Концепции исторического процесса конца 18-19 веков (философия истории Гердера и Гегеля, формационная концепция Маркса)
Значительный вклад в формирование социальной философии внесли немецкие философы:Иоган Готфрид Гердер (1874-1804) и Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Гердер считал, что развитие общества - это продолжение истории природы и законы его развития носят естественный характер, что в развитии культуры существует преемственная связь, что общество - это целостное образование, что все люди связаны между собой и обществом, что движущей силой истории является активность людей,их потребности и способности, что высший критерий общественного развития - принцип гуманности. Гегель создал диалектико-объективно-идеалистическое учение об обществе. Общество развивается, его история носит закономерный характер, но осуществляется не фатально, не автоматически, а через диалектику необходимого и случайного, а так как происходит через деятельность людей, из которых каждый активен и преследует свои цели и интересы, то из этого складывается результирующая направленность общественного развития, которая отличается от этих интересов и целей. Действия каждого человека носят случайный характер, а результирующая направленность - необходимый характер, который выступает как обнаружение разума Мирового Духа. Поэтому история это саморазвитие, поэтапное шествие Мирового Духа и его самопознание. Носителем Мирового Духа в разные эпохи является дух какого-то народа. Критерием в выделении этапов в истории является уровень прогресса в сознании свободы. Первому этапу соответствует восточный мир. У восточных народов не было свободы. Свободен лишь деспот, поэтому свобода это произвол деспота и повиновение остальных. Второй и третий этапы - это греческий и римский миры, в которых свобода была, носила ограниченный характер, т.е. она была лишь для части общества, поскольку было рабство. Четвертой этап - это германский мир. Именно германские народы, используя плоды Реформации и буржуазных революций, достигли гражданской и политической свободы. В учении Гегеля были отдельные материалистические идеи. Так, он считал, что в основе экономических отношений лежит труд, а эти отношения являются основой социальной дифференциации населения (сословное деление). Формационный подход и его развитие в середине 19-го века выдвинул Маркс. 1. Маркс исходил из понимания общества, как системы социальных отношений, способов, совместной деятельности людей. 2. Он подметил многообразие таких отношений и неравноценность по роли, которую они играют в обществе. 3. Маркс мысленно выделил материальные (производственные отношения), как главные, определяющие остальные. 4. Исходя из этого, при рассмотрении истории различных стран и народов он подметил, что при всей ее многообразности, в ней имеется идентичность, этапность, повторяемость. 5. Маркс обобщил порядки разных стран и народов в понятие общественно-историческая формация. Тем самым он выступил против понимания общества, как суммы индивидуумов, в котором все изменения происходят либо случайно, либо фатально и показал, что общество это система социальных образований, явлений, что нет "общества вообще", что всегда имеют место определенные типы его устройства, что история представляет собой развитие и смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Всякая ОЭФ: (Общественно-экономическая формация). 1. имеет свой особый способ производства материальныхблаг в качестве собственной основы; 2. это качественно особый тип общества, общественного устройства; 3. это закономерный этап в развитии общества; 4. занимает определенное место среди других ОЭФ. Ком/ ОЭФ
Кап/ОЭФ Ф/ ОЭФ
Р/ОЭФ П/ОЭФ П- первобытная; Р- рабовладельческая; Ф- феодальная; Кап.- Капиталистическая; Ком.- коммунистическая.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (781)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |