Интерпретация «уроков» притчи
Наиболее важны для нас два аспекта этой притчи: • принятие своей судьбы; • вера в свою судьбу. С чем может быть связано полное доверие своей судьбе? Среди прочих ответов для нас важен следующий: с пониманием своей значимости и полезности, с пониманием своего предназначения. Герой притчи Бирбал очень многое сделал для своего народа и падишаха. Он приготовился принять свою судьбу, осознавая, что если ему придется умереть, это означает успешное завершение его жизненного пути. Иными словами, если бы дело Дошло до казни, это означало, что судьба ему сказала примерно следующее: «Ты уже принес достаточно пользы людям, ты еде- лал все, что мог. Спасибо». С этой мыслью он легко бы принял смерть. С другой стороны, если бы произошло событие, в результате которого он остался бы жить, это означало, что он еще не все сделал, не выполнил полностью свое предназначение. Бирбал остался жить, и это говорит о том, что впереди у него еще множество дел для общего процветания. С другой стороны, возникает вопрос: не испытывал ли Бирбал свою судьбу, не играл ли он с ней? Притча учит нас тому, что люди, много потрудившиеся на благо других, не играют с судьбой, а принимают ее. Но есть люди, которые испытывают судьбу, играют в «русскую рулетку» лишь от скуки, от ощущения внутренней пустоты, а иногда и глупости. И это разрушает их личность и судьбы их близких. Но как отличить человека, принимающего свою судьбу, от человека, с ней играющего? Только по его делам, только по тому, какую пользу он принес миру. Видели ли от него добро те, кто в этом нуждался? Получали ли от него поддержку те, кому это было необходимо? Если нет - перед нами человек, играющий со своей судьбой. Безответственно «разбрасывающий» свой дар. А как люди играют с судьбой? По-разному. Кто-то принимает наркотики, или избыточные дозы алкоголя, кто-то играет в азартные игры, кто-то специально ищет ситуации, угрожающие жизни. Может быть, кому-то кажется, что он так испытывает себя, что ничего в этом страшного нет, но на самом деле он испытывает судьбу. В чем же урок притчи? С одной стороны, в бережном отношении к своей жизни, к своему здоровью. Ведь если не ценишь свою жизнь, никогда не узнаешь, зачем ты пришел в этот мир, что хорошего можешь сделать. Ведь если не ценишь свою жизнь, ты становишься источником не радости, а проблем для близких. Герой притчи Бирбал шел совсем по другому пути. Он ценил свою жизнь, а также его жизнь ценили люди, которым он принес добро. Именно поэтому судьба позволила ему сохранить и жизнь, и принципы, в которые он верил. В чем же «подвох» этой притчи? Кто-то может подумать, что притча отрицает трудолюбие. Однако это совсем не так. Притча отрицает трудолюбие бездумное. Трудолюбие без осоз- нания цели, трудолюбие ради накопления. Трудолюбием не заменишь веру. За внешней «деловитостью» не скроешь внутреннюю пустоту. А от чего она появляется, мы уже знаем из предыдущей сказки. Бирбал является исторической личностью. Его жизнь - это пример чудесного сочетания трудолюбия и веры в судьбу. Практическое задание после притчи Благодаря какому действию Бирбал нашел перстень и был спасен? Факир попросил накормить его рыбой. Потроша рыбу, Бирбал нашел у нее в желудке заветный перстень. Действительно, в острые периоды жизни у человека обязательно появится помощник. Главное, увидеть его и принять его помощь. Даже если она внешне выглядит* как просьба. Вспомним, что Бирбал колебался, выполнять ли просьбу факира. Но именно исполнение его просьбы в итоге сохранило Бирбалу жизнь. Инструкция для клиента: «Возьмите лист бумаги и ручку. Подумайте и вспомните недавние просьбы ваших близких людей. Выпишите эти просьбы на лист бумаги. Внимательно перечитайте их. Нет ли среди этих просьб той, которая может положительно повлиять на вашу жизнь... Однако для того чтобы убедиться в важности просьбы факира, Бирбалу пришлось начать ее выполнять... Выполнение просьбы факира для Бирбала было очень затруднительным. Ведь согласно обычаю он не имел право готовить рыбу... Перечитайте еще раз ваш список. Подчеркните самую трудную для выполнения просьбу... Будем помнить о том, что у нас не просят о том, что мы не можем сделать... Подумайте, какие конкретные действия нужно сделать, чтобы эта просьба была выполнена...» Исполнение просьбы может стать темой следующей встречи. Это прекрасно, если клиент совершит самостоятельное действие. Но даже если этого не будет (что вполне нормально и естественно для этой стадии консультирования), «зерно» созидания все равно брошено. Следующая притча «Рассказ о песках» Идрнса Шаха иллюстрирует тему сопротивления клиента позитивным изменениям. Если эта тема особенно актуальна для клиента, можно начинать процесс терапевтического консультирования с этой притчи. Рассказ о песках (притча Ыдриса Шаха) Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала вес преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: - Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток! Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню. - Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветруперенести тебя к месту твоего назначения. - Но как это может произойти? - Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя... Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв се однажды, как сможет она вернуть ее снова? - Ветер. - продолжал песок. - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя. вода снова становится рекой. - Но как я могу проверить это? - Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. Л ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река. - Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня? - Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. - Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной. Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также - да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная, задача выполнима. И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно. - Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река, Река узнавала, а пески шептали: - Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь пут ь от берегов реки до самой горы. Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке. Вопросыдля размышления иобсуждения 1. Что мешало реке сразу принять дружелюбные объятия ветра и перелететь пустыню? . 2. Благодаря чему она все же приняла решение перелететь пустыню? 3. Чему может нас научить эта притча?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |