Художественная интерпретация мифа об Атридах в античной,
западноевропейской, американской драматургии ХХ века
1. Значение античной культуры и литературы для европейской цивилизации. Обращение к извечным сюжетам и образам античности в западноевропейской драматургии ХХ века. Трансформация популярного мифа о «проклятии рода Атридов» в древнегреческой, а также западноевропейской и американской драматургии ХХ века. Глубокое постижение архетипических образов в их сопряжении с философскими, эстетическими, социально-политическими, психологическими проблемами современности. 2. Миф об Атридах. Художественные интерпретации мифа об Атридах трагическими поэтами Древней Греции в V веке до н.э. Справедливый божественный миропорядок и свободная воля человека как основа конфликта в трилогии Эсхила «Орестея». Три основные перепетии трагедии. Драматические характеры Агамемнона, Клитемнестры, Ореста, Электры. Раскрытие в монументальных образах диалектики мироздания и человеческого микрокосмоса. Отражение процесса перехода от моральных норм родового строя к новым, опирающимся на более справедливые и мотивированные законы государства. Идейный смысл трилогии: вера Эсхила в закон справедливого возмездия за преступления и личной ответственности человека за содеянное. 3. Софокл«Электра». Осознание ограниченности возможностей человека перед непостижимыми законами мироздания. Проблема нравственного долга человека. Отказ от сюжетно связанной трилогии, как проявление интереса Софокла к судьбе индивида. Нормативный характер героини. Главная нравственная черта Электры — страдание во имя долга, борьба за правду, уверенность в нравственной истине. 4. Еврипид «Электра», «Орест». Свободное обращение с мифологическими сюжетами. Критическое отношение к богам. Открытие сложного противоречивого мира человеческих чувств, психологическая направленность трагедий. Конфликт в душе человека. Изображение людей такими, «каковы они в действительности». Отражение в трагедии правды жизни, бытовых подробностей, снижающих героический пафос. Мотив безумия в трагедии «Орест» как расплата за пролитую кровь. Эволюция трактовки мифа об Атридах в античной драматургии. Утрата веры в справедливость божественного миропорядка и в гармонический строй общества, актуализация идеи об абсурдности человеческих поступков, находящихся в зависимости от не подвластных разуму иррациональных сил. 5. «Отец американской драмы» Юджин О'Нил как интерпретатор античного сюжета об Атридах. Соединение вечного с современным, проблем начала ХХ века с вневременными нравственными категориями в трилогии «Траур — участь Электры» (1929-1931). Влияние психоаналитических теорий К.Г.Юнга на формально-содержательную структуру произведения О'Нила. Создание новой психологической драмы. Стремление драматурга выразить «греческое чувство судьбы в современном понимании», найти эквивалент античному року в генах, родовых биологических связях. Основной конфликт трилогии: столкновение неистовой стихии любви с пуританской моралью, подавляющей естественное проявление чувства, следованием авторитарным принципам, в которых смерть и убийства являются нормой. Детали внешнего соответствия о′ниловской «Электры» эсхиловской «Орестее»: созвучие имен, форма трилогии. История Мэннонов как подавление «греческого», «языческого» начала в их взаимоотношениях. «Мэнновщина» как психогенетический комплекс. Тема «благословенных островов». Образ Лавинии — «самой интересной преступницы». Роль ремарок, подчеркивающих ассоциативную связь между предметами сценической обстановки и персонажами пьес. Мотив маски, назначение этого важного атрибута античного театра в драматургии ХХ века. Функция света. Музыкальное выражение идеи трилогии. Воплощение в трилогии американского драматурга эсхиловской идеи наследственного проклятия. 6. Философское осмысление античного сюжета в пьесе французского драматурга Жана Жироду «Электра» (1937). Проблемы прошлого и настоящего, иллюзии и реальности. Вопрос о компромиссе, допустимости с точки зрения нравственности забвения прошлых преступлений во имя спокойного настоящего. Парадоксальное столкновение разных мироощущений в драме-дисскуссии: тотального правдоискательства, нравственного максимализма и философского релятивизма, иронического взгляд на абсурдность окружающего мира. Реализация каждого из принципов в конкретной сюжетной ситуации пьесы. 7. Экзистенциальные идеи французского драматурга Жана-Поля Сартра и их отражение в пьесе «Мухи» (1942). Художественная реальность произведения — фантасмагория. Орест как герой, лишенный вины, возлагающий на себя ответственность за чужое преступление. Экзистенциалистский смысл пьесы «Мухи»: перерастание трагедии «ответственности за других» в драму выбора себя и одиночества. 8. Отражение в литературно-сценической истории мифа об Атридах различных философских моделей и психологических нюансов, синтезирующих инвариантную версию «вечного» сюжета с проблемами современности. Творческое прочтение античного мифа драматургами ХХ века соединяющее личностный подход, национальную специфику и непреходящие этические ценности. Тексты Еврипид. Трагедии в 2-х т. — М., 1980. Софокл. Трагедии. — М., 1990. Эсхил. Трагедии. — М., 1989. Жироду Ж. Пьесы. — М., 1981. О′ Нил Ю. Траур — участь Электры: Трилогия. — М., 1975. Сартр Ж.П. Избранные произведения. — М., 1992. ● Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах / Сост., автор вступит. ст. и примечаний С.М. Пинаев. — М., 1996. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.,1975.
Исследования Анненский И.Ф. Художественная обработка мифов об Орестее, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. — Журнал Министерства народного просвещения, 1900, № 7 и 8. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. — М., 1994. Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия.— М., 1982. Коренева М. М. Творчество Юджина О′ Нила и пути американской драмы. — М.,1990. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм.— М., 1970. Михайлов А.Д. Путь Жироду-драматурга // Жироду Ж. Пьесы. — М., 1981. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М.,1978. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М., 1990. Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. — М., 2000. ●
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |