Иррационализм и современное общество
1. Учение А.Шопенгауэра как основание пессимистического воззрения на человеческое существование. 2. Взаимоотношение апполонийского и дионисийского начал в философии Ф.Ницше. 3. Философия экзистенциализма об отношении человека и общества.
Библиографический список
1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А.Шопенгауэр // Шопенгауэр А. Соч. – М., 1992. – Т.1. – С.128–183, 343–378. 2. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм / Ф.Ницше // Ницше Ф. Соч. – М., 1990 . – Т.1. – С.57–158. 3. Ницше Ф. “Антихрист” / Ф.Ницше // Ницше Ф. Соч. – М., 1990. – Т.2. – С.632–693. 4. Гончаров И. А. Философские основания гуманитарного знания / И.А.Гончаров. – Сыктывкар, 1994. 5. Геворкян А.Р. Проблема Диониса и Аполлона у Ф.Ницше и В.Шмакова / А.Р.Геворкян // Вопр. философии. – № 6. – 1999. 6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П.Сартр // Сумерки богов. – 1989. – С.318–344.
Методические указания
А. Шопенгауэр для определения воли использует понятие И.Канта вещь в себе. Как он обосновывает эту преемственность? Что такое представление с точки зрения А.Шопенгауэра? Является ли человеческое представление объективным отражением реальности? Каким образом эти понятия обосновывают пессимизм А.Шопенгауэра? Влияние философии А.Шопенгауэра на учение Ф.Ницше об аполлонийском и дионисийском началах. Преодоление безысходности представления через волю к власти и волю к творчеству в ранней работе Ф.Ницше (“Рождение трагедии из духа музыки”). Античная трагедия и ее роль в формировании греческой культуры. Оценка деятельности Сократа в философии Ф.Ницше. Оценка иудаизма и жречества в философии Ф.Ницше. Характеристика Ф. Ницше христианства. Христианство как одна из форм воли к власти. Отрицательное воздействие христианства на развитие культуры в философии Ф.Ницше. В заключение можно определить основные характеристики человека подлинно высокой культуры, с точки зрения Ф.Ницше. Как отражается учение Ницше на философии экзистенциализма? Основные характеристики этой философии. Что понимается под подлинной свободой Ж.-П.Сартром? Что такое свобода? Возможна ли свобода без ответственности? Как вы понимаете тезис экзистенциалистов: “Человек в ответе за все происходящее в обществе”? Экзаменационные вопросы
1. Предмет философии. Его специфика. Отношение философии к иным формам познания и человеческой практики: науке, искусству, религии 2. Определение мировоззрения. Значение мировоззрения в жизни человека. 3. Взаимоотношение философии и мировоззрения. Практическое значение философии. 4. Простейшие формы общественного сознания: мифология. Символ и его отличие от понятийного мышления 5. Учение милетской школы о начале. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен о единстве мира. 6. Гераклитовский логос как неизменная подвижность противоположностей. Мир как огонь и как логос. Натурфилософское понимание ума у Гераклита. 7. Космологическое учение пифагорейцев. Натурфилософские основания их учения 8. Космология элеатов: причины двоякого определения космоса у Парменида. Апории Зенона их значение для критики натурфилософского понимания действительности. 9. Учения младших натурфилософов: Анаксагор и Демокрит. Общее и отличное в их учениях 10.Определение софистами познания. Его цель. Причины подобной трактовки познания 11.Учение Сократа о добродетели и ее соотношении с разумом. 12.Учение об идеях Платона и его значение для понимания единства мира 13.Определение познания у Платона. Значение платоновской теории познания для дальнейшего развития философского знания. 14.Критика Аристотелем теории идей Платона. Учение Аристотеля о сущности. 15.Учение Аристотеля и Платона об обществе. Общее и отличное. 16.Философия стоицизма: основные характеристики: периоды развития. 17.Скептицизм Пиррона. Скептицизм академии. Общая характеристика и сравнение этих направлений. 18.Эпикуреизм. Периоды становления и общая характеристика учения. 19.Неоплатонизм, как целостная система. Плотин, Ямвлих, Прокл. 20.Общая характеристика философии Средневековья и Возрождения. 21.Цель познания, его методы в традиции эмпиризма. Критика Ф. Бэконом античной и средневековой философской традиции. 22.Определение познания и его источника в философии Р. Декарта. Причины декартовского дуализма. 23.Монизм Б. Спинозы Его учение о взаимоотношении материального идеального. Рационализм и детерминизм в философии Б. Спинозы. 24.Понятие субстанции у Г. Лейбница. Монада как субстанция. Принцип предустановленной гармонии и его значение в философии Г. Лейбница. 25.Сенсуализм Локка как развитие принципа эмпиризма. Взаимоотношение идей и качеств у Дж. Локка. 26.Критика абстрактных идеи и материальной субстанции у Дж. Беркли. Взаимоотношение субъективного и объективного в солипсизме. Дж. Беркли. 27.Сущность критицизма Д. Юма. Проблема обоснования научного знания в его учении. 28.Учение о теоретическом разуме И. Канта. Обоснование математики, естествознания и метафизики в философии И. Канта. 29.Учение о практическом разуме И. Канта. Моральное долженствование и возможность его рационального обоснования в этике И. Канта. 30.Преодоление Кантовского дуализма в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. Взаимоотношение трансцендентализма и натурфилософии Ф. Шеллинга. 31.Учение об абсолютной идее Ф. Гегеля. Абсолютная идея как логика и как самораскрытие духа в истории: субъективный, объективный и абсолютный дух. 32.Место логики в системе наук у Г. В. Гегеля. Учение о бытии, сущности и понятии. Общая характеристика. 33.Проблема идеального. Понятие сознания и общественного сознания в философии Э. Ильенкова. 34.Место и значение философии в культуре и истории. Система абсолютного знания как совпадение теоретического и практического в системе Г.Гегеля. 35.Критика К. Марксом и Ф Энгельсом идеализма в целом и гегелевской философии в частности. 36.Критика К. Марксом и Ф Энгельсом философии Л. Фейербаха. 37.Материалистическое понимание истории и его смысл.. 38.Определение воли и представления в философии А. Шопенгауэра. 39.Учение А. Шопенгауэра как основание пессимистического воззрения на человеческое существование. 40.Взаимоотношение апполонийского и дионисийского начал в философии Ф. Ницше. 41.Определение высшей культуры и критика христианства в философии Ф. Ницше. 42.Современная философская герменевтика: этапы становления. 43.Общая характеристика философии экузистенциализма. 44.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Общая характеристика аналитической философии. 45.Пространство и время как формы существования материи. 46.Прогресс научного знания и формирование современной научной картины мира. 47.Учение об основных философских категориях. 48.Понятие современной научной революции. 49.Сознание и самосознание человека, формирование человека в процессе антропосоциогенеза. 50. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. 51. Личность и общество. Роль личности в истории. 52. Мораль и право как формы общественного сознания. 53.Место политической реальности в структуре социума. Функции политики. 54. Эволюция общественного развития. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |