Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ



2016-09-16 343 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ

ЗАВИСИМОСТЕЙ....................................................

Глава 1. Поддержка клиента ........................................

Глава 2. Усугубление проблемы ....................................

Глава 3. Переосмысление жизненного опыта ..................

Глава 4. Актуализация и поддержание

личностного ресурса .......................................

Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма .............................................................

Глава 6. Профилактика срыва.......................................

Глава 7. Формирование созидательной жизненной

программы...........................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................

Рекомендуемая литература...........................................

ПРИЛОЖЕНИЕ ..........................................................

Билль о личных правах................................................

РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ»

Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.

Абуль-Фарадж

ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА

Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочета­ние... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медита­тивных сказок можно снимать напряжение и осуществлять по­зитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение за­висимости, среди прочих причин, связано с определенным нрав­ственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» являет­ся предметом сказкотерапии зависимостей.

В связи с этим использование сказкотерапии, с одной сторо­ны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством ин­дивидуальной и групповой терапии.

В США с начала сороковых годов оформилась система, со­действующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Програм­ме «Двенадцать шагов».

Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаемсвое бессилие перед алкого­лем, признались в том, что потеряли контрольнад своей жиз­нью».

Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекра­щению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия пе­ред ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.

Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здо­ровье».

Этот шаг подразумевает определенное умаление собственно­го «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра ми­роздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».

Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».

Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опи­рается на действия, ограничивающие собственную волю и чув­ство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:

Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».

Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».

На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добро­совестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет пред­принять меры, направленные на достижение желаемых изме­нений».

Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений».Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая челове­ка от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести

чувство покоя.

Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, что­бы Богизбавил насот всех наших недостатков».

Этот шаг предполагает формирование внутренней готовнос­ти к самосовершенствованию.

Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».

Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в про­тивовес унижению, и анализируется его применение в жизнен­ной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чув­ство смирения*.

Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».

«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами по­зволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согла­ситься с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотноше­ния с людьми.

Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допус­кали ошибки, сразу их признавали».

Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представле­ниям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».

Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размыш­ления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понима­ем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует ис­полнить, и о даровании силы для этого».

Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы по­стараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».

Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство са­моуважения и распространяется мировоззрение трезвости.

Как видно, основной акцент этой программы - признание Бога, или иной Высшей силы. Вот что пишет об этом польский нарко­лог Богдан Воронович: «Первое знакомство с содержанием "Две­надцати шагов" может вызвать подозрение, что тебя пытаются заманить в какую-то организацию или секту. Так могут рассуж­дать только те, кто не знаком близко с Программой и потому не знает, что от членов Сообщества Анонимных Алкоголиков ник­то не требует одной-единственной концепции Бога. При более близком знакомстве с содержанием "12 шагов" легко можно за­метить, что любой член Сообщества может сам определить свою "Высшую силу", то есть Бога, "как я его понимаю", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать».

Один из основателей Сообщества Анонимных Алкоголиков -Бил В. писал: «Пусть вместо Бога признают какую-либо разум­ную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что суще­ствует какая-то сила, более великая, нежели чем они сами».

Программа «Двенадцати шагов» не имеет сектантского ха­рактера. Мы видим, что она основана на нравственных общече­ловеческих ценностях. Если развивать эту мысль далее, можно сказать, что человеку, не имеющему явно выраженной зависи­мости, также будет полезно осознание идей программы и выра­жение их в своей жизни.

Другими словами, традиционная психотерапия химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравствен­ной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.

Вот что пишут своим пациентам специалисты американско­го Дотоксикационного Центра: «Годы питья и потребления нар­котиков вызывают у людей уход от себя и прекращение лично­стного роста. Вместо распознавания чувств и работы с ними, вы бежите от них. Исследования показывают, что наиболее частой причиной рецидива у лечившихся по поводу алкоголизма и наркомании являются трудности, связанные с неприятными

чувствами. <...> Многие люди в начале программы чувствуют себя очень плохо. Выражая свои чувства, изучая себя и свои ограничения, позволяйте другим узнать вас лучше, у вас есть шанс приобрести новое чувство самоуважения и более достой­ный способ общения с другими. Алкоголь и наркотики способ­ствуют потере былых ценностей и приоритетов. Во время про­граммы вы можете начать открывать то, что важно для вас в жизни. Помните, трезвость должна быть первым преимуще­ством, все остальное зависит от этого. <...> Большинство людей с химической зависимостью чувствительны к критике и отвер­жению и стремятся скрывать свои чувства от других. Учитесь выражать себя. Учитесь просить без агрессии и пренебрежения. Учитесь просить о помощи и не зависеть от другого челове­ка. <...> Важная часть программы - научение способам совладания со стрессорами без прибегания к алкоголю и наркоти­кам. <...> Трезвость дает Вам возможность создать новую жизнь, а для этого необходимо много над собой работать».

Изучая литературу по зависимостям, можно найти подроб­ные описания наркотических веществ, способы их применения и вызываемые ощущения. Нередко появляется ощущение, что держишь в руках пособие по формированию зависимости. Воз­никает вопрос, если мы, специалисты, так много знаем, почему так часто разводим руками перед реальной проблемой, перед реальной человеческой бедой? Сейчас все чаще говорят о том, что излечить от наркомании и алкоголизма практически не­возможно, но необходимо помещать «зависимых» в специаль­ные реабилитационные центры для того, чтобы они не «втяги­вали» в порок новых людей. Парадоксально, но чем чаще под­нимается проблема наркомании, алкоголизма, чем больше вы­деляется средств на ее решение, тем больше появляется зависи­мых людей. Сейчас появились новые формы зависимостей: от карточных и других азартных игр, от Интернета, от виртуаль­ных игр, от музыки, от...

Налицо проблема нравственной деградации, выраженная в Различного рода зависимостях. Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в Разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и прит­чах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием.

ГЛАВА 2. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ.

Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и слу­жит в большей степени профилактическим целям. Ее основа -формирование нравственных ориентиров, стимулирование раз­вития Созидателя в душе ребенка, подростка и взрослого.

Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:

  • диагностическом,
  • воздействующем,
  • профилактическом, развивающем.

Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок:

  • художественные,
  • дидактические,
  • психокоррекционные,
  • психотерапевтические,
  • медитативные.

В сказкотерапии зависимостей используется в большей сте­пени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздей­ствие осуществляется с помощью психотерапевтических и ме­дитативных сказок.

Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художе­ственного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотера­пии зависимостей подбираются специальные художественные психотерапевтические сказки. Варианты таких сказок приве­дены в этой книге, однако они не являются единственно воз­можными.

Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки пер­вого вида), насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностного ресурса клиента (медитативные сказки третьего типа)[1].

Сформировать концепцию сказкотерапии зависимостей, оп­ределить ее стадии нам помогла чудесная сказка Скайдрите Калдупе «Зеленый кувшин».

Зеленый кувшин (сказка Скайдрите Калдупе)

Пьяницу Думписа отец выгнал из дому. Ведь сын только и знал, что за сто­лом посиживать да из коричневого кувшина пиво прихлебывать. Пока был юн­цом - работы не чурался, а с годами больно нерадивым стал. Выпьет один кув­шин с пивом, потом другой, третий и давай на всю округу реветь, словно бык. Пускай теперь поревет в лесах и болотах. Пускай узнает;такой ли зычный, такой ли молодецкий будет у него там голос.

Но Думпис в лесу не остался, бегом его пробежал, да так быстро - только черные сапоги мелькали. За лесом тянулось болото. Серые кочки, будто важные барыни в ожерельях из клюквы, злобно зашипели:

- Не подходи к нам так близко! Ты же пьяница, Думпис!

И побрел Думпис краем болота, но не успел еще далеко уйти, как вдруг слы­шит: в болотных сосенках кто-то вроде бранится, кричит сердито:

- Полкрр-ружки! Полкрр-ружки!

Глянул Думпис па верхушку сосны и говорит:

- Эй, голубок, откуда знаешь, что я полкружки одним глотком выпиваю? Подглядываешь за мной, что ли?

А лесной голубь свое заладил:

- Полкрр-ружки! Полкрр-ружки! Не подходи близко, пьяница Думпис!

И Думпис побежал от него без оглядки. «Добегу, - думает, - до голой поля­ны, может, там меня никто не знает». Прибежал. Видит: мечется по голому пус­тырю чибисова женушка в белом переднике, белой косынке и криком кричит:

- Дрр-рака! Дрр-рака! Вон пьяница Думtтс к нам заявился! Значит, бытьдр-рраке! Нахмурился Думнис. повернул назад, к болоту. Идет, смотрит, как его блестя­щие сапоги болотная ржавь пачкает, и бормочет себе под нос:

- Никому я не нужен, никому я не нужен...Мелкие чахлые сосенки шелестят, шепчутся:

- Да мы сквозь землю провалимся со стыда, если Думпис подойдет к нам близко.

Думпис миновал их и остановился на островке суши посреди огромного бо­лота. «Никому я не нужен». - вновь пробормотал он и даже не заметил, как из глаз покатились слезы и упали на белые кудри багульника.

- Эй, ты мне бороду не мочи! - спокойно и в то же время строго окрикнул его чей-то голос из зарослей багульника. - Я было прилег отдохнуть, а тут слышу -кто-то плачет.

Из кустов на Думписа смотрели огромные голубые глаза- Приглядевшись, он различил копну русых волос, всю в хвойных иглах и цветах.

- Здравствуй, Великан! - кланяется Великану Думпис. - Я тоже хотел было отдохнуть на островке, да вижу - это я на твоем лбу пристроился. А ты, стало быть, и есть Великан Драконья Голова? Я от деда слыхал, будто прадед мой од­нажды с тобой повстречался. Я-то никак не ожидал тебя на болоте увидеть.

-Да я пришел посмотреть, как нынче багульник цветет, больно нравится мне его запах. А заодно проверил, лежит ли еще кольцо в болотной глуби, - ответил Великан и добродушно заморгал глазами.

- Какое кольцо?! - спрашивает Думпис.

- Медное. - ответил Великан. - С позапрошлого лета оно на болоте лежит. Но никто не приходит за ним, не выкапывает, видно, ленится поглубже копнуть.

- Кому же придет охота этакое болотище перекапывать?! Доброй пахотной земли вокруг - сколько душе угодно.

- Да какое же оно болотище?! Всего-то маленький мшарничек. Вижу, один неразумный малый опрометью по нему пробежал да щегольские сапоги свои гря­зью заляпал. - насмешливо пробурчал Великан.

А у Думписа на душе вмиг полегчало. Еще бы! Сам Великан славный, знаме­нитый журит его добродушно, как младшего брата, и вовсе не гонит прочь.

- Придется мне, пожалуй, целый год болото месить, пока отсюда выберусь, -боязливо проговорил Думпис. - Оно тогда и лучше, что не болотище это, а как ты сказал, маленький мшарничек.

- Человек достойный всюду себе достойную работу сыщет. - сказал Вели­кан. - Ты попробуй выкопать из болота кольцо. А не сумеешь,так хоть постереги его. пока не найдется человек с умом ясным, руками могучими. Такой, которому под силу из болотной хляби кольцо достать. Да только смотри - пьянчужек не подпускай.

Со стыда Думпис опустил голову, но все же собрался с духом и посмотрел Великану в глаза. Похоже. Великан не знал, с кем говорил. Как хорошо!

- Мне в дорогу пора, - сказал Великан. - Хочу сегодня вечером побеседо­вать с жаворонками, что живут вблизи Даугавы.

Заколыхалось болото - Великан стал подниматься. По рукаву Думписарес­ницами пошоркал.

И вот уже вдали над болотом будто зеленый с рыжими пятнами холм замая­чил. Это Великан показывался в зеленом своем плаще. Долго, до самых сумерек радостношумел лес, откликаясь на шаги Великана. А болотные осинки, покачи­ваясь от его теплого дыхания, лишь чуть слышно шелестели. Но чем дальше ухо­дил Великан, тем ближе опять подбиралась к болоту тоска. А Думпис-то решил. что она вовсе сгинула.

Снова и снова пытался Думпис выбраться из болота, но оно не выпускало его на волю. 11ервая ночь выдалась скупая - ни единой звезды не зажгла. Во тьме смут­но виднелись лишь чахлые сосенки. 11орою они махали ветвями на студеном ветру, точно призрачные ночные бабочки крыльями. Думписа мучила жажда. Раз, другой припадал он к болотной луже, но, почуяв запах гнили, пить эту воду не смог. Нако­нец он улегся, положил голову на кочку, но вдруг... превратился в болотную птицу.

Тоска, точно тяжелые капли дождя, пригибала крылья птицы. И вместе с тос­кой прихлынули воспоминания. Думпис цеплялся за них, не отпускал. Он так боялся, что в образе птицы навсегда позабудет то время, когда был человеком. Хорошее вспоминалось куда чаще, чем плохое. Плохое было горьким,как незре­лые ягоды рябины. А хорошие воспоминания бодрили, как вино из плодов дикой яблони. Было бы кому слушать -Думпис рассказывал бы лишь о том, что вспоми­налось так радостно. О тех днях, когда он не был еще пьяницей, с которым даже птицы на Голой поляне разговаривать не хотели, кого лесной голубь гнал прочь, от кого сосенки болотные отворачивались, завидев издали...

Озирается птица-Думпис, словно ищет, к кому бы за помощью обратиться, да нет никого.

Утро пришло погожее, с душистым ветром.

-Кру-кру... Что пригорюнился, будто последний твой час наступает? -спра­шивает Думписа молоденькая сизо-серая журавлиха.

-Так ведь и жить нет никакой радости. Застрял я на болоте, в птицу превра­тился. Никто со мной подружиться не хочет, никому я не нужен. Тяжкие воспоми­нания сердце надрывают, белый свет не мил.

Подошла молоденькая журавлиха поближе и говорит:

- Неужто нет у тебя ничего такого, что стоит вспоминать?

- Есть, Журавушка, как не быть. Остался у меня дома золотисто-зеленый гли­няный кувшин. Не тот, из которого ячменную брагу прихлебывал, а другой. Не Успел я прихватить его, когда отец меня из дому выгнал. Кувшин мне этот нынче ночью во сне привиделся. Будто пью из него прозрачную водицу- напиться не могу. А утром проснулся - одно болото кругом.

- Коли в этом вся беда, - говорит Журавушка. - могу помочь. Разве будешь ты из такого красивого кувшина пить болотную воду?

- Нет. Журавушка, что ты! Мне бы только любоваться им. счастливые дни вспоминать. Ведь кувшин этотраньше всегда при мне был. когда лен сеял, или сено косил, или паровое моле вспахивал. Ты мне веришь, Журавушка?

- Верю!

Повеяло на Журавушку теплом, будто от весенней пашни, и она сказала:

- Жди меня туг на болоте. Постараюсь отыскать твой зеленый кувшин. Не завтра, не послезавтра, так уж на третий день обязательно ворочусь.

И остался Думпис на болоте Журавушку дожидаться. А она целое лето иска­ла, бегала, кликала:

- Ку-да. ку-да скрры-ли? Ку-да кувшин зеленый скрры-ли?

Но ни в избе на столе нет его, не в клети на скамье нет, ни возле пруда у баньки - нигде кувшина не видно.

- Ку-да скрры-ли? Ку-да скрры-ли?

На исходе лета, когда поспели яблоки, нашла Журавушка зеленый кувшин в грязи, в зарослях лопуха. Рядом валялся плуг да пара старых лаптей. Слышала Журавушка, как люди говорили, что это пьянчуга-парень добрую пашню в грязи оставил.

Подхватила Журавушка зеленый кувшин и скорей к роднику. Зачерпнула про­зрачной воды до краев и принесла Думпису на болото.

- Это он и есть, наш зеленый кувшин. - обрадовался Думпис. - Мать в него березовый сок или медовое питье в летнюю жару наливала, а то и студеную води­цу из родника близ гречишного поля.

Пьет Думпис из кувшина, напиться не может. И кажется ему. что кувшин пахнет душисто, как цветущее поле гречихи. И давай Журавушке рассказывать, как красиво гречиха цветет, как звенит и гудит поле, когда она созреет. И как мелькают белые деревянные ложки, когда усядутся ребятишки вокруг миски с гречневой кашей.

На второй день опять просит Думпис Журавушку:

- Принесла бы ты мне водицы из родника, что близ ржаного поля течет. И полетела Журавушка над полями дальними, кличет:

- Курлы-курлы! Зеленый кувшин, укажи, укажи, где родник у ржаного поля!

Нашлародник, зачерпнула полный кувшин родниковой воды, принесла Дум­пису. Тот пьет не напьется, кувшин и Журавушку нахваливает. И рассказывает ей. как рожь цветет, какой запах у налитого зерном колоса, а какой у пустого. Под конец вспомнил вечера субботние, когда матушка из ржаной муки хлеб пекла. А на другое утро опять просит Журавушку:

- Принесла бы ты мне водицы из родника, что журчит у ног старой дикой яблони. Та вода все равно как вино из диких яблочек, такое вино я хотел поста­вить себе на свадебный стол.

И полетела Журавушка над полями дальними, кличет:

- Курлы-курлы! Зеленый кувшин! Укажи, укажи мне родник под ногами у дикой яблони.

Нашла родник, зачерпнула полный кувшин и Думпису принесла. Тот пьет не напьется, кувшин и Журавушку нахваливает. И рассказывает ей. как цветет дикая яблоня и до чего вкусны ее зеленые дички, если не трогать их до самой маслени­цы, до последних вьюг. А Журавушка запечалилась и сказала:

- Мне скоро придется улететь, оттого что некому уберечь меня от зимних морозов и вьюги.

Вздрогнул Думпис. словно близкую белу почуял. Страшно ему потерять Жу­равушку. ее доброе сердце. И только теперь спохватился, что всю осень все о себе говорил, ни разу про нее саму не спросил. И давай придумывать, чем бы Журавушку порадовать, какой подарок ей сделать памятный, чтобы никогда не забыва­ла этого лета и осени. И вспомнил он о кольце, про которое Великан рассказывал. И когда Журавушка опять улетела за ключевой водой, принялся болото раскапы­вать. 1'убил длинным клювом заросли голубики, обомшелые кочки, вычерпал ма­лые окна воды, разгреб крыльями мох, плети плауна, пласт слежавшейся хвои. Прав был Великан. Мшарник этот никакое ни болотише. а просто заброшенный, лесным зверьем истоптанный луг. Когда повычерпал он лужи, отгреб в сторону кучи мха, плауна, хвои, показалась добрая твердая земля. Думпис долбил ее с такой силой, словно старался алмаз расколоть. И земля вдруг раскрылась, и в ней блеснуло медное кольцо.

Подхватил его Думпис и скорей Журавушку искать.

- Возьми мой подарок, - говорит он ей. - Больше мне нечего тебе подарить. Взяла Журавушка кольцо, поглядела на него, улыбнулась и тотчас преврати­лась в красивую девушку.

- Это мое кольцо, - сказала девушка. - я его позапрошлым летом в болото забросила, не хотела случайному жениху отдавать. Подумала - у кого хватит сме­лости кольцо мое выкопать, тот и будет мой суженый. Да никто не приходил, не откапывал. А я бродила по болоту и плакала, пока не превратилась в Журавлиху. Спасибо тебе, спасибо! Л ты восьми свой .еленый кувшин, сам его береги. Он до краев полнится такими добрыми воспоминаниями, что больше не станут тебе ка­заться былые дни пустыми и бесполезными.

Едва Дум писщица взял зеленый кувшин из рук девушки, как тотчас превра­тился в статного парня, каким был Думпис прежде. Взял он с собой зеленый кув­шин, взял и Журавушку. Теперь-то он сумеет ее уберечь от зимних морозов и вьюг.

Зажили молодые счастливо. И в будни, и в праздники стоял у них на столе зеленый кувшин с питьем, от которого сил прибывало. Иной раз от кувшина ду­шисто пахло гречихой в цвету или зацветшей рожью. А если подчас пригорюнит­ся муженек, вспомнит печальное, молодая жена наполнит зеленый кувшин пить­ем из диких яблочек, подаст ему и скажет:

- Хор инее всегда помнится лучше, чем плохое. Добрые воспоминания силы прибавляют, как целебное питье.

Муж нриооодригся. екпчеет:

- И правда. Помню, повстречался я однажды с могучим добрым Великаном. Знаешь, он какой? Когда все тебя сторонятся, когда ты и сам себя стыдишься, он тебя не чурается, не бранит, а дает добрый совет. И совет его дороже золота.

А люди, бывало, заслышав такие слова, недоверчиво головой качают: где ж это Думпис Великана повстречал? Пустое болтает, хвастает... Он же пьяницейбыл...

Но женушка прижмется щекой к зеленому кувшину с питьемиз диких ябло­чек, глянет на мужа и скажет:

- А я тебе верю... И тогда, на болоте, сразу поверила.

В этой сказке отражена история проблемы и указаны пути ее разрешения. Иначе говоря, сказка описывает динамику про­блемы и стадии сказкотерапии зависимости.

Для того чтобы выделить стадии сказкотерапии зависимос­тей, проанализируем путь, который проходит герой сказки -Думпис.

1. Общественное отвержение

Пьяницу Думписа отец выгоняет из дома. Его отвергают не только люди, но и животные, птицы, растения и даже болотные кочки. Все, кто окружают героя, видят только его пробле­му и по этому признаку лишают его поддержки и возможности взаимодействия с ним.

Ощущение отверженности, «ненужности» - первый серьез­ный показатель надвигающегося кризиса. Что можно противо­поставить этому чувству? Согласно сказочной традиции - доб­рое дело для других. Однако есть ли у человека в состоянии кризиса силы для конструктивного альтруизма? Пожалуй, нет. Как и сказочный герой, человек плачет и, жалея себя, «при­кладывается» к предмету зависимости.

В реальной жизни чувства «отверженности» и «ненужнос­ти» могут пройти путь от болезненных ощущений к приятным. Они могут стать веской причиной для употребления алкоголя и наркотиков. Порочная цепочка «отверженность - боль - проти­воядие (алкоголь, наркотик)» образует в сознании клиента ус­тойчивую иллюзию самотерапии.

На этом этапе и герой, и реальный химически зависимый человек отрицают свою проблему, ищут компромисса с самим собой.

2. Изоляция

В контексте сказкотерапии мы рассматриваем «сказочные уроки», расшифровываем то, что «хотела сказать» нам сказка, чему она нас учит. В данном случае сказка нас учит, помимо прочего, тому, что человеку в кризисном состоянии необходи­мо изменить среду пребывания. В сказке Думпис невольно по­падает на болото и там остается надолго. Правда, как потом выясняется, это вовсе не «болотище», а просто «махонький мшарничек».

Не указание ли это на помещение зависимого человека в специальные условия?..

3. Встреча с добрым помощником

Думпис встречает на болоте Великана, после разговора с которым у него проходит тоска и «легчает на душе». Что же сделал Великан для достижения такого мощного психотерапев­тического эффекта? Во-первых, Великан не рассматривал Дум­писа только как носителя проблемы. Более того, он сделал вид, что не знает о пороке героя. Во-вторых, Великан, игнорируя депрессивное состояние Думписа, шуткой легко снимает психо­эмоциональное напряжение героя. В-третьих, Великан как бы «роняет» в душу Думписа зерно перспективы выхода из кри­зисного состояния. «Человек достойный всюду себе достойную работу сыщет, - сказал Великан. - Ты попробуй, выкопай из болота кольцо. А не сумеешь, так хоть постереги его, пока не найдется человек с умом ясным, руками могучими, такой, ко­торому под силу из болотной хляби кольцо достать. Да толь­ко смотри, пьянчужек не подпускай». Фактически Великан обращается к личностному ресурсу героя, но делает это как будто ненароком. Интересно, что встреча с добрым помощником об­ладает эффектом «отсроченного действия»: проблема Думписа разрешается «не по мановению волшебной палочки», а через достаточно длительное время, когда герой становится готовым к положительным изменениям.

Добрый Великан как будто дает совет психологам, работаю­щим с зависимыми людьми: начало работы - это мягкая нена­вязчивая поддержка, указание перспектив выхода из проблемы не «в лоб», а мимоходом, иносказательно, или «сказочно». Этим советом мы воспользуемся в дальнейшем.

4. Усиление кризисного состояния

«Чем дальше уходил Великан, тем ближе опять подбира­лась к болоту тоска. А Думпис то решил, что она вовсе сгину­ла». Сказка предупреждает нас о том, что положительные из­менения психоэмоционального состояния клиента на первых парах терапевтического консультирования могут быть связаны с личностью психолога. Сам герой не может еще регулировать свое состояние, снимать стресс конструктивным путем. Добрая беседа, понимание, сопереживание положительно влияют на его состояние, однако здесь можно столкнуться с «подводным кам­нем». Не излечившись от одной зависимости, клиент может приобрести другую - зависимость от встреч с психологом. Что же делать? Вспомним сказочную ситуацию: Великан показыва­ет Думпису, как можно с пользой использовать свое пребыва­ние на болоте. Он предлагает герою конкретное задание, соот­ветствующее его возможностям, и уходит. Похоже, сказочный совет в терапии зависимостей предельно определен: стадия под­держки должна закончиться передачей ответственности клиен­ту и некоторым конкретным заданием, которое должен выпол­нить клиент в перерыве между сериями терапевтического кон­сультирования .

Итак, герой остается наедине с самим собой. Что же с ним происходит? На болоте Думписа мучает жажда, но болотную воду он пить не может. Если перенести эту ситуацию в реаль­ную жизненную практику, речь идет о сильнейших физичес­ких и физиологических проявлениях зависимости. Мучения героя закончились трансформацией. Он превратился в болот­ную птицу. В чем лее состоит здесь сказочный урок для специ­алиста? После пережитого физиологического кризиса зависи­мый человек может сильно измениться и внешне, и эмоцио­нально. С одной стороны, на данной стадии происходит приня­тие своей проблемы. Но, с другой стороны, ощущение собственного бессилия перед зависимостью, перед жизнью порождает апатию, депрессивное состояние. Однако естественная динами­ка внутреннего развития в это время, как это ни странно, «ра­ботает» на выздоровление...

5. Осмысление жизненного опыта

«И вместе с тоской прихлынули воспоминания, и Думпис цеплялся за них, не отпускал. Он так боялся, что в образе пти­цы навсегда позабудет то время, когда был человеком. Хорошее вспоминалось куда чаще, чем плохое». После того как пробле­ма внутренне принята, острый кризис миновал, сказка совету­ет начать новый этап терапевтического консультирования. Его «мишень» - жизненный путь, опыт клиента. Здесь важен про­цесс переосмысления жизненных Ситуаций. Особенно тех, ко­торые привели к нравственному кризису, «сбою» духовного раз­вития. На этой стадии зависимый человек уже имеет положи­тельную мотивацию к лечению и консультированию; хочет «вы­говориться».

В сказке Думпис в этот период выздоровления встречает Журавушку, которая становится его реальной помощницей. В реальной практике терапии зависимостей на этой стадии мо­жет смениться консультант. Однако это совершенно необяза­тельно.



2016-09-16 343 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)