Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музыкальная культура Беларуси в эпоху классицизма (вторая половина XVIII века)



2016-09-16 1291 Обсуждений (0)
Музыкальная культура Беларуси в эпоху классицизма (вторая половина XVIII века) 0.00 из 5.00 0 оценок




Бондаренко, Е. С.

Б811 История белорусской музыкальной культуры до XX века; учеб.-метод. пособие / Е. С. Бондаренкп- Минск: БГПУ, 2007. - 73 с. ISBN978-985-501-418-9.

В пособии рассматриваются вопросы становления и развития профессиональна* белорусской музыки IX—XIX вв. Явления белорусской культуры эпох средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма и романтизма анализируются во взаимосвязи с общеевропейским музыкально-художественным процессом. Приводится ряд монографических тем.

Адресуется студентам музыкально-педагогического факультета БГПУ и всем интересующийся историей белорусской музыки.

УДК 78(476X075.8) ББК8&31{4Беи)я73

©5ондаренкоЕ.С..2007 ©БГПУ, 2007

ISBN978-985r501418-9


ВВЕДЕНИЕ

Курс истории белорусской музыки - музыки нашей страны - занимает од­но из важнейших мест в ряду музыкально-исторических дисциплин. Закономер­но, что изучение национальной музыки является завершающим этапом прохож­дения общей истории музыкального искусства. Знания и навыки, полученные в курсах зарубежной, русской и советской музыки, служат тем фундаментом, на основе которого выстраивается стройная система представлений об историче­ском развитии белорусской музыки, об особенностях существования и функцио­нирования национальной музыкальной культуры в различные эпохи.

Данное пособие является кратким обобщением материалов, собранных со­временными белорусскими музыковедами. Оно выстроено как курс лекций, в темах коуорых отражены этапы периодизации отечественной музыкальной куль­туры до XX века. Канвой данной периодизации являются исторические события, происходившие на этнической территории Беларуси: возникновение и рост Полоцкого княжества в IX - ХШ вв., расцвет белорусской культуры в эпоху Ве­ликого княжества Литовского (ХШ - XVI вв.), преобладание общеевропейских тенденций в белорусском искусстве времен вхождения в состав Речи Посполи-той (XVII - XVHI вв.), переориентация культурной деятельности по русскому образцу во время пребывания Беларуси в составе Российской империи (XIX в.).

Вместе с тем рамки периодов, характеризующих явления музыкального искусства, далеко не всегда совпадают с принятыми в историографии. Согласно последним исследованиям отечественных музыковедов, в частности, работам О. В. Дадиомовой, наиболее целесообразным является разделение музыкальной культуры Беларуси от древности до конца XVHI в. на три неравнозначных этапа. Первый из них объединяет эпохи средневековья и Ренессанса и охватывает вре­менной промежуток с IX до конца XVI в. Второй - XVII - первая половина XVUI в., - освещает музыкально-художественные явления эпохи барокко. Третий -вторая половина ХУШ в., - раскрывает особенности музыкальной культуры Бе­ларуси эпохи классицизма.

Белорусская музыкальная культура XIX в., наиболее полно освещенная в исследовании А, Л. Кашшова и Е. И. Ахвердовой, в первой половине века (1800 -1863 гг.) находилась под влиянием романтических тенденций. Во второй поло­вине столетия (1863 - 1900 гг.) в ней усилилось влияние реализма. Соответст­вующие периоды отражены в последних главах пособия.

Автор выражает глубочайшую благодарность и признательность доктору искусствоведения Ольге Владимировне Дадиомовой, чьи монографии, учебно-методические пособия, статьи и нотные хрестоматии послужили основой для на­писания первых четырех глав данной книги, а также кандидатам искусствоведе­ния Александру Львовичу Капилову и Елене Иосифовне Ахвердовой, чье иссле­дование музыкальной культуры Беларуси XFX - начала XX веков легло в основу последних трёх глав.

Предлагая собственный взгляд на белорусскую музыкальную культуру до XX века, автор рассчитывает создать у студентов музыкально-педагогических ВУЗов целостную систему представлений о явлениях нацио­нального музыкального искусства и пробудить в них живой интерес к изуче­нию и творческой интерпретации национальных музыкальных памятников, как уже найденных, так и ждущих своего открытия.


Глава 1

Особенности музыкальной культуры Беларуси эпох средневековья (IX - XV века) и Ренессанса (XVI век)

Начало формирования белорусского этноса относят к I тысячелетию н. э., к эпохе Великого переселения народов. По мнению современных исто­риков, зарождение белорусской народности стало результатом ассимиляции славянскими племенами живших на этнической территории Беларуси племён бантов. В дохристианский период одной из главных форм духовной жизни и художественной (в том числе и музыкальной) деятельности было устное на­родное творчество. Белорусский музыкальный фольклор, ставший впоследст­вии основой национальной музыки, отразил наиболее существенные черты художественного мышления древних белорусов.

Истоки профессиональной белорусской музыки восходят к эпохе средневековья, ко временам Полоцкого княжества - первого государственого образования на территории Беларуси, - по названию которого первый период истории Беларуси также называется Полоцким (IX - XIII вв.). Полоцкое княжество возникло на средней части великого водного пути «из варяг в гре­ки» и объединило племена кривичей, дреговичей и радимичей, составившие ядро белорусского этноса. В эпоху феодализма и постоянных междоусобиц независимому княжеству часто приходилось отстаивать право на самостоя­тельное существование. В XI в. началась борьба за независимость от Киева, во время которой вокруг Полоцкого княжества объединились более мелкие, что обусловило расцвет древнебелорусского государства в период правления Всеслава Чародея (1044 - 1101). Полоцкое государство вело активную тор­говлю с Западом и Востоком, что стимулировало рост и процветание горо­дов. Но опасность иноземного завоевания вызвала необходимость искать объединения с другими политическими силами. Так в XIII в. начало склады­ваться Великое княжество Литовское.

Создание в XIII в. Великого княжества Литовского стало важной вехой истории отечественной музыкальной культуры, С 1245 по 1569 гг.1 ВКЛ су­ществовало как самостоятельное независимое государство. Прогрессивное политическое устройство, в котором власть великого князя была ограничена советом (радой, позже сеймом) шляхты, выгодное географическое положение от Балтики до Чёрного моря, экономическая мощь страны стали благоприят­ными факторами для развития культуры. Музыкальное искусство Беларуси, ещё сохранявшее в ХШ - XV вв. черты средневекового мышления, пережило в XVI в. момент небывалого взлёта, свидетельствовавшего о наступлении национального Возрождения.

Геополитическое положение белорусских земель на краю восточносла­вянского ареала и в непосредственной близости от Западной Европы помимо положительных моментов (возможностей для развития торговли и культуры)

' От начала правления Миндовга до Люблинской уник, закрепившей конфедеративный союз ВКЛ и Речи Поспал итой,


несло в себе и множество отрицательных. Беларусь с древнейших времен стала ареной разрушительных войн, в которых гибли или вывозились за гра­ницу культурно-художественные ценности, в том числе музыкальные памят­ники. Отсутствие государственности2 вплоть до XX века обусловило некото­рое отставание в сфере музыкальной культуры, снизило значимость в ней композиторско-творческого компонента, сделало подражание и эклектику одним из её отличительных свойств. Вместе с тем, кропотливое изучение ис­тории белорусской музыкальной культуры с территориально-этнических позиций3 свидетельствует о том, что в своём развитии с IX по XIX вв. она прошла все этапы общеевропейского музыкально-стилевого процесса от средневековья и Ренессанса до барокко, классицизма и романтизма.

В культуре белорусского средневековья в IX - ХШ вв.особое значение имели такие города, как Полоцк, Туров, Гродно, Новогрудок и Берестье. На основе раскопок древних курганов установлено, что древние белорусы были земледельцами и охотниками, умели ткать, развивали бондарное и гончарное производство, носили богатые украшения из стеклянных, бронзовых или серебряных бусин. Таким образом, развитая культура была характерна для наших предков ещё в языческие времена.

Важнейшую роль в формировании профессионального музыкального искусства сыграло принятие христианства в 989 году. После крещения в белорусских городах стали активно развиваться архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка, основанные на византийских традициях. В XI - ХП вв. на Беларуси сложились полоцкая, гродненско-новогрудская и другие архитектурные школы, ставшие своеобразным во­площением византийского стиля. В соответствии с византийскими традиция­ми Софийский собор в Полоцке был построен из светлого камня, в нём пре­обладали вертикальные, вытянутые линии, а мозаичный пол из яркой много­цветной керамики поражал контрастными сочетаниями цветов.

В XII в. в культуре Полоцкой земли выдвигается личность историче­ского масштаба - просветительница, виднейшая представительница христи­анства, канонизированная святая Ефросинья Полоцкая (1110 - 1173). Внучка князя Всеслава, княжна полоцкого дома, она выбрала путь подвижничества, проведя жизнь в монастыре. С её именем связывают распространение духов­ной и светской (полоцкое летописание) литературы, развитие церковного де­коративно-прикладного искусства (знаменитый крест Ефросиньи Полоцкой, созданный мастером Лазарем Богатей).

Одним из культурных центров средневековой Беларуси был город Ту­ров, в котором работал древнерусский писатель-проповедник, епископ Ки­рилла Туровский (ИЗО - 1182). Его произведения, в число которых входят проповеди («слова»), дидактические повести, притчи, каноны и молитвы,

1 В соответствии с исследованиями современных историков одним из первых воплощений идеи националь­ной независимости принято считать Великое княжество Литовское, где большую часть населения составля­ли белорусы, а государственным языком долгое время был белорусский.

3 Подробнее об этом в книге: Аладова Р. Н. Константин Горский и его опера «Маргер» в контексте белорус­ской культуры. - Мк., 2005. - С. 5.


создали золотой фонд древнеславянской литературы. Опираясь на традиции античной и византийской ораторской прозы, Кирилла Туройский поднял сла­вянское красноречие на небывалую высоту. Во время деятельности просве­тителя Туров стал центром переписывания книг. Здесь создавались так назы­ваемые лицевые своды - иллюстрированные летописи с красочными живо­писными изображениями.

Построенные в этот период православные храмы (Полоцкий Софийский собор, Благовещенская церковь в Витебске, Борисо-Глебская в Гродно) становились центрами профессионального музыкального искусства. При храмах и монастырях возникали певческие школы, развивавшие тради­ции византийской гимнографии. Белорусская культовая музыка Полоцкого периода была исключительно вокальной (орган в богослужении был запре­щён). Из числа одноголосные песнопений, исполняемые певчими (особой группой монахов, постепенно превращавшейся в профессиональных музы­кантов), выделились особые жанры, музыкальные признаки которых дикто­вались законами строения канонического текста. Среди них важное значение имели:

• тропари - песенно-поэтические импровизации на библейские сюжеты
или апокрифические тексты релипшзно-морализаторского характера;

• стихиры - хвалебные песнопения в честь праздника;

• кондаки - многострофные поэмы на тексты фрагментов из Библии,
славословий Деве Марии и святым великомученикам христианской
церкви, состоявшие из большого количества тропарей;

• каноны - песнопения из девяти песней, каждая из которых состояла из
четырёх строф. Среди строф особое значение имела первая (икос), со­
державшая повторявшуюся мелодическую модель.

Основой музыкального оформления богослужения в белорусских хра­мах был знаменный распев - основной вид древнерусского (шире: восточно­славянского) церковного пения, получивший название от старославянского слова «знамя» (знак). Знамёнами или крюками назывались безлинейные зна­ки, применявшиеся для записи напевов. Заимствованный (как и система жан­ров) из Византии, знаменный распев сложился как самостоятельный вид пе­ния в XII в., когда христианство распространилось в народе и византийские формы стали подвергаться воздействию народного музыкального языка. Му­зыкально-практической основой знаменного пения была система осмогласия, в которой восемь гласов с их особыми гимническими текстами составляли особый цикл («столп»), повторявшийся каждые восемь недель. В основе сис­темы осмогласия была сумма устоявшихся мелодических формул (попевок), служивших материалом для распевания текста на тот или иной глас4. Важно отметить, что подобный попевочный тип музыкальной композиции был свойствен как византийскому стилю, так и западноевропейскому григориан-

4 Определенная консервативность музыкальных традиций православной церкви позволила сохранить систе­му осмогласия до наших дней, дополнив мелодии разных гласов четырехголосной гармонизацией в стиле партесного пения.


скому пению и в целом отражал общие черты средневекового музыкального мышления.

Из белорусских нотных рукописей Полоцкого периода до нас дошли «Песнопения о Ефросинье Полоцкой», датированные XII - XVII вв. Руко­пись, представляющая собой сборник хоровых и сольных песнопений, была найдена и расшифрована5 в конце 1980-х гг. российской исследовательницей средневековой музыки Н. Серёгиной. Монодийные распевы из этого сборни­ка Н. Серёгина датирует ХП столетием. Им свойственно национальное свое­образие, проявившееся во взаимопроникновении черт знаменного распева и григорианского хорала. Текстовой основой музыкального памятника являет­ся «Житие Ефросиньи Полоцкой». В характере музыки возвышенность и просветлённость сочетаются со сдержанностью и суровостью. Диатоническая мелодика/ построенная на основе попевочных принципов, помещена в усло­вия медленно-степенной нетактовой ритмики, подчинённой дыханию певцов. Принципы развития - вариантность строфы, повторность, секвенции, - ти­пичны для средневековой монодии. Речитативные построения псалмодиче-ского типа, отвечающие нормам аскетического бесстрастия, чередуются с распевными, импровизационными фрагментами, передающими тепло живого человеческого чувства.

Несмотря на главенство духовной музыки, в средневековом белорус­ском обществе получила распространение и светская музыкальная тради­ция, отразившая некоторые особенности городской и сельской жизни. О рас­пространении музыкальных инструментов и игры на них свидетельствуют археологические материалы и летописные источники. Так, в «Слове о полку Игореве» (ХП в.) упоминаются «трубы городенские» и полоцкий звон, в Ор­шанском евангелии (ХП1 в.) помещены многочисленные живописные миниа­тюры, изображающие музыкантов. Ими были скоморохи - первые представи­тели профессиональной музыки на восточнославянских землях, странствую­щие актеры, певцы, танцоры, сказители (нередко и авторы) эпических произ­ведений, акробаты, фокусники, позднее дрессировщики животных и куколь­ники. Пение и танцы скоморохи, как правило, сопровождали игрой на музы­кальных инструментах. В рукописях ХШ в. сохранились разнообразные на­звания скоморохов: глумец, глумотворец, смехотворец, плясец, игрец, гудец, свирец (свирельщик). Эти названия свидетельствуют о том, что одной из ос­новных задач древних артистов было веселить, потешать публику. Скоморо­хи, творчество которых было связано с языческими народными обрядами, противостояли аскетичной культуре церкви. Их высоко ценил как простой народ, так и высшие сословия.

Скоморохи играли на самых разных музыкальных инструментах: орга­не, который использовался в Древней Руси для придворных торжеств, гуслях, дуде, сопелях, свирелях, трубах, бубнах6. Известно о существовании на тер-

5 Знаменная запись музыки, являющаяся разновидностью мешенной (знаковой) нотации, нуждается в доста­
точно сложном процессе «перевода» на современный музыкальный язык, называемом расшифровкой.

6 Подробные сведения о древних белорусских музыкальных инструментах помещены в книгах: Назша I. Дз.
Беларуси народный музычныя шструменты. - Мн., 1997; Назина И. Д. Белорусские народные музыкальные


ритории Беларуси профессиональных и непрофессиональных скоморохов7. Последние жили в городах и деревнях, имели собственные земельные наделы и изредка выступали на праздниках. Среди профессиональных скоморохов выделялись странствующие, которые кормились за счёт своего искусства, и оседлые, жившие при княжеских дворах. Деятельность оседлых музыкантов-скоморохов в эпоху Великого княжества Литовского повлияла на формиро­вание придворных инструментальных капелл.

Музыкальная культура Полоцкого периода, воспринявшая восточно­славянские традиции, стала основой для формирования на белорусских зем­лях духовной музыки, связанной с музыкальным оформлением православно­го богослужения, и светского искусства скоморохов, в рамках которого нача­ли развитие вокальное и инструментальное музицирование, а также первич­ные формы композиторского творчества и музыкального театра.

Политические преобразования, связанные с созданием Великого кня­жества Литовского, не означали коренной ломки в истории белорусской культуры. Напротив, для белорусского искусства ХШ - XV вв. характерна преемственная связь с достижениями Полоцкого периода8. Она сказалась в архитектуре и литературе, изобразительном искусстве и музыке. Вместе с тем, некоторые особенности религиозной жизни в ВКЛ изменили первона­чальную однонаправленность белорусского искусства на многовекторность, создали предпосылки для включения национальной культуры в общеевро­пейский художественный процесс. С момента возникновения белорусско-литовского государства в нём в согласии существовали различные вероиспо­ведания и конфессии, среди которых ведущая роль принадлежала правосла­вию и католицизму. Во времена правления Витовта (1392 - 1430) на белорус­ских землях селились татары и евреи, принося сюда свои музыкальные тра­диции. Политика веротерпимости содействовала развитию всех церковных культур, не препятствуя проявлению их региональных особенностей.

Особенно интенсивным было в этот период развитие православных му­зыкальных традиций. В монастырях продолжалось создание нотных рукопи­сей, в которых музыкальный текст песнопений фиксировался знаменной но­тацией. Освоение византийской традиции постепенно уступало место фор­мированию местных региональных циклов церковных распевов: белорусско­го знаменного, киевско-литовского, супрасльского, витебского, могилёвско-го, мирского, слуцкого, несвижского и ряда других. Белорусская православ­ная церковь ХШ - XV вв. была открыта для иноземных влияний - в богослужении звучали торжественные распевы, привезённые из Греции, Болгарии и Сербии.

Развитие и усложнение песнопений, обогащение их мелодико-интонационной и ритмической стороны требовало создания специальных по-

инструменты: Самозвучашне, ударные, духовые. - Мн., 1979; Назииа И. Д. Белорусские народные музы­кальные инструменты: Струнные. - Мн., 1982.

7 Подробнее об этом в книге: Псторыя беларускагз татра, том 1. - Мн., 1980.

8 Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что белорусским землям удалось избежать монголо-
татарского нашествия.


собий по церковному пению - так называемых служебников или «Азбук»г «Азбуки» возникли в XV в., в период расцвета православной певческой куль­туры, и представляли собой пособия для обучения церковнопевческому ис­кусству. Как правило, они содержали перечень знаков музыкальной нотации, помещавшийся в конце певческой книги.

С момента заключения Кревской унии 1386 г. на белорусских террито­риях усиливается влияние католической конфессии. Широко распространя­ется строительство костёлов в белорусских городах: Полоцке, Вильно, Пин-ске, Гродно, Бресте, Ружаяах, Дрогичине и др. Католическая церковь способ­ствует распространению на Беларуси органной музыки, и, начиная с XV в., белорусские земли становятся центром органной культуры. Миссионерско-просветительскую деятельность среди местного населения проводят католи­ческие ордена - организации, объединявшие монахов во имя какого-либо святого. Сохранились сведения о деятельности на белорусских землях орде­нов францисканцев, доминиканцев, кармелитов, бернардинцев, бригиток и пиаров. Новым фактором музыкального оформления богослужения стано­вится привнесение многоголосия, которое было широко распространено в музыке католической церкви (в отличие от православия, сохранявшего тра­дицию одноголосного унисонного исполнения).

Аскетически сдержанная выразительность григорианского хорала во­
площается в одном из важнейших жанров католического богослужения -
мессе. На основе канонизированного текста мессы возник цикл из пяти час­
тей: Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria («Слава»). Credo («Верую»),
Sanctus («Свят»), Agnus Dei («Агнец Божий»), Настроение и характер музыки
каждого раздела мессы определялись содержанием заключённого в нём мо­
литвенного воззвания. Особыми музыкальными жанрами католической церк­
ви являлись также тропы и секвенции9. *

Следует отметить, что сосуществование на белорусских землях православия и католицизма содействовало их своеобразному «соревнова­нию» в деле привлечения паствы и вело к взаимному обогащению музыкаль­ных традиций. Возможно, одним из свидетельств подобного взаимопроник­новения может считаться музыкальный памятник белорусского средневеко­вья - известный церковный гимн «Богородица» (XV в.). Он был широко рас­пространён на многих славянских территориях в различных музыкальных и словесных версиях. Согласно историческим свидетельствам, его пели войска Великого княжества Литовского во время Грюнвальдской битвы (1410).

О дальнейшем распространении светской музыки в XTV - XV вв. со­хранился ряд косвенных документальных свидетельств, которые позволяют сделать вывод о высокой степени интегрированности белорусских земель в музыкальную культуру средневековой Европы. Так, во время битвы с тата­рами полоцкого, новгородского и литовского войска в 1321 г. над полем раз­носились звуки труб и барабанов. С военными событиями 1327 - 1331 гг. бы-

9 Более подробные сведения о мессе и других жанрах католического богослужения содержат в книге: Александрова Н. В., Болеславская Т. И. История зарубежной музыки от древности до середины XVIII виса. -Мн.,2006.


ло связано и пребывание в ВКЛ известного французского поэта к композито­ра Гийома де Машо10, в мемуарах которого сохранились упоминания о Бела­руси.

Крупными центрами развития музыкального искусства являлись в этот период дворы великих князей. Многочисленные исторические свидетельства указывают на наличие при дворах Витовта, Ольгерда и Ягайлы инструмен­тальных капелл. Среди музыкальных инструментов, входивших в состав ка­пелл, упоминаются флейты, трубы, лютни, арфы, виолы, портатив (неболь­шой орган). Это были первые ростки светского музыкального искусства, рас­цвет которого был связан с культурой белорусского Ренессанса.

Ренессанс - эпоха крупнейших экономических и социально-политических преобразований, великих научных и географических открытий, время возрождения традиций античности и расцвета светской гуманистиче­ской мысли. Начавшись в Италии XIV в., ренессансное культурное движение постепенно охватило всю Европу, придя в XVI столетии и на белорусские земли. Здесь, как и в ряде европейских стран, Ренессанс был тесно связан с церковной Реформацией, разрушавшей средневековую систему ценностей и обновлявшей взгляд на человеческую личность1'.

Реформация, оказавшая непосредственное влияние на музыкальную культуру Европы, на белорусских землях приобрела ряд своеобразных черт. Ещё в XIV - XV вв. местная молодёжь (чаще всего, дети привилегированных слоев населения) получила возможность обучаться в европейских универси­тетах, в частности, в Карловском университете в Праге и Ягелонском - в Кракове. Выпускники этих образовательных центров занимали позже веду­щие государственные должности или становились представителями духовен­ства. В результате в XV - XVI вв. в Беларуси не было недостатка в грамот­ных людях, и даже подмастерья ремесленников часто проходили обучение в Польше, Германии и Чехии. В начале XV в. проповедническую деятельность в белорусских городах вёл Иероним Пражский - ученик Яна Гуса, видный представитель реформаторского движения. Установление связей с другими европейскими странами подготовило Реформацию, сделав, однако, её идеи достоянием не широких слоев населения, а магнатов и крупной шляхты. Вместе с тем, с эпохой религиозных преобразований оказалось связанным ещё одно важное событие в культурной жизни Беларуси - создание униат­ской церкви. Брестская церковная уния 1596 г., столь неоднозначно оцени­ваемая историками, сыграла в целом позитивную роль для национальной му­зыкальной культуры. Униатское богослужение, проводимое на белорусском языке, позволило объединить вокальную музыку православия с инструмен­тальными традициями католицизма.

Продолжение развития православных певческих традиций было связа­но с возникновением братств. Эти организации стали своеобразным ответом

10 Гийом де Машо (1300-1377) - французский поэт и композитор, трувер и церковный деятель. Представи­
тель искусства ars nova. Автор первого образца четырехголосной мессы (1364).

11 Подробные сведения а культуре Ренессанса в разных странах Европы содержатся в книге: Кукреш Е.,
Щербакова Н. Культура эпсхи Возрождения. - Мн., 2006.


на деятельность католических орденов и набиравшее силу притеснение пра­вославного населения. Вначале сельские и городские братства объединяли крестьян, горожан, ремесленников. Позже к ним присоединились князья и бояре. Виднейший представитель православной культуры Константин Ост-рожский сумел решить задачу получения высшего образования православ­ными священниками. В городе Острог он основал духовную академию, куда приглашались профессора из Греции и Германии, а также библиотеку и ти­пографию. Опеку над братствами устанавливали состоятельные люди, и в конце XVI в. эти организации достигли большой силы и богатства.

Братства содействовали развитию музыкального образования. При них открывались бесплатные школы, где желающие могли обучаться церковному хоровому пению. Сохранились сведения о хорах Могилёвского, Слуцкого, Несвижского и других братств, отличавшихся высоким исполнительским мастерством. Наметившееся в эпоху средневековья взаимообогащение тра­диций православия и католицизма, сказавшееся в раннем (по сравнению с русской православной церковью) проникновении в богослужение различных форм многоголосия, нашло отражение в репертуаре церковных и монастыр­ских хоров, который содержал в конце XVI в. произведения на 4, 5, 6, 8 и 12 голосов.

Изменение отношения к личности и её вкладу в искусство в ренессансную эпоху вызывало интерес к сочинителям церковной музыки, которые ранее оставались неизвестными (анонимными). Благодаря этому нам стали известны имена некоторых музыкантов, оказавших влияние на разви­тие православной музыкальной культуры. Среди них - Богдан Анисимович, монах супрасльского Добровещенского монастыря, составитель сборника православных церковных гимнов, известного в истории белорусской музьиси как Супрасльский ирмолой12 (1598 - 1601), Этот памятник национального искусства свидетельствует об оригинальности и высоком уровне развития белорусской церковной музыки эпохи Ренессанса.

Песнпения Супрасльского ирмолоя близки к знаменному распеву. Они предназначены для унисонного исполнения, просты по мелодике, в них от­сутствует мелизматика. Этот сборник, как и многие певческие книги суп­расльского монастыря, не дошедшие до нас, был создан, по свидетельствам современников, с целью сохранения и закрепления на будущие времена тра­диций православного знаменного пения. Рукопись ирмолоя украшена моно­хромными и цветными миниатюрами в византийском стиле. Комментарий к сборнику написан на белорусском языке XVI в, Дополнительную ценность этому памятнику белорусского церковного пения придают напевы, посвя­щенные различным местным событиям и торжествам, которые не встречают­ся в других аналогичных рукописях.

Важно отметить, что это рукописное собрание зафиксировано квадрат­ной линейной нотацией, появление которой было важнейшим этапом на пути

п Ирмолой или ирмологий - сборник ирмосов (т. е. первых тропарей в каждой песне канона) православного богослужения на весь год.


к современной нотописи. Процесс перехода к пятилинейной нотации был обусловлен реалиями музыкальной практики: развитие многоголосия требо­вало точной фиксации ритма, которая была невозможна в прежней системе записи. Новая мензуральная нотация, получившая распространение ещё в эпоху средневековья, была достижением католической музыкальной тради­ции.

Развитие католической музыки на белорусских землях в эпоху Ренес­санса шло ускоренными темпами. К XVI в. в хоровой музыке, распространённой в Великом княжестве Литовском, нашли отражение такие западноевропейские музыкальные жанры, как псалом, мотет, мадригал.

Псалом (от греческого «хвалебная песнь») - первоначально гимн ев­рейской религиозной поэзии (наиболее известны псалмы Давида), позже вос­принятый христианской церковью и ставпшй важной частью богослужений и домашних молитв. С XV в. псалмы стали исполняться многоголосно в поли­фоническом сложении punctum contra punctum13. Для итальянских псалмов было характерно применение многоголосия на cantus firmus14, двуххорные и многохорные композиции, привлечение инструментов для поддержки голо­сов. В творчестве нидерландских композиторов Жоскена Депре, Клеменса-не-Папы, а также польского композитора М. Гомулки получил распростране­ние псалмодический мотет.

«Псалтирь» М. Гомулки (издание 1580 г.), написанный на тексты 150 псалмов Давида в переводе Я. Кохановского, был широко известен на Бела­руси, так как сам композитор работал здесь некоторое время. Четырёхголос­ные псалмы М. Гомулки отличаются простотой и доступностью музыкально­го языка, опорой на образцы григорианского хорала, популярные мелодии чешских и гугенотских протестантских гимнов и светских бытовых песен своего времени. В них, в соответствии с поздними образцами жанра мотета, используется вертикально-гармоническая хоровая фактура.

Мотет (от французского mot - слово), наиболее широко распростра­нённый в культуре Ренессанса, был важнейшим жанром западноевропейской духовной и светской музыки ХГП - XVI вв. Первоначально мотет был двух­голосным: к тенору, основанному на мелизматических напевах из католиче­ской службы, присоединялся новый голос с другим текстом, получивший на­звание motetus. Развитие жанра вело к увеличению числа голосов и усложне­нию координации между ними. Постепенно в мотетных (дополнительных) голосах, противостоявших латыни тенора, стали отдавать предпочтение тек­стам на простонародном языке с юмористически-шуточным, сатирическим или эротическим содержанием. Каждый из этих голосов звучал иногда не только на особый текст, но и на другом, чем в других голосах, языке. В верх-

13 Punctum contra punctum (от латинского «точка против точки» или «нота против ноты») - простейший вид организации многоголосия, в котором каждой ноте в одном голосе соответствует одна нота в другом. Понятие послужило основой для термина «контрапункт», которым стали обозначать всю сумму явлений, связанную с линеарной (мелодической) полифонией.

"Cantus firmus (от латинского cantus - «пение» или «голос, которому поручена мелодия») - неизменная ме­лодия в контрапунктической (многоголосной) фактуре. Как правило, излагался более крупными длительно­стями, чем мелодии других голосов.


них голосах часто использовались мелодии народных песен, что новый для музыки средневековья дух демократизма и человечности. высшего расцвета жанр мотета достиг в творчестве Филиппа де Витри и Гий-ома де Машо, которые писали шоритмические мотеты. В основе этих изы­сканных произведений лежал достаточно сложный принцип: ритм части про­ходящего в теноре литургического напева (10 - 20 тактов) рассматривался как «остинатная» формула, которая возвращалась как на протяжении самого напева, так и при его повторениях. В результате повторяющаяся звуковысот-ная линия каждый раз получала иное ритмическое оформление. Возвращаю­щаяся ритмическая формула получила название talea, повторяющаяся звуко-высотная формула ~ color. Color проходила до 12 раз, после чего начиналась новая, более свободная часть мотета. Демократический характер жанра со­хранялся и здесь — Г. де Машо использовал в теноре своих мотетов песенные мелодии. Изоритмические мотеты были, как правило, четырёхголосны.

В средневековых мотетах авторы не согласовывали все голоса по высо­те, а следили лишь за звучанием двух соседних мелодических линий. В ре­зультате в общем звучании часто образовывались диссонансы. В дальнейшем всё большее значение стало придаваться гармонической вертикали, возраста­ла роль интервалов терции и сексты, наметилось осмысление ладофункцио-нальных отношений.

В XV в. мотетом стали называть любое музыкальное произведение, ко­торое было более развито, сложно и торжественно, чем песня. В творчестве Жоскена Депре стал применяться единый для всего мотета текст, для под­чёркивания смысла которого композитор наряду с имитационным складом стал прибегать к гармонически-аккордовому. В XVI в. в творчестве итальян­ских мастеров эпохи Ренессанса О. Лассо, Дж. Габриели и Палестрины воз­росло равноправие голосов и выработался стиль чисто вокальной (без уча­стия инструментов) хоровой полифонии. Хоральный аккордовый склад при­менялся и в сочинениях французских композиторов. Важный вклад в разви­тие мотета в XV -XVI вв. внесли чешские и польские композиторы. В их со­чинениях наряду со связью с католическими литургическими напевами одно­временно проявилось воздействие национальной народной песенности. Оно сказалось и в тематизме, и в приёмах развития, где большую роль играли ва­риационно-распевные способы разработки материала. Лучшие образцы про­изведений польских авторов были известны за рубежом. Так, один из моте­тов польского композитора Вацлава из Шамотул был издан в 1554 г. в Нюрн­берге в собрании «Избранные псалмы», куда, как было указано в предисло­вии, вошли сочинения, созданные «превосходнейшими современными мас­терами музыкального искусства».

К мотету примыкает светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения - мадригал. Название жанра связано с латинским словом mater (мать), что подчёркивает ключевую особенность мадригала, текст которого писался на родном (материнском) языке. Мадригал отличался свободной структурой поэтического текста и гибкостью в передаче его оттенков. В


XVI в. название «мадригал» приобрело значение художественного принципа, связанного со свободой выражения мыслей и чувств.

Сведения о католической музыке Беларуси эпохи Ренессанса ограни­чиваются отдельными фрагментами или упоминаниями некоторых произве­дений. Среди них три мессы (четырёх-, шести- и восьмиголосная) Вацлава из Шамотул, которые упоминаются в инвентаре королевского двора за 1572 г., а также отрывок из пятиголосной мессы и обработка пятиголосной мессы для органа Криштофа Клабана.

Больше мате



2016-09-16 1291 Обсуждений (0)
Музыкальная культура Беларуси в эпоху классицизма (вторая половина XVIII века) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музыкальная культура Беларуси в эпоху классицизма (вторая половина XVIII века)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)