Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иррационализм и современное общество



2016-09-16 419 Обсуждений (0)
Иррационализм и современное общество 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Учение А.Шопенгауэра как основание пессимистического воззрения на человеческое существование.

2. Взаимоотношение апполонийского и дионисийского начал в философии Ф.Ницше.

3. Философия экзистенциализма об отношении человека и общества.

 

Библиографический список

 

1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А.Шопенгауэр // Шопенгауэр А. Соч. – М., 1992. – Т.1. – С.128–183, 343–378.

2. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм / Ф.Ницше // Ницше Ф. Соч. – М., 1990 . – Т.1. – С.57–158.

3. Ницше Ф. “Антихрист” / Ф.Ницше // Ницше Ф. Соч. – М., 1990. – Т.2. – С.632–693.

4. Гончаров И. А. Философские основания гуманитарного знания / И.А.Гончаров. – Сыктывкар, 1994.

5. Геворкян А.Р. Проблема Диониса и Аполлона у Ф.Ницше и В.Шмакова / А.Р.Геворкян // Вопр. философии. – № 6. – 1999.

6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П.Сартр // Сумерки богов. – 1989. – С.318–344.

 

 

Методические указания

 

А. Шопенгауэр для определения воли использует понятие И.Канта вещь в себе. Как он обосновывает эту преемственность? Что такое представление с точки зрения А.Шопенгауэра? Является ли человеческое представление объективным отражением реальности? Каким образом эти понятия обосновывают пессимизм А.Шопенгауэра?

Влияние философии А.Шопенгауэра на учение Ф.Ницше об аполлонийском и дионисийском началах. Преодоление безысходности представления через волю к власти и волю к творчеству в ранней работе Ф.Ницше (“Рождение трагедии из духа музыки”). Античная трагедия и ее роль в формировании греческой культуры. Оценка деятельности Сократа в философии Ф.Ницше.

Оценка иудаизма и жречества в философии Ф.Ницше. Характеристика Ф. Ницше христианства. Христианство как одна из форм воли к власти. Отрицательное воздействие христианства на развитие культуры в философии Ф.Ницше. В заключение можно определить основные характеристики человека подлинно высокой культуры, с точки зрения Ф.Ницше.

Как отражается учение Ницше на философии экзистенциализма? Основные характеристики этой философии. Что понимается под подлинной свободой Ж.-П.Сартром? Что такое свобода? Возможна ли свобода без ответственности? Как вы понимаете тезис экзистенциалистов: “Человек в ответе за все происходящее в обществе”?

Экзаменационные вопросы

 

1. Предмет философии. Его специфика. Отношение философии к иным формам познания и человеческой практики: науке, искусству, религии

2. Определение мировоззрения. Значение мировоззрения в жизни человека.

3. Взаимоотношение философии и мировоззрения. Практическое значение философии.

4. Простейшие формы общественного сознания: мифология. Символ и его отличие от понятийного мышления

5. Учение милетской школы о начале. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен о единстве мира.

6. Гераклитовский логос как неизменная подвижность противоположностей. Мир как огонь и как логос. Натурфилософское понимание ума у Гераклита.

7. Космологическое учение пифагорейцев. Натурфилософские основания их учения

8. Космология элеатов: причины двоякого определения космоса у Парменида. Апории Зенона их значение для критики натурфилософского понимания действительности.

9. Учения младших натурфилософов: Анаксагор и Демокрит. Общее и отличное в их учениях

10.Определение софистами познания. Его цель. Причины подобной трактовки познания

11.Учение Сократа о добродетели и ее соотношении с разумом.

12.Учение об идеях Платона и его значение для понимания единства мира

13.Определение познания у Платона. Значение платоновской теории познания для дальнейшего развития философского знания.

14.Критика Аристотелем теории идей Платона. Учение Аристотеля о сущности.

15.Учение Аристотеля и Платона об обществе. Общее и отличное.

16.Философия стоицизма: основные характеристики: периоды развития.

17.Скептицизм Пиррона. Скептицизм академии. Общая характеристика и сравнение этих направлений.

18.Эпикуреизм. Периоды становления и общая характеристика учения.

19.Неоплатонизм, как целостная система. Плотин, Ямвлих, Прокл.

20.Общая характеристика философии Средневековья и Возрождения.

21.Цель познания, его методы в традиции эмпиризма. Критика Ф. Бэконом античной и средневековой философской традиции.

22.Определение познания и его источника в философии Р. Декарта. Причины декартовского дуализма.

23.Монизм Б. Спинозы Его учение о взаимоотношении материального идеального. Рационализм и детерминизм в философии Б. Спинозы.

24.Понятие субстанции у Г. Лейбница. Монада как субстанция. Принцип предустановленной гармонии и его значение в философии Г. Лейбница.

25.Сенсуализм Локка как развитие принципа эмпиризма. Взаимоотношение идей и качеств у Дж. Локка.

26.Критика абстрактных идеи и материальной субстанции у Дж. Беркли. Взаимоотношение субъективного и объективного в солипсизме. Дж. Беркли.

27.Сущность критицизма Д. Юма. Проблема обоснования научного знания в его учении.

28.Учение о теоретическом разуме И. Канта. Обоснование математики, естествознания и метафизики в философии И. Канта.

29.Учение о практическом разуме И. Канта. Моральное долженствование и возможность его рационального обоснования в этике И. Канта.

30.Преодоление Кантовского дуализма в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. Взаимоотношение трансцендентализма и натурфилософии Ф. Шеллинга.

31.Учение об абсолютной идее Ф. Гегеля. Абсолютная идея как логика и как самораскрытие духа в истории: субъективный, объективный и абсолютный дух.

32.Место логики в системе наук у Г. В. Гегеля. Учение о бытии, сущности и понятии. Общая характеристика.

33.Проблема идеального. Понятие сознания и общественного сознания в философии Э. Ильенкова.

34.Место и значение философии в культуре и истории. Система абсолютного знания как совпадение теоретического и практического в системе Г.Гегеля.

35.Критика К. Марксом и Ф Энгельсом идеализма в целом и гегелевской философии в частности.

36.Критика К. Марксом и Ф Энгельсом философии Л. Фейербаха.

37.Материалистическое понимание истории и его смысл..

38.Определение воли и представления в философии А. Шопенгауэра.

39.Учение А. Шопенгауэра как основание пессимистического воззрения на человеческое существование.

40.Взаимоотношение апполонийского и дионисийского начал в философии Ф. Ницше.

41.Определение высшей культуры и критика христианства в философии Ф. Ницше.

42.Современная философская герменевтика: этапы становления.

43.Общая характеристика философии экузистенциализма.

44.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Общая характеристика аналитической философии.

45.Пространство и время как формы существования материи.

46.Прогресс научного знания и формирование современной научной картины мира.

47.Учение об основных философских категориях.

48.Понятие современной научной революции.

49.Сознание и самосознание человека, формирование человека в процессе антропосоциогенеза.

50. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

51. Личность и общество. Роль личности в истории.

52. Мораль и право как формы общественного сознания.

53.Место политической реальности в структуре социума. Функции политики.

54. Эволюция общественного развития. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

 

 



2016-09-16 419 Обсуждений (0)
Иррационализм и современное общество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иррационализм и современное общество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)