация как единство культурных приоритетов. Геополитический фактор в цивилизационных отношениях. Евразийство и цивилизационная теория. Возможность сближения цивилизаций и информационное общество.

4. Глобальные проблемы современности.

Понятие “конца истории” в классической философии. Исчерпаемость энергетических ресурсов и теория Д.Рикардо. Экологическая и демографическая ситуация в современном мире. Процесс глобализации и иерархия производства в современном мире. Идеологические последствия энергетического кризиса. Глобальные проблемы и их причина в современной философии. Взаимосвязь техники, метафизики и современного кризиса. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

 

Лекция 10.

Человеческое предназначение и свобода

1. Сущность человека и его предназначение.

Сущность человека в античной философии. Практика аскезы как путь совершенства. Христианское представление о соборности и историческом предназначении человека. Критика христианства Ф.Ницше. Тезис о смерти бога и его значение для осмысления человеческого предназначения.

 

2. Свобода и необходимость, свобода и ответственность в классической и постклассической философской мысли.

Фаталистические представления о человеческой судьбе в античности. Свобода и греховность в средневековой традиции. Сущность ренессансного гуманизма. Гуманизм и мораль. Свобода и ответственность в учении экзистенциалистов. Подлинное и неподлинное существование. Гуманистическая мораль и свобода в философии XX в.

 

3. Право и мораль как формы общественного сознания.

Понятие объективного и субъективного духа в философии Г.Гегеля. Право и мораль как формы объективного духа. Государство как примирение общественных закономерностей и человеческой свободы. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах

 

 

Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. Философия и мировоззрение

1. Определение мировоззрения. Значение мировоззрения в жизни человека.

2. Простейшие формы общественного сознания: мифология. Символ и его отличие от понятийного мышления.

3. Взаимоотношение философии и мировоззрения. Практическое значение философии.

4. Предмет философии в его классическом понимании.

 

Литература.

1. Алексеев, П.В. Философия : учебник. Рек. НМС / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект : Велби, 2006 .— 604с. — (Классический университетский учебник) .— ISBN 5-98032-278-7.

2. Ильенков Э.В. Диалектика и мировоззрение. // Там же. Ст..345-365.

3. Ильенков Э.В. Учиться мыслить. .// Там же. Ст. 43-45.

4. Ильенков Э.В. Философия и молодость.// Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991, ст.18-29.

5. Канке, В.А. История философии : Мыслители, концепции, открытия : Учебное пособие / В.А. Канке .— М. : Логос, 2003 .— 430,[1] с. : табл .— Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-94010-248-4

6. Канныкин, С. В. Философия. Часть 1. Древний Восток - Немецкая классическая философия : Курс лекций / С. В. Канныкин .— Старый Оскол : ООО "ТНТ", 2005 .— 384с. — (Тонкие наукоёмкие технологии) .— Библиогр.: с. 379-381.

7. Канныкин, С. В. Философия. Часть 2. Систематическая философия : Курс лекций / С. В. Канныкин .— Старый Оскол : ООО "ТНТ", 2005 .— 312с. — (Тонкие наукоёмкие технологии) .

8. Лосев А.Ф. Логика символа. // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. ст. 247-275.

9. Лосев А.Ф. История философии как школа мыслить.// А.Ф. Лосев Философия. Мифология. Культура.

10. Радугин, А.А. Философия : Курс лекций. Учеб.пособ. / А.А.Радугин. Гос.комитет РФ по высш.обр. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М. : Центр, 2004 .— 333с. — (alma mater) .— Библиогр.: с.325-333 .— ISBN 5-88860-050-4 : 61-82

11. Титов, В.Ф. Философия : Учеб. пособие; рек. МО РФ / В.Ф.Титов, И.Н.Смирнов .— М. : Высшая школа, 2003 .— 318с. — ISBN 5-06-004224-3 : 59-80

12. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : Учебник. Рек. МО РФ / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов и др. — М. : ИНФРА-М, 2005 .— 519с .— (Высшее образование)

13. Философия. Ч.1. : История философии : Учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попова, проф. А.Н. Чумакова .— 2-е изд.перераб. и доп. — 2003 .— 374с .— (Студенту) .— Библиогр.:369-371с. — ISBN 5-7975-0120-1 : 74-80.

 

История философии. Античная философия

.

2.1 Понятие начала в философии досократиков ( 2 часа ).

1. Учение милетской школы о начале. Проблема единства мира в античной натурфилософии..

2. Гераклитовский логос как неизменная подвижность противоположностей. Мир как огонь и как логос. Натурфилософское понимание ума у Гераклита.

3. Космологическое учение пифагорейцев. Натурфилософские основания их учения.

4. Космология элеатов: причины двоякого определения космоса у Парменида. Апории Зенона их значение для критики натурфилософского понимания действительности

 

Литература.

 

  1. Асмус,, В. Ф. Античная философия : Учебное пособие / В. Ф. Асмус ; Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова .— 3-е изд. — М. : Высшая школа, 2005 .— 402с. — (История философии) .— Библиогр.: с.398 .— ISBN 5-06-003049-0.
  2. Васильева, Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии : Пособие для студентов / Т.В.Васильева; Изд-тель С.А.Савин; Сост. Н.Н.Трубникова .— М. : Б.и., 2002 .— 452с. ; ???? В пер. — ISBN 5-902-121-01-9 : 185-40.

3. Жмудь М. Древние пифагорейцы СПб. 1994.

  1. Пендюрина, Л. П. [Рецензия] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки .— Б.м. — 2004 .— N 2 .— С. 104-106 .— ISSN 0321-3056 .— Рец. на кн.: Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики/Г. В. Драч.- М., 2003
  2. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западно-европейской философии: Античность, средневековье, эпоха Возрождения. М., 1997.
  3. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии М., 1997.
  4. Флоренский, П. А. Первые шаги философии. Лекции 6 и 7 / Флоренский П. А.; подгот. текста и примеч. О. Т. Ермишина // Философские науки .— Б.м. — 2005 .— N 1 .— С. 51-73 .— ISSN 0235-1188

8. Черняк В.Ф. мифологические истоки научной рациональности.//ВФ 1994 N 9 ст.37-52.

Поздние натурфилософы. Сократ. Софисты

 

1. Учение Демокрита и Анаксагора.

2. Учение софистов о добродетели и истине

3. Учение Сократа о добродетели и истине.

 

 

Библиографический список

 

 

1. Асмус,, В. Ф. Античная философия : Учебное пособие / В. Ф. Асмус ; Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова .— 3-е изд. — М. : Высшая школа, 2005 .— 402с. — (История философии) .— Библиогр.: с.398 .— ISBN 5-06-003049-0.



2016-09-16 346 Обсуждений (0)
Человек и общество. Закономерности общественного развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек и общество. Закономерности общественного развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)